г. Вологда
19 мая 2008 г. |
Дело N А05-2604/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Атлант" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 апреля 2008 года по делу N А05-2604/2008 (судья Максимова С.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Компания Атлант" (далее - общество, ООО "Компания Атлант") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2008 N 98 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 апреля 2008 года обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Компания Атлант" с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что налоговым органом неправильно квалифицировано совершенное административное правонарушение, поскольку реализация алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. По мнению общества, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.5 КоАП РФ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, 12.02.2008 в 13 часов 36 минут инспекцией на основании поручения от 12.02.2008 N 5 в присутствии старшего продавца Митусовой М.Н. проведена проверка соблюдения установленной маркировки алкогольной и табачной продукции в розничной сети, а также правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине "Атлант-3", расположенном по адресу: Архангельская область, город Мирный, улица Ленина, дом 3/1, принадлежащем ООО "Компания Атлант".
По результатам проверки оформлен акт от 12.02.2008 N 13-14/86, а 22.02.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 98.
В протоколе об административном правонарушении отражено, что обществом во время проверки не представлены сопровождающие документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, а именно: на водку "Орфей" крепость 40 процентов, объем 0,25 л, дата разлива 31.01.2007, производитель ООО "ЛВЗ "Кучино" и на шампанское "Эрмитаж" элитное, крепость 10,5 процентов, объем 0,75 л, дата разлива 04.10.2007, производитель ООО "Олимп Империал" ненадлежащим образом оформлен раздел "Б" справки к товарно-транспортной накладной, а именно: в разделе покупателя отсутствует подпись уполномоченного лица и печать общества.
При проверке налоговый орган пришел к выводу о нарушении обществом Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон 171-ФЗ).
В названном протоколе указано о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Начальник налогового органа, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 11.03.2008 N 98 о наложении на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ на общество административного взыскания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ООО "Компания Атлант" указанное выше постановление оспорило в судебном порядке.
Обжалуемое решение суда мотивировано наличием в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения.
Апелляционная инстанция считает такой вывод суда ошибочным в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено инспекцией в пределах полномочий, представленных частью 1 статьи 28.3 и частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Статья 2 Закона N 171-ФЗ содержит понятие оборота алкогольной продукции, под которым следует понимать ее закупку, поставку, хранение и розничную продажу.
На основании пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия, а также без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в частности: товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
При продаже товаров согласно пункту 12 данных Правил продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов, в частности, сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-сопроводительными документами.
Пункт 139 Правил продажи также предусматривает обязанность продавца иметь на продаваемую алкогольную продукцию сопроводительные документы, в том числе: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменено ненадлежащее оформление раздела "Б" справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной: отсутствуют подписи уполномоченного должностного лица и печати организации-покупателя.
Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 в редакции постановления от 16.06.2006 N 379 (далее - Правила заполнения справки).
Согласно пункту 4 указанных Правил организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела.
При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 5 Правил заполнения справки).
В соответствии с пунктом 7 Правил заполнения справки раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя.
Довод общества, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что деяние подлежит квалификации по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, не принимается апелляционной инстанцией.
Административная ответственность по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ наступает при розничной продаже алкогольной продукции без справки к товарно-транспортной накладной.
Один лишь факт ненадлежащего оформления обществом правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанное нарушение не образует состава правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку административная ответственность по названной статье наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Инспекцией не доказано, что обществом допущено нарушение иных правил продажи алкогольной продукции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 13646/07.
Таким образом, ненадлежащее оформление обществом правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не образует объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, следовательно, у налогового органа не имелось оснований для привлечения общества к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушений, предусмотренных названными нормами КоАП РФ, является необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда от 02.04.2008 следует отменить, апелляционную жалобу ООО "Компания Атлант" - удовлетворить.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 апреля 2008 года по делу N А05-2604/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11.03.2008 N 98 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Компания Атлант" по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2604/2008
Истец: ООО "Компания Атлант"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Архангельской области и НАО
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1570/2008