г. Санкт-Петербург
18 августа 2009 г. |
Дело N А56-35053/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7207/2009) Негосударственного пенсионного фонда "Невская перспектива" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2009 по делу N А56-35053/2008 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску (заявлению) Негосударственного пенсионного фонда "Невская перспектива"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО
о признании недействительным предписания о предоставлении документов
при участии:
от истца (заявителя): Хитров А.А. - доверенность N 01-06/2009 от 04.06.2009;
Баканов А.В. - доверенность N 02-02/09 от 02.02.2009;
от ответчика: Дмитриев С.И. - доверенность N 56 от 02.12.2008;
установил:
Негосударственный пенсионный фонд "Невская перспектива" (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР России, ответчик) о предоставлении документов от 04.09.2008 N 20/1716.
Решением суда от 04.05.2009 заявление Фонда оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое Фондом предписание нарушает права третьих лиц (вкладчиков), не привлеченных к участию в деле, что является основанием для отмены судебного акта. Также податель жалобы считает, что у РО ФСФР России отсутствовали законные основания для истребования оригиналов договоров и распорядительных писем к ним на все пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель РО ФСФР России просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании выданной Федеральной службой по финансовым рынкам лицензии N 170/2 от 27.07.2004 Фонд осуществляет по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
17.07.2008 РО ФСФР России в СЗФО вынесен приказ N 173 о проведении плановой выездной проверки деятельности Негосударственного пенсионного фонда "Невская перспектива", предметом которой является соблюдение проверяемым лицом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах.
Из служебной записки начальника отдела РО ФСФР России от 04.09.2008 следует, что руководством Фонда нарушаются права группы инспекторов, предусмотренные пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ), а именно право доступа к документам и информации, которые необходимы для осуществления контроля за деятельностью Фонда. Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения РО ФСФР России 04.09.2008 предписания N 20/1716 о предоставлении документов. Указанным предписанием Фонду предписано представить в РО ФСФР России в СЗФО в срок - 5 рабочих дней с даты получения настоящего предписания следующие документы:
- реестр пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения в бумажном виде и на электронном носителе;
- копии карточек пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения (с информацией, указанной в п.п. 7.4, 7.5 Пенсионных правил негосударственного пенсионного фонда, зарегистрированных Министерством труда и социального развития РФ 29.12.2003 N 170н) по каждому вкладчику, участнику на бумажном носителе и в электронном виде;
- подтверждение о доведении информации до каждого вкладчика, участника о состоянии пенсионных счетов по негосударственному пенсионному обеспечению;
- оригиналы договоров и распорядительных писем к ним на все пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения.
Считая вынесенное РО ФСФР России в СЗФО предписание недействительным, Фонд обжаловал его в судебном порядке.
Установив, что оспариваемое предписание вынесено РО ФСФР России в СЗФО в соответствии с действующим законодательством и доказательств нарушения прав и законных интересов Фонда заявителем не представлено, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Фонда подлежит частичному удовлетворению.
Суд первой инстанции исходя из положений статьи 34 Закона N 75-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 N 669 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью", Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Регламент) правомерно отклонил доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание подписано неуполномоченным лицом и установленный в предписании срок для предоставления документов является нереальным для исполнения.
Согласно статье 34 Закона N 75-ФЗ в целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.
При осуществлении контроля сотрудники уполномоченного федерального органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя указанного органа (его заместителя) о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, а также право доступа к документам и информации (в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом), которые необходимы для осуществления контроля, а также доступ к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации (пункт 5 статьи 34).
В силу п.6.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение) с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФСФР России имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам. Таким образом, РО ФСФР России самостоятельно определяет объем информации, необходимой для осуществления возложенных на нее полномочий.
Оспариваемым предписанием Фонду предписано представить в РО ФСФР России в СЗФО реестр пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения, копии карточек пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения по каждому вкладчику, участнику, подтверждение о доведении информации до каждого вкладчика, участника о состоянии пенсионных счетов по негосударственному пенсионному страхованию.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что при проведении проверки Фондом указанные документы не были представлены, либо были представлены не в полном объеме (том 3 лист дела 49).
В соответствии со статьей 3 Закона N 75-ФЗ пенсионный счет - форма аналитического учета в фонде, отражающая обязательства фонда перед вкладчиками, участниками или застрахованными лицами; пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения - форма аналитического учета в фонде, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление дохода, начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет), а также начисление выкупных сумм участнику (участникам) для перевода в другой фонд при расторжении пенсионного договора;
По мнению подателя жалобы, обработка оператором персональных данных вкладчиков Фонда, без их согласия является нарушением прав заявителя на добросовестное исполнение своих обязанностей перед третьими лицами (вкладчиками Фонда). Поскольку обработка персональных данных включает в себя такое действие как распространение персональных данных, то оспариваемым предписанием РО ФСФР России в СЗФО нарушаются права третьих лиц, не привлеченных к участию в деле, что, по мнению Фонда, является основанием для отмены принятого судебного акта.
Данный довод заявителя отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
В соответствии с пунктом 5.3.6.1. Положения Федеральная служба по финансовым рынкам проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 5.3.7 Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Таким образом, при проведении проверки РО ФСФР России имеет право доступа к документам и информации (в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом), которые необходимы для осуществления контроля, а также доступ к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации, в связи с чем, истребование у Фонда обжалуемым предписанием реестра пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения, копий карточек пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения по каждому вкладчику, участнику, подтверждения о доведении информации до каждого вкладчика, участника о состоянии пенсионных счетов по негосударственному пенсионному страхованию является законным.
Выносимые по результатам рассмотрения данного конкретного спора судебные акты на права и обязанности вкладчиков Фонда не влияют. Наличие статуса вкладчика Фонда само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица.
Доказательств обратного Фондом в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Рассматривая вопрос о наличии либо отсутствии факта нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Как установлено судом первой инстанции доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов Фонда заявителем не представлено. При рассмотрении данного спора в апелляционном суде заявителем также не представлены доказательства, подтверждающие, что предписанием РО ФСФР в СЗФО нарушены права и законные интересы Фонда.
При таких обстоятельствах предписание РО ФСФР России в СЗФО от 04.09.2008 N 20/1716 в части обязания Фонда представить реестр пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения; копии карточек пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения по каждому вкладчику, участнику; подтверждение о доведении информации до каждого вкладчика, участника о состоянии пенсионных счетов по негосударственному пенсионному страхованию вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако, апелляционная инстанция считает, что у РО ФСФР в СЗФО при вынесении оспариваемого предписания отсутствовали законные основания для возложения на Фонд обязанности по представлению оригиналов договоров и распорядительных писем к ним на все пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 19.5 Регламента оригиналы документов предоставляются только на обозрение инспекторов в помещении проверяемой организации. Инспекторы вправе затребовать изготовление копий любых документов организации, предоставленных для проведения проверки. Таким образом, РО ФСФР в нарушение указанного пункта Регламента предписало Фонду представить оригиналы договоров и распорядительных писем к ним, в связи с чем, в данной части предписание является недействительным.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2009 по делу N А56-35053/2008 изменить.
Признать недействительным предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым ранкам в Северо-Западном федеральном округе от 04.09.2008 N 20/1716 в части обязания Негосударственного пенсионного фонда "Невская перспектива" представить оригиналы договоров и распорядительных писем к ним на все пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35053/2008
Истец: Негосударственный пенсионный фонд "Невская Перспектива"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО
Кредитор: Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10076/2008