г. Санкт-Петербург
21 сентября 2009 г. |
Дело N А56-17835/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9471/2009) Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2009 по делу N А56-17835/2009 (судья Градусов А.Е.), принятое
по заявлению ООО "Авенир Менеджмент"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
при участии:
от истца (заявителя): Талагаева Ю.В. по доверенности от 12.09.2009; Кабаков А.Ю. по доверенности от 12.05.2009
от ответчика (должника): Ярметова Э.И. по доверенности от 29.06.2009 N 03-04/4047
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авенир Менеджмент" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган), выразившееся в не возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 2 400 823, 84 руб. и обязании налогового органа исполнить решения о возврате от 02.03.2009 N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 17, N 18, N 19, N 20, N 21.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции в связи с возвратом налоговым органом спорных денежных сумм налогоплательщик заявил ходатайство об изменении предмета иска и просил признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не начислении и не уплате процентов в связи с нарушением срока возврата излишне уплаченных налогов и обязать налоговый орган начислить и уплатить указанные проценты в сумме 41 109 руб.
Судом первой инстанции ходатайство отклонено как противоречащее положениям статье 49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2009 бездействие Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 2 400 823,84 руб. признано незаконным. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 2 400 823,84 руб., отменить и в указанной части принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, бездействие инспекции, выразившееся в не возврате излишне уплаченного налога отсутствовало, поскольку заявление на возврат ошибочно перечисленных денежных средств налогоплательщик представил 26.02.2009, решения о возврате налога приняты инспекцией 02.03.2009 и 03.03.2009 направлены в территориальный орган Федерального казначейства по месту зачисления денежных средств.
В судебном заседании представители сторон дали свое согласие на рассмотрение спора в пределах апелляционной жалобы, в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.
Представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, считая решение суда первой инстанции правильным.
Законность и обоснованность Решения суда первой инстанции от 08.06.2009 в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик осуществил перечисление денежных средств на уплату налогов на общую сумму 2 400 823, 84 руб. с указанием неверных платежных реквизитов, а именно с указанием в качестве получателя ИФНС России N 5 по городу Москве.
В связи с указанной ошибкой уплаченные денежные средства поступали как неопределенные по плательщику в адрес ИФНС России N 5 по городу Москве.
По заявлению налогоплательщика от 26.02.2009 о возврате излишне уплаченного налога Межрайонная ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу вынесла решения от 02.03.2009 NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 о возврате сумм ошибочно перечисленных налогов на общую сумму 2 400 823, 84 руб.
Поскольку денежные средства в установленный законом срок не поступили на расчетный счет налогоплательщика, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, в части признания незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 2 400 823,84 руб., указал на то, что поскольку факт не возврата Обществу ошибочно перечисленных денежных средств в течение одного месяца с момента подачи заявления подтвержден материалами дела, бездействие инспекции является незаконным.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что в силу статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Налоговые органы обязаны осуществлять возврат сумм излишне уплаченных налогов в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Из материалов дела следует, что заявление на возврат ошибочно перечисленных денежных средств налогоплательщик представил в Инспекцию 26.02.2009.
В соответствии с требованиями п. 8 ст. 78 НК РФ (в рамках 10-ти дневного срока) инспекцией 02.03.2009 приняты решения о возврате налога.
Согласно п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов, перечисляются Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Пунктом 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного Приказом МФ РФ N 92н от 05.09.2008, установлено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок не превышающий 3-х рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно положениям письма Минфина России от 24.10.2005 N 02-14-10а/2909 и письма Федерального казначейства от 18.10.2006 N 42-5.2-10/504 денежные средства, ошибочно перечисленные на счет территориального органа Федерального казначейства другого субъекта и отнесенные на невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, могут быть возвращены плательщику Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа на основании письменного обращении администратора поступлений того субъекта Российской Федерации, в который данный платеж должен был поступить.
Материалами дела подтверждено, что администратором поступлений (налоговым органом) заявки на возврат налога (решения) в общей сумме 2 400 823,84 рубля направлены в Управление Федерального казначейства по г. Москве (Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа) 03.03.2009, то есть на следующий день после принятия решений о возврате (л.д. 58, 61 т. 1).
Доказательств того, что направленные 02.03.2009 Инспекцией в казначейство документы содержали ошибки, что повлекло возврат указанного решения или не были получены Управлением Федерального казначейства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в соответствии с требованиями НК РФ налоговым органом были совершены определенные действия, направленные на возврат Обществу излишне уплаченного налога.
Поскольку налог Обществу в течение месяца не был возвращен, 09.04.2009 налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия инспекции.
Установив факт не возврата Федеральным казначейством излишне уплаченного налога, инспекция повторно 04.05.2009 направила соответствующие заявки (решения о возврате) в казначейство.
Фактически возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченных налогов осуществлен 15.05.2009, что подтверждается выпиской по банковскому счету от 21.05.2009.
При таких обстоятельствах, факт возврата налогоплательщику излишне уплаченного налога с нарушением установленного законом срока подтвержден материалами дела. Просрочка составила 49 дней.
Однако, учитывая, что предметом настоящего спора является признание незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 2 400 823,84 руб. в установленный законом срок, а материалами дела подтверждено совершение налоговым органом определенных НК РФ действий по возврату (принятие в течение 10 дней решений о возврате налогов и направления их в Федеральное казначейство по г. Москве), вывод суда о незаконном бездействии инспекции не соответствует фактическим обстоятельствам.
В связи с указанными обстоятельствами в рассматриваемом деле отсутствует незаконное бездействие налогового органа по не возврату излишне уплаченного Обществом налога.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене, а требования Общества - оставлению без удовлетворения.
Апелляционным судом признаются несостоятельными ссылки Общества на пункт 6 и пункт 10 статьи 78 НК РФ по следующим основаниям.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом, указанной нормой не установлено, что обязанность по возврату налога в течение одного месяца возложена именно на налоговый орган.
Пункт 6 статьи 78 НК РФ корреспондируется с пунктом 10 указанной нормы.
Согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 указанной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Следовательно, действующим законодательством о налогах и сборах обязанность по начислению и выплате процентов не поставлена в зависимость от оснований несвоевременного возврата (бездействие налогового органа, нарушение сроков возврата Федеральным казначейством, отсутствие средств в бюджете и т.д.)
Таким образом, при нарушении срока возврата налогоплательщик вправе требовать, а налоговый орган обязан произвести начисление и возврат процентов за нарушение срока возврата налогов, в не зависимости от наличия или отсутствия незаконных действий, бездействия какого-либо государственного органа, либо иных обстоятельств.
Поскольку предметом настоящего спора не является обжалование бездействия инспекции, выразившееся в не начислении процентов за несвоевременный возврат налога, доводы налогоплательщика подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 8 июня 2009 года по делу N А56-17835/2009 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении требований ООО "Авенир Менеджмент" в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17835/2009
Истец: ООО "Авенир Менеджмент"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N10 по Санкт-Петербургу, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Санкт-Петербургу