г. Вологда
21 января 2008 г. |
Дело N А66-7534/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Пестеревой О.Ю., Виноградовой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2007 года по делу N А66-7534/2007 (судья Владимирова Г.А.),
установил
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области (далее - инспекция, МИФНС) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Казарян Раисе Вагаршаковне о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2007 года заявленные требования инспекции оставлены без удовлетворения.
Инспекция с указанным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на доказанность факта совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса, что подтверждается отсутствием на момент проверки у предпринимателя сертификата соответствия на алкогольную продукцию.
Отзыв на апелляционную жалобу инспекцией не представлен.
Предприниматель и инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований инспекции.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании поручения начальника инспекции от 15.10.2007 N 000094 проведена проверка торгового павильона предпринимателя по вопросу соблюдения условий действия лицензии и легальности происхождения алкогольной продукции, по результатам которой инспекцией составлены протоколы о привлечении предпринимателя к административной ответственности от 16.10.2007 за номерами 204 и 205. На основании протокола N 204 инспекцией вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за нарушение части 3 статьи 14.16 Кодекса.
В протоколе N 205 отражено, что 16.10.2007 в торговом павильоне кафе "Ямщик", расположенном по адресу: Тверская область, город Ржев, улица К.Маркса, от имени предпринимателя барменом Косаревой Ириной Петровной продана бутылка водки Тверская, березовая "Люкс" (емкостью 0,5 л., по цене 200 рублей). На данную алкогольную продукцию отсутствует сертификат соответствия, а также справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным (раздел "А" и "Б"), подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, в связи с чем нарушены статьи 10.2, 11, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). Административное правонарушение квалифицировано инспекцией по части 2 статьи 14.16 Кодекса.
Считая факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным, инспекция обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на отсутствие оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса в виду отсутствия лицензии у предпринимателя на право розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем он не может нести ответственность за отсутствие документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции. Суд также учитывал ранее вынесенное в отношении предпринимателя постановление о привлечении его к административной отвесности по части 3 статьи 14.16 Кодекса за факт реализации барменом бутылки водки.
Апелляционная инстанция считает вывод Арбитражного суда, содержащийся в решении, ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса административная ответственность предусмотрена за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Абзацем 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта и алкогольной продукции определен как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2). Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 10.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" утверждена форма справки и правила ее заполнения. Согласно пункту 2 данного постановления при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара; при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.
Кроме вышеприведенного закона правила розничной продажи алкогольной продукции установлены в разделе I "Общие положения" и разделе ХIХ "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80 с изменениями от 23.05.2006) (далее - Правила).
Согласно пункту 12 названных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом соответствия; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительным документом, оформленным изготовителем или поставщиком (продавцом). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Пунктом 139 Правил предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемую к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что при розничной торговле документы на алкогольную продукцию или их надлежаще заверенные копии, подтверждающие легальность ее оборота, продавец обязан иметь и они должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится розничная продажа алкогольной продукции, поскольку с ними должен быть ознакомлен потребитель, то есть любое лицо, по его требованию.
Как видно из материалов административного производства, в момент проведения проверки предпринимателем не представлены затребованные инспекцией документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции.
Данные документы предпринимателем не представлены и после проведения поверки.
Часть 2 статьи 14.16 Кодекса в качестве оснований для привлечения к административной ответственности в числе нарушений правил продажи алкогольной продукции устанавливает фактическое отсутствие как таковых документов, свидетельствующих о легальности находящейся на реализации алкогольной продукции.
Таким образом, инспекцией правильно установлено совершение предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что за факт продажи барменом алкогольной продукции - бутылки водки предприниматель Казарян Р.В. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса. Данный факт в постановлении инспекции N 319-04 от 25.10.2007 не указан.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции неправильно оценил обстоятельства дела, что, однако, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса обязательного для арбитражных судов в Российской Федерации в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 "Об арбитражных судах в Российской Федерации", следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ. Кроме того, в пункте 20 этого постановления указано, что при рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса. Протокол N 205 об административном правонарушении составлен 16.10.2007. Срок для привлечения лица к административной ответственности, установленный пунктом 1 статьи 4.5. Кодекса, истек 16.12.2007.
При таких обстоятельствах предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2007 года по делу N А66-7534/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Н. Бочкарева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7534/2007
Истец: Межрайонная ИФНС России N 7 по Тверской области
Ответчик: Предприниматель Казарян Раиса Вагаршаковна
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5461/2007