г. Вологда
28 июля 2009 г. |
Дело N А13-780/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В. и Козловой С.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Додул А.А.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Дубрава-3" председателя Лепкиной Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Дубрава-3" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 июня 2009 года по делу N А13-780/2009 (судья Виноградов О.Н.),
установил
садоводческое некоммерческое товарищество "Дубрава-3" (далее - СНТ "Дубрава-3") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее - Администрация) о признании права собственности на земельный участок площадью 31,02 га, в том числе земельный участок, занимаемый членами товарищества 22,35 га, земельный участок общего пользования 8,67 га, по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, п. Ирдоматка, железнодорожный перегон Хемалда - Шеломово - урочище Дубрава.
Определением суда от 23 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 июня 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
СНТ "Дубрава-3" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и признать за истцом право собственности на земельные участки. Доводы жалобы сводятся к тому, что отзыв на исковое заявление представлен только в предварительном судебном заседании, поэтому истец был лишен возможности ознакомиться с ним и подготовить свои возражения. В кадастровых списках отсутствует указание на владельцев земельных участков. Информация о том, что земельные участки находятся в собственности физических лиц, получена только в ходе рассмотрения дела. Отказ Администрации не позволяет собственникам надлежащим образом оформить право собственности. Представитель истца доводы жалобы в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя СПТ "Дубрава-3", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 14.03.2000 N 158 СНТ "Дубрава-3" предварительно согласован земельный участок общей площадью 31,02 га, в том числе 11,26 га лесов из земель Череповецкого лесхоза, 19,76 га прочих земель госземзапаса в районе населенного пункта Романда Ирдоматской сельской администрации и разрешено проектирование.
Ссылаясь на то, что у истца возникло право собственности на земельный участок общей площадью 31,02 га в силу Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323, а также на основании Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости", а ответчик препятствует получению указанного земельного участка в собственность СНТ "Дубрава-3", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, право собственности на который просит признать истец, не сформирован, его границы не установлены, он не поставлен на государственный кадастровый учет, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.
В границах кадастрового квартала 35:22:0112034 числятся земельные участки в количестве 441, находящиеся в пользовании граждан в садоводческих товариществах "Дубрава-3" (256 земельных участков) и "Дубрава-4" (185 земельных участков), при этом земельного участка площадью 31,02 га в данном кадастровом квартале не числится.
Статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что земельный участок как самостоятельный объект может быть предметом гражданских и земельных правоотношений только в случае, если он индивидуализирован - поставлен на государственный кадастровый учет, определены цель его использования, площадь и местоположение. Границы земельного участка, право собственности на который просит признать истец, не установлены, он не поставлен на государственный кадастровый учет, следовательно, признать право собственности на неопределенный объект невозможно.
Доводы подателя жалобы о том, что отказ Администрации не позволяет гражданам - членам СНТ "Дубрава-3" надлежащим образом оформить право собственности на земельные участки, подлежит отклонению ввиду следующего. Статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - Закон о садоводческих объединениях) предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях установлено, что граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В соответствии с пунктом 25.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 14 и пункта 2 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях бесплатно подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения только земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования.
В соответствии со статьей 1 Закона о садоводческих объединениях имущество общего пользования - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Суду не представлено доказательств того, что земельный участок, о признании права собственности на который заявлено требование СНТ "Дубрава-3", относится к имуществу общего пользования.
Утверждение истца в жалобе о том, что отзыв на исковое заявление представлен ему только в предварительном судебном заседании, поэтому он был лишен возможности ознакомиться с ним и подготовить свои возражения, не может быть принят во внимание, поскольку после предварительного судебного заседания 16 марта 2009 года, состоялось еще два судебных заседания и представитель истца имел возможность изучить отзыв и представить свои замечания.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 июня 2009 года по делу N А13-780/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Дубрава-3" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-780/2009
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Дубрава-3"
Ответчик: Администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области