Где "прописаться" фирме?
Наш журнал неоднократно рассказывал о способах, которыми инспекторы борются с фирмами-однодневками. Мы регулярно возвращаемся к этой теме, так как контролеры постоянно изобретают новые методы борьбы. Недавно инспекторы развернули настоящую кампанию по искоренению такого явления, как номинальные адреса компаний.
Понятие юридического адреса фирмы в действующем законодательстве отсутствует. Зато в нем упомянуто "место нахождения" организации (ст. 54 ГК РФ).
В отчетных формах, которые фирмы сдают в инспекции, контролеры требуют указывать место нахождения компании по фактическому адресу.
Это очень неудобно для фирм. Ведь каждый раз, когда компания переезжает, например, в другой офис, требуется вносить изменения в учредительные документы. Если новое помещение фирмы расположено на территории, "неподвластной" налоговой, в которой она числится, компании придется встать на учет в другой инспекции. Таким образом, фирма, которая меняет офис, скажем, раз в год или полтора, будет вынуждена каждый раз проходить все описанные процедуры. Затраты времени, денег и налоговые риски, которые возникнут в результате постоянных проверок по причине снятия с учета в инспекции, едва ли можно считать оправданными.
Кроме того, не каждый арендодатель будет ждать, пока фирма пройдет все вышеописанные процедуры и зарегистрируется по новому адресу. То есть в определенных случаях выполнить все требования контролеров попросту невозможно.
Некоторые компании по роду своей деятельности не нуждаются в постоянном офисе. Например, фирма может оказывать консалтинговые услуги на территории заказчика. Как же им быть?
Заметим, законодательство не обязывает фирмы иметь специальный офис. Однако компании должны оповещать инспекторов о местонахождении своего "исполнительного органа". В общем случае это генеральный директор фирмы. Если контролеры обнаружат, что организация не соблюдает это требование, она будет наказана.
"Массовые" репрессии
Предполагается, что компании, которые указывают в своих учредительных документах адрес массовой регистрации, то есть такой, по которому расположено сразу несколько фирм, не будут регистрировать. А их руководителей станут привлекать к административной ответственности за подачу заведомо ложных сведений для внесения в государственный реестр*(1). На практике до этого дело пока не дошло. Но вполне возможно, что уже в скором времени контролеры станут периодически выезжать по подозрительным адресам и проверять, действительно ли там находится та или иная фирма.
Вероятно, от арендодателей будут требовать списки компаний, которые указали адреса принадлежащих им помещений в своих учредительных документах.
В настоящее время для того, чтобы фирма была внесена в ЕГРЮЛ, равно как и при смене адреса, не нужно представлять инспекторам документы, которые дают право регистрироваться по тому или иному адресу. Очень может быть, что проверяющие вернут такое требование в законодательство. Напомним, оно существовало до 2002 года и затем было отменено.
Пока инспекторы действуют полулегальными методами. К примеру, в феврале 2006 года столичная ИФНС N 46 разослала по московским банкам списки адресов массовой регистрации. В них попали практически все бизнес-центры Москвы, а также ТАРПы - Территориальные агентства по развитию предпринимательства. Учитывая, что в этом списке содержится более 7000 адресов, в Москве осталось не так много нежилых помещений, которые не относятся к категории массовых. В свою очередь, банки, в отсутствие официальной реакции ЦБ, поступают по-разному. Одни отказываются открывать счета компаниям с "массовыми" адресами, другие посылают своих представителей на место, чтобы убедиться, что фирма действительно "живет по прописке". В то же время, если кредитные учреждения откажут организации в открытии счета, она имеет право оспорить это решение в суде (п. 2 ст. 846, п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Получается, что "неофициальное" письмо инспекторов создало и фирмам, и банкам массу проблем. Так, ФНС пригрозила нелояльным кредитным учреждениям санкциями через Росфинмониторинг и Центробанк. "Непослушный" банк могут оштрафовать на крупную сумму или вообще лишить лицензии. Поэтому на практике подавляющее большинство кредитных учреждений приняло требования инспекторов всерьез и исполняет их.
Таким образом, борьба контролеров с фирмами-однодневками сильно осложняет жизнь прежде всего реально работающим и вполне добросовестным организациям. Поэтому при регистрации компании следует с большим вниманием отнестись к выбору места "прописки". Существует несколько вариантов регистрации по реальному адресу. Рассмотрим их.
Вариант первый - "домашний"
Иногда для удобства либо ради экономии средств столичные учредители регистрируют компании по своему домашнему адресу. Такое право им предоставляет Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве". Такой способ удобен тем, что директор будет без проблем получать официальную почту, с домашнего адреса не "прогонит" налоговая инспекция, не нужно платить за его аренду.
Вариант, безусловно, очень привлекательный. Но воспользоваться им могут только фирмы, доля участников-граждан в которых составляет не менее 80 процентов. Для регистрации по домашнему адресу учредителя необходимо предоставить инспекторам свидетельство о праве собственности на квартиру или выписку из домовой книги и финансовый лицевой счет, согласие всех совершеннолетних граждан, прописанных в этой квартире. При этом "домашняя" фирма в обязательном порядке должна после регистрации встать на учет в Территориальном агентстве по развитию предпринимательства как малая компания.
Заметим, упомянутый выше закон противоречит Гражданскому кодексу. Ведь "размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое" (п. 3 ст. 288 ГК РФ). Более того, примерно в 20 процентах случаев ИФНС N 46 все же отказывает в регистрации "домашним" фирмам. То есть у инспекторов отсутствует четкая позиция по этому вопросу.
