03 сентября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А66-3264/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Государственной жилищной инспекции по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2008 года по делу N А66-3264/2008 (судья Белов О.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1" (далее - ООО "Жилкомсервис-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления управления Государственной жилищной инспекции по Тверской области (далее - жилищная инспекция) от 16.05.2008 N 1096-б о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 15 июля 2008 года требования общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и полностью отменено.
Жилищная инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии у общества обязанности заключать договоры со специализированной организацией на содержание и обслуживание внутридомовых газовых сетей и газового оборудования. В обосновании своих доводов ссылается на пункт 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации).
ООО "Жилкомсервис-1" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка соблюдения ООО "Жилкомсервис-1" законодательства, регулирующего содержание и ремонт жилых домов, по результатам которой принято постановление от 02.04.2008 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ. Данное постановление направлено прокуратурой в жилищную инспекцию для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Начальник жилищной инспекции, рассмотрев указанное постановление прокурора и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 16.05.2008 N 1096-б о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Как указано в данном постановлении, обществом совершено нарушение пункта 5.5.6 Правил технической эксплуатации, выраженное в незаключении на 2008 год договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилых домов по ул. 9-го Января N 71 и Казанскому проспекту N 44 г. Вышний Волочек.
ООО "Жилкомсервис-1" указанное выше постановление оспорило в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отменяя постановление жилищной инспекции, пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности по заключению договоров на содержание и ремонт газовых сетей и оборудования со специализированными организациями.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Дело рассмотрено жилищной инспекцией в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.55 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителям право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суд (орган, должностному лицу), уполномоченному рассматривать соответствующие дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ является жилой фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный в рассматриваемом деле нарушает правила содержания жилого дома.
Правила технической эксплуатации определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из содержания статьи 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что данный дом обслуживается ООО "Жилкомсервис-1".
Согласно протоколам внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по ул. 9-го Января, д. 71 и Казанскому проспекту, д. 44, г. Вышний Волочек, от 27.04.2007 N 1 и от 02.10.2007 N 1 ООО "Жилкомсервис-1" утверждено в качестве обслуживающей организации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д. 23-24, 34-35).
В соответствии с пунктом 2.2 Устава общества предметом его деятельности является в том числе управление жилищным фондом, техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий и капитальный ремонт жилого фонда.
При таких обстоятельствах ООО "Жилкомсервис-1" является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, как лицо, ответственное за содержание и ремонт указанных выше многоквартирных домов.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела и ООО "Жилкомсервис-1" не оспаривается, обществом на момент проверки договоры со специализированными организациями на обслуживание внутридомового газового оборудования жилищного фонда данных многоквартирных домов не заключены.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), определено, что в состав общего имущества включаются также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 5.5.6 Правил технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что у общества отсутствует обязанность по заключению со специализированными организациями договоров на содержание и ремонт газовых сетей и оборудования, является ошибочным.
Ссылка суда первой инстанции на пункт 1.1 договоров на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах от 30.04.2007 N 1 и от 01.01.2008 N 14 (л.д. 15-17, 26-28), а также дополнительные соглашения к ним (л.д. 22, 32), в соответствии с которыми общество обязано оказывать услуги и выполнять работы по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, за исключением газовых сетей и газового оборудования, является несостоятельной, поскольку противоречит указанным выше нормам закона.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущее ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
Необходимость обслуживающей организации заключать договор на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения проистекает из обязательного требования по созданию безопасных условий для проживания граждан в жилых домах.
Организация путем заключения такого договора со специализированной организацией должна обеспечить безопасную эксплуатацию всей системы газоснабжения жилого дома, в том числе тех участков сети и оборудования, которые расположены вне квартир граждан.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет определено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2008 года по делу N А66-3264/2008 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1" о признании незаконным и отмене постановления управления Государственной жилищной инспекции Тверской области от 16.05.2008 N 1096-б отказать.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3264/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1"
Ответчик: Управление Государственной жилищной инспекции Тверской области