22 июля 2008 г. |
г. Вологда N А66-2695/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бараевой О.И.
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Костенко Ю.С. по доверенности от 21.07.2008 N 08-13/155,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 июня 2008 года (судья Бажан О.М.),
установил
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее -УФНС, управление) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Виноптторг" (далее - общество, ООО "Виноптторг") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 июня 2008 года по делу N А66-2695/2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тверской области от 04.06.2008, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что им доказана вина общества во вмененном ему административном правонарушении.
ООО "Винопторг" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласно. Полагает, что основания для отмены принятого по делу решения отсутствуют.
В судебное заседание общество своих представителей не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя УФНС, исследовав письменные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене или изменению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя от 25.03.2008 N 20 сотрудниками УФНС в период с 26.03.2008 по 23.04.2008 проведена проверки деятельности общества, о чем 24.04.2008 составлен акт N 21-18/20.
В ходе проверки установлено, что в складском помещении, принадлежащем обществу, расположенном по адресу: г. Тверь, Наб. Афанасия Никитина, д. 1, на 26.03.2008 находилась 3474 бутылки водки "Пшеничная Поволжья" (0,5 л, дата розлива 24.07.2007, производитель ООО "Волгаспирт"). На данную продукции нанесены федеральные специальные марки, в том числе: серии 004 N 711609781, 711470648, 711607323, 711607224, 711471016, 711607138, 711470749, 711609949, 711609428, 711609372, 134266550.
Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 14.04.2008 N 19-27/006159@ указанные специальные марки производителю ООО "Волгаспирт" не выдавались.
Письмом от 04.04.2008 N 19-24/005740 также сообщено, что производитель - ООО "Волгаспирт", имевшее до 28.11.2007 лицензию на производство, хранение и поставки спиртных напитков, не осуществляло поставки алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 20.10.2007 N 00000481. Данная ТТН не отражена в декларации ООО "Волгаспирт" за 4 квартал 2007 года и не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения от 25.04.2008 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования заместитель начальника отдела контроля применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции УФНС 05.05.2008 составил протокол N 8 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Считая факт совершения обществом данного правонарушения установленным, управление обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении его к ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Абзацем шестнадцатым статьи 2 Закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта и алкогольной продукции определен как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Пунктом 1 статьи 26 названного Закона предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 10.2 Закона 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2). Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 ст. 10.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Правила розничной продажи алкогольной продукции установлены в разделе 1 "Общие положения" и разделе 1ХХ "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров (Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80).
Согласно пункту 12 названных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительных документов, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Согласно пункту 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемую к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Как следует из протокола от 05.05.2008 N 8 об административном правонарушении (т. 1, л. 8) обществу вменяется поставка алкогольной продукции (водки "Пшеничная Поволжья", производства ООО "Волгаспирт", емкостью 0,5 л) без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, подтверждающих легальность ее производства.
Вместе с тем, легальность данной продукции подтверждается материалами дела: товарной накладной от 26.02.2008 N 19, ТТН от 26.02.2008 N 19, счетом-фактурой от 26.02.2008 N 19 (т. 2, л. 95-97), справкой к ТТН (раздел Б) N 19 (т. 2, л. 103), сертификатом соответствия N 6691366, удостоверением о качестве (т. 2, л.104-106).
Апелляционная инстанция на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ всех имеющихся в материалах дела доказательств пришла к выводу, что в данном случае управлением не доказана вина общества во вмененном ему правонарушении.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 данного Закона.
На основании пункта 2 статьи 12 указанного Закона алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.
Марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 данной статьи федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 6 данной нормы предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 136 Правил не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
Согласно пункту 1 требований к образцам федеральных специальных марок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 (далее - Постановление N 785), для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимой на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт алкогольной продукции, применяются следующие образцы федеральных специальных марок:
а) федеральные специальные марки, введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными марками нового образца" (далее - Постановление N 212) и изготовленные в соответствии с требованиями, утвержденными указанным Постановлением, и носители информации, подтверждающие фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
б) федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с требованиями к образцам федеральных специальных марок, утвержденными Постановлением N 785.
Согласно пункту 5 требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением 785, марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
При этом согласно пункту 140 Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Судом первой инстанции установлено, что алкогольная продукция, поименованная в протоколе об административном правонарушении, закуплена обществом с федеральными специальными марками установленного образца, правильность нанесения которых управлением не оспорена.
Согласно экспертному заключению от 14.03.2008 N 9917/ВОТ (т. 2, л. 120) партия водки "Пшеничная Повольжья", приобретенная у ООО "Валента Алко", соответствует обязательным требованиям ГОСТ Р 51355-99 с изменением N 1 по внешнему виду и физико-химическим показателям.
С учетом изложенного у ООО "Виноптторг" не имелось оснований сомневаться в соответствии маркировки алкогольной продукции требованиям Закона N 171-ФЗ.
Довод управления о контрафактности спорной продукции является недоказанным, поскольку письма ФГУП "Гознак" и Пермской печатной фабрики данного факта не подтверждают, а экспертиза на предмет подлинности специальных федеральных марок УФНС не проводилась.
Ссылка управления о нереально низкой закупочной цене, а также об отсутствии должной осмотрительности при осуществлении поставки алкогольной продукции не принимается судом апелляционной инстанции.
Действующее законодательство не требует от покупателей алкогольной продукции проверки ценообразования и проведения какой-либо дополнительной проверки товаротранспортных документов на предмет установления достоверности содержащейся в них информации и не предусматривает обязанности покупателя контролировать внесение изготовителем необходимых сведений об алкогольной продукции в базу данных ЕГАИС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку судом установлено отсутствие вины в действиях общества, что подтверждено материалами дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах при наличии всех документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, довод УФНС о совершении юридическим лицом (ООО "Виноптторг") административного правонарушения, выразившегося в поставке алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является необоснованным.
Нормы материального права судом первой инстанции соблюдены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 июня 2008 года по делу N А66-2695/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2695/2008
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Виноптторг"