Мониторинг законодательства
Порядок принятия ЦБ РФ решения о государственной регистрации
КО и выдаче лицензий
Подписано Указание ЦБ РФ от 10 мая 2006 г. N 1681-У "О внесении изменений в Инструкцию ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
В соответствии с изменениями подразделение кредитной организации должно располагаться в завершенном строительством здании (помещении), принадлежащем кредитной организации на праве собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования). Допускается также размещение структурного подразделения кредитной организации в завершенном строительством здании, введенном в эксплуатацию, но не внесенном в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с этим при открытии внутреннего структурного подразделения кредитной организации в Банк России должны быть представлены надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования) кредитной организации на такое здание (помещение), либо копии разрешения на ввод здания (помещения) в эксплуатацию и документов, удостоверяющих возможность нахождения внутреннего структурного подразделения кредитной организации в указанном здании (помещении).
Срок размещения структурного подразделения в здании, не внесенном в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может превышать одного года с момента внесения сведений об открытии (изменении местонахождения) внутреннего структурного подразделения в книгу государственной регистрации кредитных организаций. В течение этого срока в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования) кредитной организации на здание (помещение).
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано Минюстом России 2 июня 2006 года. Регистрационный N 7910.
Стратегия развития финансового рынка
Подписано распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р.
Утверждены Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы и план мероприятий по ее реализации. Стратегия представляет собой ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на ближайшие годы. Ее целью является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора с созданием условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем.
Для ее достижения ставятся задачи существенного снижения транзакционных издержек привлечения капитала путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка, снижения уровня нерыночного инвестиционного риска путем обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов, формирование российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений, реформирования правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий и создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.
Предполагается, что предусмотренные Стратегией мероприятия позволят обеспечить условия для опережающего развития финансового рынка по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. По итогам 2008 года по отношению к валовому внутреннему продукту предполагается удвоение стоимости чистых активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов, которая составит 6%, также ожидается удвоение стоимости корпоративных облигаций (с 2,2% в 2005 г. до 4,5% в 2008 г.), ожидается повышение соотношения страховых премий и валового внутреннего продукта (с 3% в 2005 г. до 5% в 2008 г.), капитализация рынка акций должна достичь к началу 2009 года 70%, а доля операций с российскими акциями на российских торговых площадках в 2008 году будет составлять не менее 70%.
В 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения российскими компаниями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20% инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. С учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международном рынке капитала этот показатель достигнет 35-40%.
Для повышения эффективности функционирования рынков капитала предлагается введение в законодательство, регулирующее финансовые рынки, понятие "квалифицированный инвестор", которым будет признаваться лицо, опыт и квалификация которого позволяют ему адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные фондовые инструменты, и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами.
Предлагается принять специальный закон об инсайдерской информации и о манипулировании ценами, который объединит основные правовые нормы, регулирующие недобросовестную торговлю ценными бумагами и другими финансовыми инструментами на финансовом рынке, а также установить эффективные меры ответственности в отношении должностных лиц хозяйственных обществ, допустивших нарушение законодательства при совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Банковские операции расчетных небанковских
кредитных организаций
Подписана Инструкция ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. N 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением".
Инструкция устанавливает для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО) допустимые сочетания банковских операций, а также операции, которые не могут осуществляться указанными кредитными организациями, определяет числовые значения и методики расчета обязательных нормативов, особенности осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
В частности, ЦБ РФ ужесточает норматив достаточности капитала РНКО (отношение собственных средств к активам, взвешенным по риску, Н1) с 10% до 12%, а также норматив максимального риска на одного заемщика (участника расчетов) с 20% до 10%.
Крупнейшими РНКО являются РП бирж РТС и ММВБ, которые выполняют функции расчетных банков и проводят расчеты по внебиржевым сделкам. Согласно рейтингу РНКО Национального рейтингового агентства, оборот РП ММВБ в IV квартале 2005 года составил 19,8 млрд руб., а РП РТС - 6 млрд руб.
Недавно ММВБ зарегистрировала первый на российском рынке клиринговый банк (сейчас клиринг осуществляется в рамках торговой системы биржи), которому необходимо соблюдать нормативы ЦБ РФ, установленные для банков. Однако они более либеральны, чем новые требования к РНКО (норматив Н1 для банков составляет 10-11% в зависимости от размера капитала).
