г. Санкт-Петербург
30 июня 2009 г. |
Дело N А56-17872/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5992/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области
на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2009 по делу N А56-17872/2006 (судья Маркин С.Ф.), принятое
по иску (заявлению) Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) в лице филиала - Кировского ОСБ 7915
к 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области,
2) Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области,
3) Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ,
4) Муниципальное образование "Кировский муниципальный район Ленинградской области" в лице Комитета финансов МО "Кировский муниципальный район Ленинградской области",
5) Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области,
3-е лицо: ТОО "Лада"
о взыскании судебных расходов
при участии:
от заявителя: Новикова О.В. по доверенности от 11.06.2008 N 01-2/24-2424;
Крощук Я В. по доверенности от 28.11.2008 N 01-2/24-1148;
от ответчиков: 1) Баранов А.М. по доверенности от 11.01.2009 N 03-06/56;
2) Рыжикова Ю.А. по доверенности от 31.12.2008;
3) Рыжикова Ю.А. по доверенности от 19.01.2009 N 1-943;
4) не явились, извещены;
5) не явились, извещены;
от 3-го лица: не явились, извещены;
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее - Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о взыскании с Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области 180 000 руб. неосновательного обогащения и проценты за пользование денежными средствами на дату вынесения решения.
Определением от 20.03.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены муниципальное образование "Кировский муниципальный район Ленинградской области" в лице Комитета финансов МО "Кировский муниципальный район Ленинградской области" и Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области. Этим же определением произведена замена ненадлежащего ответчика - Минфина РФ на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Минфина РФ.
Решением от 22.04.2008 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2008 решение от 22.04.2008 отменено, по делу принят новый судебный акт. В пользу Банка взыскано 157 027 руб. 88 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и 22 972 руб. 12 коп. с Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области. Принят отказ от требования о взыскании 16 216 руб. 20 коп. процентов, производство по делу в данной части прекращено. В иске к Инспекции, Управлению и МО "Кировский муниципальный район Ленинградской области" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда от 03.10.2008 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу в части отмены решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2008 по тому же делу и в части принятия отказа акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) от требования о взыскании 16 216 руб. 20 коп. процентов оставлено без изменения, в остальной части постановление от 03.07.2008 отменено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области возвратить акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) из соответствующих бюджетов 180 000 руб. неосновательного обогащения. В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации - Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области, к муниципальному образованию "Кировский муниципальный район Ленинградской области" в лице Комитета финансов муниципального образования "Кировский муниципальный район Ленинградской области" и к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области отказано. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области в пользу Министерства финансов Российской Федерации взыскано 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы.
Определением от 03.03.2009 арбитражный суд удовлетворил заявление Банка. С Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области взыскано 5 700 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы по делу.
Инспекция, не согласившись с вышеуказанным судебным актом, подала апелляционную жалобу, в которой просит определение суда первой инстанции отменить в связи нарушением судом норм материального и процессуального права.
По мнению налогового органа, в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2008 N281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 31.01.2009 налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (подпункт 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ). Таким образом, взыскание с налогового органа 5 700 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы неправомерно.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Банка возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Остальные стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представители не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. По этим же правилам распределяются судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исключается возможность рассмотрения арбитражным судом заявления о распределении судебных расходов в том же деле и тогда, когда оно подано после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций.
Как следует из материалов дела, при подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4 700 руб., при подаче апелляционной жалобы истцом была уплачена государственная пошлина в размере 1 000 руб., всего 5 700 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Банка, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежал применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Указанная позиции была изложена в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ".
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с 31.01.2009 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Однако, порядок распределения судебных расходов, предусмотренный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не изменился - расходы по уплате пошлины взыскиваются непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к выводу, что довод апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с налогового органа государственной пошлины подлежит отклонению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу 30.01.2009, пункт 1 статьи 333.37 части второй Налогового кодекса РФ дополнен подпунктом 1 пункта 1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, освобождение государственных органов, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты госпошлины возможно с момента вступления названного Федерального закона в силу, то есть с 30 января 2009 года.
Поскольку 17.11.2008, на момент подачи в суд заявления Банка от 05.11.2008 о распределении судебных расходов, указанные изменения Налогового кодекса РФ не вступили в силу, они не подлежат применению по настоящему делу.
Кроме того, основания для взыскания судебных расходов у Банка возникли до вступления в силу названного закона, с момента вступления в законную силу последнего судебного акта, которым был рассмотрен вопрос о взыскании суммы неосновательного обогащения по существу, т.е. постановления ФАС СЗО от 03.10.2008.
При таких обстоятельствах, определение суда о взыскании с налогового органа 5 700 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 марта 2009 года по делу N А56-17872/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17872/2006
Истец: Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО) филиал -Кировское ОСБ 7915, Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО)
Ответчик: УФК по ЛО, Управление Федерального казначейства по Ленинградской области, МО "Кировский район Ленинградской области в лице Комитета финансов МО "Кировский муниципальный район Ленинградской области", Министерство Финансов РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Ленинградской области, Комитет финансов Ленинградской области
Кредитор: УФНС по г. Москве
Третье лицо: ТОО "Лада"
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-17872/2006
30.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9012/2007
03.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-17872/2006
03.07.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9012/2007