г. Вологда
12 августа 2008 г. |
Дело N А05-5936/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии от общества Артюгина С.В. по доверенности от 01.01.2008 N 7-205юр,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 июня 2008 года по делу N А05-5936/2008 (судья Меньшикова И.А.),
установил
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - общество, ОАО "Архангельский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - управление, административный орган) от 26.05.2008 N 10-16-08 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.06.2008 по делу N А05-5936/2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ОАО "Архангельский ЦБК" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что в нарушение норм материального права административным органом и судом не были установлены следующие обстоятельства: природа происхождения пятна, обнаруженного на поверхности водного объекта; в результате каких действий общества появилось пятно; какие нормы требований к охране водного объекта нарушены обществом; размер вреда, причиненного водному объекту. По мнению заявителя, его вина, как и событие административного правонарушения ни управлением, ни судом не установлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает ее доводы необоснованными. Просит жалобу общества оставить без удовлетворения.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, по сообщению Главного управления МЧС России по Архангельской области, Архангельского филиала ФГУ "Арктиктехмордирекции" при облёте в 15 час 35 мин 18.04.2008 на воздушном транспорте порта Архангельск с целью противопаводкового контроля на акватории реки Северная Двина обнаружено загрязнение нефтепродуктами водной поверхности рукава Мечка-Полой на акватории ОАО "Архангельский ЦБК".
По результатам выявленного нарушения составлен акт проверки от 18.04.2008.
Согласно акту обследования акватории рукава Мечка-Полой реки Северная Двина от 22.04.2008 N 10-13/72-08 загрязнение нефтепродуктами установлено от переходного мостика вниз по течению, пятно распространяется на расстояние до одного километра с разрывами.
По данному факту государственным инспектором управления Тихоновым В.П. составлен протокол об административном правонарушении от 13.05.2008 N 16-08. Правонарушение квалифицировано по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
По мнению административного органа, ОАО "Архангельский ЦБК" нарушены часть 1 статьи 55, часть 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) в части принятия мер к предотвращению загрязнения водных объектов, засорения и истощения вод, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Рассмотрев материалы об административном правонарушении, государственный инспектор управления вынес постановление от 26.05.2008 N 10-16-08 о привлечении ОАО "Архангельский ЦБК" к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, указал на наличие в его действиях вмененного состава административного правонарушения.
Апелляционная инстанция считает такой вывод суда ошибочным в связи со следующим.
Согласно статье 23.23 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.13 КоАП, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.
На основании части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
Из указанной правовой нормы следует, что ответственность наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила охраны водных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно статье 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать в том числе пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что пробы воды в ходе осуществления проверки не забирались, экспертиза не проводилась, а факт загрязнения водной акватории определен визуально по наличию на поверхности воды вещества, похожего на нефтепродукты.
Данное обстоятельство не позволило суду апелляционной инстанции определить источник загрязнения водного объекта и признать доказанной вину общества в противоправных действиях по загрязнению акватории.
Административным органом не представлено доказательств, подтверждающих природу пятна, его вредность, а также итого факта, что именно от действия общества данное пятно имеет место.
Кроме того, обнаружение пятна на поверхности воды в месте стоянки плавсредств, принадлежащих ОАО "Архангельский ЦБК", не является доказательством вины общества.
Административным органом не установлено наличие причинно-следственной связи между действиями общества и появлением пятна.
Таким образом, отсутствие вины, а следовательно, и состава административного правонарушения в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при отсутствии события и состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых постановление было вынесено, постановление о привлечении лица к административной ответственности подлежит отмене.
В частях 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах у управления не имелось оснований для привлечения общества к административной ответственности. Решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 июня 2008 года по делу N А05-5936/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 26.05.2008 N 10-16-08, которым открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5936/2008
Истец: ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области