Обязательные нормативы, установленные инструкцией, должны выполняться РНКО вне зависимости от того, когда РНКО получена лицензия на осуществление банковских операций и какие банковские операции в ней указаны.
Зарегистрирована Минюстом России 19 мая 2006 года. Регистрационный N 7861.
Инструкция вступает в силу 1 октября 2006 года.
О заполнении платежного поручения
Подписано письмо ЦБ РФ от 16 мая 2006 г. N 68-Т "О заполнении отдельных полей платежных поручений на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов), администрируемых Банком России".
При заполнении платежного поручения на перечисление денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в поле 104 платежного поручения указывается код бюджетной классификации 99911612000010000140. Также определены особенности заполнения полей "Получатель", "ИНН", "КПП" и "Сч. N".
Порядок учета дисконта
по выпущенным собственным векселям
Минфин разъясняет порядок учета дисконта по выпущенным собственным векселям и по приобретенным (учтенным) векселям с оговорками "по предъявлении, но не ранее".
Как следует из письма от 18 мая 2006 г. N 03-03-04/2/143, в этом случае в качестве срока обращения векселя для целей налогообложения прибыли используется предполагаемый срок его обращения, определяемый в соответствии с вексельным законодательством (365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу).
За доход по векселям физлица отчитываются сами
Банк продает векселя физическим лицам. Если вексель является беспроцентным, дохода у физического лица - первого векселедержателя не возникает. Соответственно не возникает ни объекта налогообложения, ни обязанностей налогового агента у банка, оплачивающего предъявленный к платежу собственный вексель, говорится в письме Минфина России от 4 мая 2006 г. N 03-05-01-04/111.
Поскольку вексельное обязательство является абстрактным, при оплате банком предъявленного к платежу собственного векселя физическому лицу, не являющемуся первым векселедержателем, отношения, вытекающие из договора займа между банком и физическим лицом отсутствуют, однако содержание первоначального обязательства самого векселедателя совершенные по векселю индоссаменты не изменяют. То есть банк и в этом случае осуществляет только возврат суммы займа и налоговым агентом не становится.
При этом у физического лица, получающего платеж по векселю, возникает доход, равный всей вексельной сумме, в связи с чем физическое лицо должно самостоятельно представить в налоговый орган декларацию.
Когда возникнет доход у акционеров?
Как следует из письма Минфина России от 26 мая 2006 г. N 03-05-01-05/87, датой получения дохода в виде разницы между первоначальной и новой стоимостью долей в уставном капитале участников общества признается дата регистрации увеличения уставного капитала общества.
Что считать доходом
при переуступке требования по кредиту
При переуступке права требования по кредиту доходом будет являться разница между стоимостью имущества, причитающегося налогоплательщику, с учетом суммы процентов, исчисленных (начисленных) до момента перехода права требования по кредиту, и стоимости его реализации (письмо Минфина России от 20 апреля 2006 г. N 03-03-04/2/112).
Комиссию за предоставление кредита можно отнести на расходы
Банк привлекает крупные кредиты от иностранных организаций, за что должен заплатить комиссию за предоставление кредита и за выдачу третьей стороной гарантии исполнения обязательств. Размер комиссий установлен в виде фиксированной суммы и не зависит от срока кредита. Имеет ли банк право признать их внереализационными расходами и включить их в налоговую базу на дату расчетов?
Как указано в письме Минфина России от 26 мая 2006 г. N 03-03-04/2/149, расходы в виде комиссионных вознаграждений иностранному банку за предоставление кредита и предоставление гарантии учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Для определения в целях налогообложения момента признания расходов в виде комиссии за предоставление банку кредита необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения одну из дат признания таких расходов, установленных подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ:
дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
последний день отчетного (налогового) периода.
В том случае, если выплата комиссионного вознаграждения предшествует дате предоставления кредита, признание указанных расходов для целей налогообложения прибыли будет производиться только с даты фактического заключения кредитного договора (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Расходы в виде комиссионного вознаграждения банку-кредитору учитываются в целях налогообложения по курсу, установленному на дату заключения кредитного договора.
НДС можно принять к вычету даже в том случае, если реализации не было
Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления НДС по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги).
Когда возникает обязанность платить пени?
Налоговый агент, не исполнивший свою обязанность по исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и уплате в бюджет сумм налога, будет обязан уплатить пени.
Пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность, т.е. с налогового агента, если такая обязанность возложена на него.
