г. Вологда
11 марта 2008 г. |
Дело N А66-7724/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Корпорация жилищного строительства и ипотеки" Мазухина С.Н. по доверенности от 29.12.2007, от Комитета по управлению имуществом Тверской области заведующего юридическим отделом Смялковского П.Е. по доверенности от 25.09.2007 N 6518-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Корпорация жилищного строительства и ипотеки" на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 января 2008 года по делу N А66-7724/2007 (судья Басова О.А.),
установил
открытое акционерное общество "Корпорация жилищного строительства" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) о признании незаконным решения от 30.08.2007 N 5623-08 об отказе в предоставлении обществу на праве аренды земельных участков, расположенных по адресу: город Тверь, улица Большая Зуевская, дома 30а, 30б, 30в.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 января 2008 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм земельного законодательства, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Комитет в отзыве на жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании заявления общества постановлением главы администрации города Твери от 29.09.2005 N 3661 утвержден акт выбора и обследования площадки под проектирование малоэтажных жилых домов по улице Большая Зуевская, дома 30а, 30б, 30в в Заволжском районе города Твери. Также указанным постановлением общество извещено о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью 0,3 га с кадастровым номером 69:40:01 00 166, расположенном по указанному выше адресу, на три года. Общество обратилось в Комитет с заявлениями от 27.02.2007, в которых просило предоставить в аренду сроком на 10 лет земельные участки в кадастровом квартале 69:40:0100 166, находящиеся по указанным выше адресам. В дополнение к данным заявлениям общество направило в адрес Комитета заявление от 25.05.2007 N 123 с приложением дополнительных документов, включая кадастровые планы земельных участков.
По результатам рассмотрения заявлений Комитет направил в адрес общества письма от 05.06.2007 N 2706 09 и от 06.07.2007 N 3310 09, в которых сообщил о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков, а также о том, что указанные земельные участки могут быть предоставлены в аренду только посредством проведения торгов.
Общество повторно обратилось в Комитет с заявлением от 05.06.2007 N 250, в котором просило передать в аренду земельные участки, расположенные по адресу: город Тверь, улица Большая Зуевская, дом 30а, площадью 767 кв. м, кадастровый номер 69:40:01 00 166:0031, улица Большая Зуевская, дом 30б площадью 778 кв. м, кадастровый номер 69:40:01 00 166:0032, улица Большая Зуевская, дом 30в площадью 764 кв. м, кадастровый номер 69:40:01 00 166:00331, для строительства малоэтажных жилых домов с приложением необходимых документов. Впоследствии обществом в адрес Комитета направлены заявления от 07.06.2007 N 251 с просьбой принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельных участков и от 21.06.2007 N 252, согласно которому общество направило в Комитет дополнительные документы. В связи с неполучением ответа на указанные заявления общество направило в Комитет заявление от 19.07.2007 N 263, в котором просило дать ответ на заявление от 07.06.2007 N 251.
Рассмотрев заявления общества от 05.06.2007 N 250, от 07.06.2007 N 251, от 19.07.2007 N 263, Комитет направил в адрес общества письмо от 30.08.2007 N 5623-08, в котором отказал в предоставлении земельных участков и сообщил о возможности их приобретения путем проведения торгов.
Данный отказ оспаривается обществом в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 191-ФЗ) Земельный кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен статьей 30.1.
Как следует из части 1 статьи 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. В соответствии с частью 2 данной статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, по общему правилу земельные участки под застройку предоставляются без предварительного согласования посредством проведения торгов. В соответствии со статьей 18 Закона N 191-ФЗ данное правило вступает в силу с 01 октября 2005 года.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Данная норма продублирована в пункте 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, для предоставления земельного участка для жилищного строительного необходимо соблюдение одновременно двух условий: во-первых, предварительное согласование места размещения объекта должно быть утверждено до 01 октября 2005 года; во-вторых, решение о предоставлении земельного участка должно быть принято до 01 марта 2007 года.
Как следует из материалов дела, обществом соблюдено лишь одно из указанных условий - получено согласование места размещения объекта 29.09.2005, однако решение о предоставлении земельного участка до 01.03.2007 не принято.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод об отсутствии у общества права на аренду земельного участка без проведения торгов. При этом законодательство не связывает наличие указанного права с датой обращения с соответствующим заявлением в уполномоченные органы.
Апелляционная инстанция также согласна с выводом суда первой инстанции о том, что заявление общества от 28.02.2007, к которому не были приложены кадастровые карты земельных участков, обоснованно отклонено Комитетом.
Исходя из пункта 1 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, решение о предоставлении земельного участка для строительства принимает на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка.
Как следует из материалов дела, проект границ земельного участка утвержден распоряжением Департамента управления имуществом и жилищными ресурсами от 26.03.2007 N 621/1, то есть через месяц после первоначального обращения с заявлением и за пределами срока, установленного пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Отсутствие кадастровой карты (плана) земельного участка (земельных участков) на момент первоначального обращения свидетельствует об отсутствии объекта земельных отношений, как следует из содержания части 2 статьи 6 ЗК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Тверской области от 15 января 2008 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 января 2008 года по делу N А66-7724/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Корпорация жилищного строительства и ипотеки" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Н. Бочкарева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7724/2007
Истец: ОАО "Корпорация жилищного строительства и ипотеки"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-627/2008