г. Санкт-Петербург
02 июля 2009 г. |
Дело N А56-10709/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: М.Д. Данилиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5606/2009) ООО "Ладожские берега" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2009 по делу N А56-10709/2009 (судья Никитушева М.Г.), принятое
по заявлению ООО "Ладожские берега"
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: С.В. Логунов, доверенность от 12.03.2009 N 03-06/8845
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ладожские барега" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 11.02.2009 N 4706/018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.04.2009 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество просит решение от 06.04.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, документы, представленные инспекцией в подтверждение наличия в действиях Общества состава вмененного правонарушения, получены с нарушением требований КоАП РФ, а потому являются недопустимыми доказательствам по делу. Кроме того, как полагает заявитель, объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, образует отсутствие сопроводительных документов на алкогольную продукцию в месте ее реализации, а не факт непредъявления этих документов работником организации в момент проверки.
Представитель Общества, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. В Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступило письменное ходатайство Общества об отложении судебного заседания в связи с защитой дипломной работы его представителя.
Ходатайство об отложении отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку юридическое лицо вправе прибегнуть к услугам иного представителя, в том числе адвоката, а неявка представителя Общества, надлежаще и заблаговременно извещенного о времени и месте слушания дела, не препятствует рассмотрению жалобы в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что на основании поручения от 02.02.2009 N 6а сотрудниками Инспекции 02.02.2009 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, расположенном по адресу: Ленинградская область, д. Назия, ул. Рыночная, д. 1, принадлежащем ООО "Ладожские берега".
В ходе проверки установлено, что на алкогольную продукцию: водка "Стольная", 40%, 0,5 л, дата розлива 17.08.2007 - 7 бутылок, настойка сладкая "Боровинка Уральская" - 20%, 0,5 л, дата розлива 16.05.2007 - 1 бутылка, вино столовое п/сладкое розовое "Изабелла", 10,5%, 0,75 л, дата розлива 07.03.2008 - 1 бутылка на момент проверки отсутствовали товарно-транспортные накладные.
Указанные обстоятельства изложены в акте от 02.02.2009 N 1091 (л.д. 7).
Инспекцией 10.02.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 4706/15018, в котором указано, что Обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении пункта 1 и 2 статьи 10.2, пункта 2 и 3.1 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Закона Российской Федерации N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пункта 9, 138, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, в части непредставления документов на реализуемую алкогольную продукцию в момент проверки по требованию должностных лиц налогового органа (товарно-транспортная накладная и справки к товарно-транспортной накладной и грузовой таможенной декларации).
Постановлением от 11.02.2009 N 4706/018 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отклонил заявление Общества, так как пришел к выводу о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификатов соответствия и сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
К числу таких документов положения статьи 10.2 названного Закона относят товарно-транспортную накладную, грузовую таможенную декларацию и справки, прилагаемые к грузовой таможенной декларации (на импортную продукцию) и к товарно-транспортной накладной (на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона.
Пунктами 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров установлена обязанность продавца иметь на продаваемую алкогольную продукцию и по требованию предъявлять сертификат и сопроводительные документы, а именно: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию).
Часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Особенность квалификации правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ - выявление предусмотренных в диспозиции указанной нормы признаков нарушения любых правил продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления Инспекции следует, что Обществу вменяется правонарушение, выразившееся в непредоставлении товарно-транспортных накладных по требованию проверяющих в момент проверки.
Указанные документы, представлены Обществом в Инспекцию - на вино столовое п/сладкое розовое "Изабелла", 10,5%, 0,75 л - 03.02.2009, а на настойку сладкая "Боровинка Уральская", 20%, 0,5 л - 10.02.2009.
В данном случае непредставление контролирующему органу во время проведения проверки документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, при их наличии и последующим представлении при рассмотрении материалов административного дела, является квалифицирующим признаком, отличающим правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, от состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 этой же статьи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Непредставление в момент проверки справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, находящуюся в продаже, является нарушением пунктов 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров.
Кроме того, в апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что акт проверки от 02.02.2009 N 1091 не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку составлен по результатам контрольной закупки. Таким образом, по мнению заявителя, инспекция не представила достоверных доказательств, подтверждающих событие вмененного ему правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 6.6 этого же Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что проверка принадлежащего обществу магазина Инспекцией проведена не в рамках контрольной закупки, а в пределах ее компетенции на основании поручения от 02.02.2009 N 6а, в котором прямо указано на проведение проверки соблюдения Обществом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2009 по делу N А56-10709/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ладожские берега" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10709/2009
Истец: ООО "Ладожские берега"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5606/2009