Кроме того, как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 г. N 16058/05, обязанность по уплате в бюджет НДФЛ налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Оплата проездного работнику
Подлежат ли обложению НДФЛ и ЕСН суммы, выданные сотрудникам в качестве возмещения стоимости проезда?
Как отмечается в письме Минфина России от 4 мая 2006 г. N 03-05-01-04/112, так как возмещение транспортных расходов работников вызвано производственной необходимостью, суммы возмещения организацией проезда работников не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и соответственно являться объектом обложения по НДФЛ.
Такие выплаты не облагаются и ЕСН, так как не являются выплатами по трудовому договору в пользу сотрудника (оплата за него товаров, работ, услуг).
Не возмещенные принципалом расходы агент может
включить в резерв по сомнительным долгам
Имеет ли налогоплательщик право включить в резерв сомнительных долгов суммы возмещаемых расходов, образовавшихся в результате оказания агентских услуг и не возмещенных принципалом?
Минфин России в письме от 17 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/343 указывает, что в случае, если агентским договором был установлен срок, в течение которого принципал должен был погасить задолженность по возмещению расходов, осуществленных в связи с выполнением агентского поручения, указанная задолженность, не погашенная в этот срок, может быть признана сомнительным долгом для целей налогового учета у налогоплательщика-агента.
Если налоговый орган не получил
от налогоплательщика все документы...
Решение об отказе в применении налоговой ставки по НДС 0% будет законно, если на момент его принятия налоговый орган не получил от налогоплательщика все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В споре, рассмотренном президиумом ВАС в постановлении от 18 апреля 2006 г. N 16470/05, налоговый орган отказал в возмещении НДС по мотиву непредставления налогоплательщиком ГТД и товарно-транспортных накладных с отметками пограничного таможенного органа о вывозе товара. Налогоплательщик полагал, что налоговая инспекция обязана была затребовать указанные документы у него в порядке статьи 88 НК РФ, поэтому представил их в суд, куда он обратился с требованием о признании незаконным указанного решения.
Как указал ВАС РФ в своем решении, представление полного пакета документов, определенного статьей 165 НК РФ, для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% непосредственно в суд не является поводом для принятия судом решения о признании незаконным отказа инспекции в возмещении НДС, поскольку проверка законности решения о праве налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% проводится с учетом только тех документов, которыми она располагала. Таким образом, в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано.
Досрочное проведение валютной либерализации
Совет директоров ЦБ РФ принял решение отменить с 1 июля 2006 года все ограничения по капитальным операциям. Согласно закону, регулятор может восстановить их в течение полугода, но чиновники уверены, что этого не произойдет.
С середины 2004 года капитальные операции между резидентами и нерезидентами (например, получение кредита, открытие счета или покупку ценных бумаг) можно проводить без разрешения ЦБ РФ и Минфина. Вместо этого участники таких операций обязаны открывать спецсчета в банках и в ряде случаев резервировать процент от суммы сделки.
По закону "О валютном регулировании и валютном контроле" отмена этих ограничений была намечена на 1 января 2007 года. Но в мае президент В. Путин предложил перенести либерализацию и сделать рубль полностью конвертируемым с 1 июля. Минфин России и ЦБ РФ заявили, что готовы к этому. Центробанк сообщил, что по решению его совета директоров резервирование и система спецсчетов отменяются в объявленный срок.
После снятия ограничений инвесторы смогут досрочно получить средства, ранее зарезервированные на спецсчетах. Речь идет примерно о 7 млрд руб. (данные ЦБ РФ на 1 мая).
Таким образом ЦБ РФ отменит находящиеся в его компетенции требования резервирования средств на приобретение государственных и корпоративных ценных бумаг, акций российских эмитентов, а также предоставление краткосрочных кредитов.
Соответствующие нормативные акты вступят в силу после их регистрации в Министерстве юстиции.
Как говорится в сообщении ЦБ РФ, отмена требования о резервировании является основанием для досрочного получения ранее зарезервированных средств участниками валютных операций.
В части отмены специальных счетов в пресс-релизе говорится, что на период с 1 июля 2006 года и до 1 января 2007 года сохранится возможность открытия и использования участниками делового оборота специальных счетов наравне с использованием счетов, не имеющих статуса специальных.
Зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев напоминает, что валютная либерализация и переход к конвертируемости рубля - политическое решение, согласованное с президентом. А зампред ЦБ РФ Константин Корищенко заявил, что денежные власти фактически "потеряли полномочия регулировать валютные операции". Резкого притока иностранного капитала в экономику он не ожидает. "Те, кто хотел прийти на наш рынок, уже давно в России".
НДС зависит от формулировки в договоре
В соответствии с условиями договоров на оказание услуг по предоставлению в аренду помещений расходы арендодателя по оплате потребленной арендатором электроэнергии не включаются в стоимость арендной платы, а покрываются арендатором в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии с НДС.
Минфин России в письме от 3 марта 2006 г. N 03-04-15/52 расценивает данную ситуацию следующим образом. Поскольку арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, так как сам в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения здания у энергоснабжающей организации, относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках договора аренды, к операциям по реализации товаров для целей НДС оснований не имеется. В связи с этим данные операции объектом обложения НДС не являются и соответственно счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются. Арендодатель не может принять к вычету НДС, уплаченный энергоснабжающей организации, так как полученная электроэнергия используется в не облагаемой НДС деятельности.
Порядок определения расчетной цены для ценных бумаг,
не обращающихся на организованном рынке
Можно ли использовать цену, сложившуюся на российской внебиржевой сети на момент приобретения ценной бумаги, для определения расчетной цены?
Минфин России в письме от 2 марта 2006 г. N 03-03-04/1/166 дает отрицательный ответ на этот вопрос. Дело в том, что цены, отражающие спрос покупателей, публикуемые в системе электронных торгов, являются индикативными котировками. Они не могут соответствовать понятию рыночных цен ценных бумаг, так как отражают лишь одну сторону рынка - спрос на ценные бумаги и не отражают предложение покупателей на них. Рыночная цена в целях налогообложения - это цена на товар, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, а при их отсутствии однородных товаров.
В случае ликвидации эмитента про расходы на приобретение
его акций можно забыть
Может ли налогоплательщик учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль стоимость принадлежащих ему акций в связи с признанием банкротом и ликвидацией организации-эмитента?
Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность учесть затраты на приобретение ценных бумаг для целей обложения налогом на прибыль в момент их реализации или иного выбытия (в том числе погашения). Такого основания для отнесения на расходы, как ликвидация акционерного общества - эмитента указанных акций, НК РФ не предусматривает. Исходя из вышеизложенного, Минфин России считает, что налогоплательщик не вправе отнести на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами, стоимость акций в связи с ликвидацией акционерного общества. Такая позиция финансового ведомства изложена в письме от 15 марта 2006 г. N 03-03-04/1/235.
Поправки в закон о страховании вкладов
Банковский комитет Госдумы подготовил ряд поправок в закон о страховании вкладов, позволяющих смягчить требования, на основании которых ЦБ РФ сможет исключить банк из системы страхования вкладов (ССВ). Авторы законопроекта предлагают детально определить признаки несоответствия банка требованиям ССВ, а также в два раза увеличить срок по исправлению ряда показателей банков-нарушителей
Авторы поправок - депутаты банковского комитета Госдумы Владислав Резник, Анатолий Аксаков и Павел Медведев, а их инициатором стал Центробанк в сотрудничестве с Ассоциацией российских банков. По действующему закону о страховании вкладов ЦБ РФ обязан ввести в банке запрет на прием вкладов или исключить банк из ССВ, если он не соответствует требованиям системы в течение трех месяцев подряд. Поправки предлагают детализировать виды и сроки нарушений, которые могут допускать банки.
Например, в документе сказано, что банк не соответствует требованиям ССВ, если не выполняет хотя бы один из обязательных нормативов ЦБ РФ на протяжении шести месяцев или более трех месяцев не исполняет предписания ЦБ РФ об устранении нарушений. Неудовлетворительная рентабельность активов и капитала станет причиной санкций ЦБ РФ в случае, если нарушение длится два квартала подряд. Кроме того, нарушение нормативов достаточности капитала, качества активов и ликвидности также может продолжаться не более шести месяцев подряд.
"ЦБ РФ считает, что закон о страховании вкладов написан жестко. Формально за невыполнение банком нормативов даже в течение короткого времени банк уже можно исключать из ССВ, что, конечно же, абсурдно", - говорит зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. По его словам, регулятор регламентировал причины исключения банков из ССВ и смягчил требования, что добавит стабильности банковской системе.
"Бухгалтерия и банки", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540