г. Вологда
23 мая 2008 г. |
Дело N А66-4715/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2008 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Козловой С.В., Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" Селезнева В.В. по доверенности от 29.02.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 октября 2007 года по делу N А66-4715/2005 (судья Силаев Р.В.),
установил
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области, указав в качестве третьего лица Департамент социальной защиты населения Тверской области, о взыскании 452 394 руб. 02 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае 2004 года во исполнение Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Определением суда от 22 июня 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Определением суда от 02 ноября 2005 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Минфин РФ, а также в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединены в одно производство дела N А66-4715/2005, N А66-4719/2005, N А66-4720/2005, N А66-4721/2005 по искам ОАО "РЖД" к Департаменту финансов Тверской области о взыскании расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре - ноябре 2004 года во исполнение Закона N 181-ФЗ. Делу присвоен номер А66-4715/2005.
В связи с объединением дел в одно производство рассмотрены требования ОАО "РЖД" к Департаменту финансов Тверской области, Минфину РФ о взыскании 2 143 418 руб. 21 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре - ноябре 2004 года.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 декабря 2005 года исковые требования удовлетворены полностью за счет средств казны Российской Федерации. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2006 года решение от 26 декабря 2005 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 октября 2006 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2006 года, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" взысканы 2 143 418 руб. 21 коп. В удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Тверской области отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2007 года решение Арбитражного суда Тверской области от 24 октября 2006 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2006 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области. Суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении дела исследовать вопрос обоснованности предоставления льгот в заявленный период применительно к пункту 24 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 30.
Определением суда от 19 апреля 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Минфина РФ. Определением суда от 07 мая 2007 года процессуальное положение Российской Федерации в лице Минфина РФ изменено с третьего лица на ответчика.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 октября 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны в пользу ОАО "РЖД" взыскан 1 909 450 руб. расходов на предоставление в мае, сентябре - ноябре 2004 года предусмотренных Законом N 181-ФЗ льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте. В остальной части иска отказано. В иске к Департаменту финансов Тверской области и Минфину РФ отказано. С ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета взысканы 2425 руб. 14 коп. государственной пошлины.
Российская Федерация в лице Минфина РФ с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что порядок выплаты транспортных расходов инвалидам определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" средства для компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, в сумме 131 391 000 руб. Тверской области перечислены в полном объеме. Истцом не представлено доказательств того, что все лица, которым в рассматриваемый период билеты оформлены на льготных условиях, проживают на территории Тверской области, тогда как распределение бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации производится исходя из численности граждан, пользующихся льготами. В материалах дела отсутствуют сведения территориальных органов социальной защиты населения Тверской области о том, что все граждане, указанные в представленных истцом реестре АСУ "Экспресс", состоят на учете в органах социальной защиты населения Тверской области. Податель жалобы считает, что нет оснований для взыскания убытков в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет федерального бюджета.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции против удовлетворения жалобы возражал, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Ответчики, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Департамент финансов Тверской области, третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истцом в 2004 году в соответствии со статьей 30 Закона N 181-ФЗ льготным категориям граждан предоставлена 50-процентная скидка со стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
В результате предоставления льгот у ОАО "РЖД" возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 01 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти. Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 года N 80 указанный Порядок действовал и в 2004 году. В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, Российская Федерация, установив Законом N 181-ФЗ льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку в материалах дела имеются доказательства недостаточности выделенных Российской Федерацией в 2004 году денежных средств Тверской области на финансирование соответствующих льгот, то убытки истца подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, с учетом указаний, содержащихся в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2007 года, суд первой инстанции исследовал вопрос обоснованности предоставления льгот в заявленный период и признал законными требования истца о взыскании 1 909 450 руб.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод правильным в связи со следующим.
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ "Экспресс".
Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Истцом в материалы дела представлены талоны и корешки проездных документов на право льготного проезда с приложением купонов кассиров с указанием на документ, подтверждающий статус льготника, на сумму 1 909 450 руб., реестры оформления льготных проездных документов, подготовленные с использованием системы АСУ "Экспресс". Довод жалобы о том, что ряд граждан не проживает на территории Тверской области, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным в силу статьи 65 АПК РФ, поскольку ни в суд первой инстанции, ни с апелляционной жалобой Минфин РФ не представило контррасчет по исковым требованиям с указанием конкретных граждан, которым, по его мнению, льготы предоставлены необоснованно. Податель жалобы не представил доказательств, что ОАО "РЖД" повторно заявило о возмещении расходов за проезд отдельных граждан. В связи с этим подлежат отклонению судом апелляционной инстанции доводы подателя жалобы о необоснованности заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 октября 2007 года по делу N А66-4715/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4715/2005
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области, Департамент финансов Тверской области
Третье лицо: Департамент социальной защиты населения Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А66-4715/2005
23.05.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-791/2006
28.02.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А66-4715/2005