28 января 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-11215/2007 |
Резолютивная часть постановления вынесена 21 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Магановой Т.В., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" и судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Хрущевой Ю.В. на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2007 года по делу N А05-11215/2007 (судья Бунькова Е.В.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - МУП "Жилкомсервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по городу Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Хрущевой Ю.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании недействительным постановления от 30.10.2007 о взыскании исполнительского сбора; с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2007 заявленные требования частично удовлетворены; оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 30.10.2007 признано недействительным в части взыскания исполнительского сбора в размере 67 186 руб. 14 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
МУП "Жилкомсервис" и судебный пристав-исполнитель с судебным решением не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят суд апелляционной инстанции его отменить.
МУП "Жилкомсервис" в своей апелляционной жалобе указывает на то, что, поскольку оспариваемым решением суда от 28.11.2007 постановление о взыскании исполнительского сбора признано недействительным в части, оно неправомерно и в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель в своей жалобе указывает на правомерность взыскания исполнительского сбора в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы ввиду того, что должником не предпринимались меры к погашению долга в добровольном порядке, ходатайство о снижении размера сбора не заявлялось. К тому же предприятие имеет достаточно денежных средств и иного имущества для погашения долга.
Судебный пристав-исполнитель в отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы предприятия; просит суд апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы отказать.
МУП "Жилкомсервис" и управление отзывы не представили.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили. До начала судебного заседания от судебного пристава-исполнителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 9 Федерального Закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Как следует из материалов дела, по решению Арбитражного суда Архангельской области от 13.03.2007 по делу N А05-1511/2007 с муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" в федеральный бюджет взыскана сумма 1 919 604 руб. 07 коп. На основании данного решения арбитражным судом 15.06.2007 выдан исполнительный лист N 1/0090459. После получения исполнительного листа отделом службы судебных приставов по г. Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее - ОСП) вынесено постановление от 23.10.2007 о возбуждении исполнительного производства N 25/17508/1273/4/2007.
В связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требований, указанных в исполнительном листе, судебный пристав-исполнитель ОСП Хрущева Ю.В. вынесла постановление от 30.10.2007 о взыскании с предприятия исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой по исполнительному листу суммы, что составило 134 372 руб. 28 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП "Жилкомсервис" оспорило его в арбитражном суде.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
В данном случае судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено 23 октября 2007 года. При этом в нем установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения судебного решения согласно пункту 3 статьи 9 Закона об исполнительном производств. Данное постановление получено МУП "Жилкомсервис" 24 октября 2007 года. В установленный срок МУП "Жилкомсервис" не исполнило решение суда в добровольном порядке.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, пункт 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу указанной статьи во взаимосвязи со статьями 85 и 87 названного Федерального закона эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Между тем установленный размер взыскания - семь процентов от взыскиваемой суммы - представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
В данном случае суд первой инстанции установил обстоятельства, которые следовало учесть при определении размера подлежащего взысканию исполнительского сбора. В частности, на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора предприятие имело значительную кредиторскую задолженность, включая задолженность, сроки уплаты которой определены мировыми соглашениями, утвержденными арбитражным судом, и некоторые из них наступили после возбуждения исполнительного производства.
К тому же судом установлено, что должник после возбуждения исполнительного производства предпринял действия по взысканию сумм дебиторской задолженности путем обращения в суд. При этом одним из основных должников МУП "Жилкомсервис" является администрация муниципального образования "Город Новодвинск", которая ссылалась на недостаточность средств в бюджете 2007 года. Многие из дебиторов МУП "Жилкомсервис" являются муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, также находящимися на бюджетном финансировании. Помимо этого, в отношении некоторых крупных дебиторов предприятия в службе судебных приставов на исполнении находятся исполнительные листы, по которым исполнительные производства не окончены.
Приведенные обстоятельства существовали на момент принятия постановления о взыскании исполнительского сбора. В то же время они не были рассмотрены и учтены судебным приставом-исполнителем при вынесении этого постановления.
Кроме того, из отзыва судебного пристава-исполнителя на апелляционную жалобу предприятия следует, что в день вынесения оспариваемого постановления (30.10.2007) в отдел судебных приставов поступило заявление должника об отложении исполнительных действий, а также копия заявления о рассрочке исполнения судебного решения от 13.03.2007 по делу N А05-1511/2007. Заявление не было удовлетворено, поскольку, по данным судебного пристава-исполнителя, на расчетных счетах должника имелись денежные средства, а на балансе - ликвидное имущество и дебиторская задолженность.
В то же время по состоянию на 11.10.2007 у предприятия отсутствовали денежные средства на банковских счетах (л.д.7-10).
В результате оценки указанных обстоятельств, а также степени вины МУП "Жилкомсервис" в неисполнении в срок исполнительного документа и с учетом поведения должника, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для снижения установленного размера исполнительского сбора в два раза, до 3,5% от суммы, взыскиваемой по исполнительному листу. При этом в судебном решении правильно отмечено, что оспариваемое постановление в части взыскания с предприятия исполнительского сбора в сумме 67 186 руб. 14 коп. без учета обстоятельств, являющихся основанием для снижения размера исполнительского сбора, не соответствует Закону об исполнительном производстве, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое постановление недействительным в части взыскания с МУП "Жилкомсервис" исполнительского сбора в сумме 67 186 руб. 14 коп.
Мнение предприятия о том, что судом первой инстанции при принятии решения о признании оспариваемого постановления в части нарушены положения части 2 статьи 201 АПК РФ, является ошибочным. Возможность признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части предусмотрена частью 4 статьи 201 АПК РФ.
К тому же должником предприняты меры к взысканию сумм дебиторской задолженности путем направления заявлений в суд после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Наряду с этим не может быть принят во внимание и довод судебного пристава-исполнителя о том, что должник не заявлял ходатайство о снижении размера исполнительского сбора до 3,5 процентов, поскольку суд вправе самостоятельно принять решение по делу с учетом конкретных обстоятельств.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Апелляционные жалобы МУП "Жилкомсервис" и судебного пристава-исполнителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2007 года по делу N А05-11215/2007 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" и судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Хрущевой Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Маганова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11215/2007
Истец: МУП "Жилкомсервис" МО "Город Новодвинск"
Ответчик: Отдел судебных приставов по г. Новодвинску УФССП РФ по Архангельской области (судебный пристав-исполнитель Хрущева Ю.В.)
Третье лицо: Управление по технологочискому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5482/2007