20 октября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А44-2407/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бараевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТФ Тесово 1" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 сентября 2008 года (судья Ларина И.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "ТФ Тесово 1" (далее - ООО "ТФ Тесово 1", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - МИ ФНС, инспекция) об отмене постановления от 16.07.2008 N 2.17-13-325 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 02.09.2008 по делу N А44-2407/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТФ Тесово 1" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.09.2008, требования общества - удовлетворить. Считает, что предоставление до составления протокола всех необходимых документов исключает привлечение к административной ответственности. Кроме того, полагает, что инспекция не отвечает понятию потребителя в рамках пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55. Заявило о рассмотрении дела без участия своего представителя.
МИ ФНС отзыв на апелляционную жалобу и представителя в суд не направила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ТФ Тесово 1".
Из представленных документов усматривается, что в 12 час 34 мин 04.07.2008 в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции магазина "Продукты-1", расположенного по адресу: Новгородская область, Новгородский район, п. Тесово-Нетыльский, ул. Советская, д. 13, принадлежащего ООО "ТФ Тесово 1", установлена розничная реализация алкогольной продукции (водка "Посадская", 0,5 л, федеральная марка 008 N 986575756) без сопроводительных документов, а именно справки к товарно-транспортной накладной разделы "А" и "Б", что является нарушением требований статьи 10.2, пункта 2 статьи 16, статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
По результатам проверки оформлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2008 N 325. Правонарушение квалифицировано по части третьей статьи 14.16 КоАП РФ.
Рассмотрев данный протокол и прилагаемые к нему документы, начальник инспекции вынес постановление от 16.07.2008 N 2.17-13-325, которым признал ООО "ТФ Тесово 1" виновным в совершении правонарушения и привлек к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно части 3 указанной статьи нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона; розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции. Пунктом 2 статьи 16 Закона 171-ФЗ определено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в согласно требованиям статьи 10.2 настоящего Федерального закона без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 10.2 указанного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 указанного Закона). Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 10.2).
В силу пункта 12 названных Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом соответствия; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Пунктом 139 Правил предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что при розничной торговле документы на алкогольную продукцию или их надлежаще заверенные копии, подтверждающие легальность ее оборота, продавец обязан иметь и они должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится розничная продажа алкогольной продукции, поскольку с ними должен быть ознакомлен потребитель, то есть любое лицо по его требованию.
Довод общества о том, что должностные лица инспекции не могут выступать в качестве потребителя в рамках нормы, указанной в пункте 12 Правил, не имеет правового значения, поскольку из материалов дела следует, что административное правонарушение выявлено инспекцией в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции. В силу статьи 23 Закона N 171-ФЗ, пунктов 1, 5 положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (с изменениями и дополнениями), пунктов 3, 6 положения "Об инспекции Федеральной налоговой службы по району, городу, межрайонного уровня", утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 09.08.2005 N 101н государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области осуществляют налоговые органы. В соответствии с пунктом 6.6 положения "О Федеральной налоговой службе Российской Федерации" Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы) с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в данном случае проверяющими затребованы документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции - водки "Посадская", 0,5 л, федеральная марка 008 N 986575756.
Факт непредставления в момент проверки разделов "А" и "Б" справки к товарно-транспортной накладной подтверждается актом проверки от 04.07.2008 (л.д. 41), объяснениями продавца Петровой А.А. (л.д. 42), директора общества (л.д. 40), протоколом от 07.07.2008 N 325, не оспаривается обществом.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельства, что требуемые документы предъявлены инспекции до составления протокола об административном правонарушении, что исключает событие правонарушения, подлежит отклонению, поскольку представление документов после проведения проверки, но до составления налоговым органом протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания является основанием для квалификации правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Поскольку факт административного правонарушения имел место: в момент проведения проверки работником общества не представлена справка к товарно-транспортной накладной (разделы "А" и "Б"), довод общества о представлении ее до составления протокола об административном правонарушении с учетом изложенного выше судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о совершении ООО "ТФ Тесово 1" административного правонарушения, выразившегося в нарушении иных правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил продажи алкогольной продукции, хотя такая возможность у него имелась, следовательно, в допущенном административном правонарушении его вина имеется.
Каких-либо нарушений инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав доказательства по делу, обоснованно пришел к выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.09.2008 является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 сентября 2008 года по делу N А44-2407/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТФ Тесово 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2407/2008
Истец: ООО "ТФ Тёсово 1"
Ответчик: МИ ФНС России N9 по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3671/2008