Исход регистрации зависит от того, к какому проверяющему попадет дело. Даже если инспекция зарегистрирует фирму по домашнему адресу, в дальнейшем она может предъявить претензии о несоответствии указанных в учредительных документах сведений о месте нахождения фирмы действующему законодательству. Последствия: необходимость перерегистрации фирмы по фактическому адресу и административный штраф в размере 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Вариант второй - аренда
Если "домашняя" регистрация невозможна или не подходит компании, можно договориться с собственником реального нежилого помещения о регистрации по его адресу.
Купив "прописку", фирма получит от владельца нежилого помещения пакет документов о предоставлении адреса. Как правило, это договор аренды, субаренды, соглашение о сотрудничестве, а также копии документов, подтверждающих право собственности продавца на это помещение. Подобные договоры, как правило, заключают на ограниченный срок, поэтому их удобно использовать только для регистрации. Нет никакой гарантии, что по окончании срока договора фирма сможет его продлить. Ведь эта прописка служит просто "привязкой" к конкретной налоговой инспекции.
К тому же контролеры, естественно, знают о таких адресах и могут проверять их. Поэтому стоит заключить договор на почтово-секретарское обслуживание с возможностью присутствия в офисе директора по мере надобности. Например, начальник может встречаться там с контрагентами, отправлять корреспонденцию, электронную почту, отвечать на телефонные звонки и т.п. В таком случае инспекторы не смогут доказать, что фирма находится по другому адресу. Кроме того, появится гарантия, что вся корреспонденция попадет в руки адресату.
Никто не обязывает организацию продлевать договор на юридический адрес. Большинство фирм покупают его лишь для первичной регистрации и продлевают только в случае, когда инспекторы требуют подтвердить адрес либо нужно продлить почтовое обслуживание.
Существуют специальные фирмы, которые "продают адреса". Среди них лишь около 30 процентов работают напрямую с собственниками помещений. Остальные, как правило, занимаются перепродажей. Выбирая "продавца адресов", нужно быть достаточно осторожным, чтобы не попасть на мошенников.
Столичные ТАРПы
И наконец, третий вариант - "купить адрес" у Территориального агентства по развитию предпринимательства. Они имеют право предоставлять адреса небольшим московским фирмам в рамках программы поддержки малого бизнеса (распоряжение мэра Москвы от 24 июня 1999 г. N 670-РМ). Следует заметить, что ТАРП - это официальная структура г. Москвы. В каждом административном округе столицы есть свое отделение ТАРП.
Около 6000 московских компаний и предпринимателей в качестве своего адреса сообщают инспекторам координаты одного из десяти агентств по развитию предпринимательства. При этом фактически их офис находится в другом месте. Но это, как правило, не вызывает претензий со стороны контролеров. Получить полезную "прописку" не сложно. Но и отнимут ее так же просто, как дали, если, например, у инспекторов возникнут серьезные претензии к деятельности фирмы.
Как рассказала "Консультанту" заместитель генерального директора ТАРП Восточного административного округа Анна Сарсония, обзавестись адресом от ТАРП могут малые компании, которые зарегистрированы в специальном столичном реестре. Доступ в него открыт фирмам, которые удовлетворяют определенным требованиям к численности сотрудников и структуре уставного капитала (Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ).
Чтобы зарегистрироваться в реестре, нужно подать заявление и пакет нужных документов в ТАРП того округа, где компания или предприниматель состоят на налоговом учете. Фирму внесут в льготный реестр в течение одной-двух недель.
После этого можно заключать с ТАРПом договор на предоставление адреса и почтово-секретарское обслуживание. В свою очередь, агентство направит в инспекцию сведения о компании, с которой заключило "адресный" договор. После этого письма от налоговых работников будут приходить на адрес агентства, которое перешлет их компании.
Если фирма решила переехать, ей будет достаточно сообщить в агентство свои новые координаты. Заметим, ТАРП может расторгнуть договор с клиентом в одностороннем порядке без указания причин. Это произойдет, например, по просьбе налоговой инспекции. Также агентство расторгнет договор, если фирма перестала соответствовать критериям малой, не оплатила услуги за следующий год или не сообщила о своем переезде. Агентство немедленно уведомит инспекцию о расторжении договора.
Распоряжение мэра N 670-РМ появилось еще во времена, когда регистрацией фирм занимались субъекты Федерации. Сейчас ЕГРЮЛ ведут сотрудники ФНС. Поэтому не исключено, что ТАРПам запретят "раздавать" адреса. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что адреса агентств присутствуют в "черных" списках. Однако, по словам г-жи Сарсония, право ТАРП предоставлять фирмам юридические адреса закреплено распоряжением мэра. Следовательно, инспекторы незаконно внесли агентства в "черные" списки адресов массовой регистрации.
К слову, глава столичного Департамента поддержки малого предпринимательства Михаил Вышегородцев получил письмо от агентств с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию. Ведь в связи с появлением в "черных" списках адресов ТАРПов у одной компании из десяти стали возникать проблемы с открытием банковского счета. К тому же большинство кредитных организаций требуют у фирмы предоставить договор аренды офиса. Агентства же заключают только соглашения о почтово-секретарском обслуживании.
Заметим, если открывать банковский счет придет директор компании, прописанной по адресу ТАРП, проблем, скорее всего, можно будет избежать.
А. Александрова,
корреспондент "Консультанта"
"Консультант", N 13, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом мы писали в N 11 "Консультанта" за 2006 год (стр. 18).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.