01 сентября 2009 г. |
г. Вологда Дело N А66-3561/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ботовское" Серова В.И. по доверенности от 30.07.2009, от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Тверской и Псковской областям Собиной М.Г. по доверенности от 12.01.2009 N 12-11-574,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Тверской и Псковской областям на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2009 года по делу N А66-3561/2009 (судья Владимирова Г.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Ботовское" (далее - общество, ООО "Ботовское") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Тверской и Псковской областям (далее - управление, управление Россельхознадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2009 N 11-12/32 (01) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02.07.2009 по делу N А66-3561/2009 требования ООО "Ботовское" удовлетворены.
Управление Россельхознадзора с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что вина общества в совершении правонарушения доказана. Указывает, что ООО "Ботовское" является правопреемником сельскохозяйственного производственного кооператива "Ботовское" (далее - СПК "Ботовское"), следовательно, ему принадлежат земли сельскохозяйственного назначения площадью 3833,3 га. С 2006 года общество не осуществляет производственную деятельность на этих землях, не выполняет мероприятия по улучшению и охране почв.
ООО "Ботовское" отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании представитель общества доводы жалобы не признал, считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 1646,6 га и 11 116,14 га с кадастровыми номерами 69:24:00 00 14:0898, 69:24:00 00 14:0899, о чем выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права.
На основании приказа от 16.01.2009 N 102-п в период с 19.01.2009 по 17.02.2009 должностными лицами управления Россельхознадзора проведена комплексная плановая проверка соблюдения ООО "Ботовское" требований земельного законодательства и законодательства в области карантина растений; оформлены акт от 16.02.2009 N 11, протокол осмотра от 16.02.2009 N 11-12/2-(04).
Проверкой и осмотром обнаружено, что земельный участок N 7-П площадью 88,7 га, расположенный вблизи д. Карповщины, зарос древесно-кустарниковой растительностью и бурьянистыми перелогами (сорной растительностью).
По результатам проверки составлен протокол от 16.02.2009 N 11-12/2(04) об административном правонарушении (далее - протокол от 16.02.2009 N 11-12/2(04)), в котором зафиксировано, что в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земля сельскохозяйственного назначения, принадлежащая ООО "Ботовское", не используется в соответствии с целевым назначением, не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель, охране почв и по предотвращению иных процессов.
Рассмотрев протокол от 16.02.2009 N 11-12/2(04), заместитель руководителя управления вынес постановление от 26.02.2009 N 11-12/32(01), которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ, на него наложен штраф в размере 10 000 рублей.
ООО "Ботовское" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Диспозиция указанной статьи содержит три самостоятельных состава административного правонарушения: использование земель не по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что управление Россельхознадзора пришло к выводу о наличии в действиях ООО "Ботовское" двух видов нарушений: неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее - Положение N 689), государственный земельный контроль осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327).
В силу пункта 5 Положения N 689 Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
На основании приведенных выше норм Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не уполномочены на рассмотрение дел о невыполнении требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, управление Россельхознадзора не вправе рассматривать дела об административных правонарушения, выразившихся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
В свою очередь рассмотрение правонарушений, касающихся невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель сельскохозяйственного назначения и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, входит в компетенцию Россельхознадзора.
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрены цели охраны земли, одной из которых является обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
По мнению управления Россельхознадзора, вина ООО "Ботовское" в совершении правонарушения по невыполнению обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв и по предотвращению иных процессов доказана.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что на основании государственного акта и свидетельства от 17.02.1993 N 179 коллективно-долевому сельскохозяйственному предприятию "Ботовское" (в дальнейшем - сельскохозяйственный производственный кооператив "Ботовское") предоставлены в собственность земли для ведения сельскохозяйственного производства площадью 3833,3 га, в том числе в коллективно-долевую собственность земли площадью 3781 га.
По мнению управления Россельхознадзора, поскольку ООО "Ботовское" является правопреемником сельскохозяйственного производственного кооператива "Ботовское", к нему перешли права и обязанности по использованию всех земель площадью 3833,3 га, в том числе земель, находящихся в коллективно-долевой собственности. Проверенный участок N 7-П площадью 88,7 га, расположенный вблизи д. Карповщины, входит в состав названных земель.
На период реорганизации предприятия "Ботовское" вопросы приватизации земли регулировались Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (далее - Указ от 27.12.1991 N 323), принятым в его развитие постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - постановление от 29.12.1991 N 86), Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 (далее - Положение N 708).
В пунктах 3, 4 постановления от 29.12.1991 N 86 предусмотрено, что в реорганизуемых хозяйствах создаются внутрихозяйственные комиссии, которые проводят разграничение находящихся в пользовании хозяйств земель с выделением земель, остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную или коллективно-долевую собственность.
В соответствии с пунктом 9 названного постановления работники реорганизуемых предприятий, а также некоторые иные категории лиц имеют право на бесплатный земельный пай, размер которого устанавливается в натуральном или стоимостном выражении, а также на имущественный пай, размер которого устанавливается в зависимости от трудового вклада, в общей долевой собственности.
На основании пункта 6 Указа от 27.12.1991 N 323 право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право, и форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177.
Пунктом 10 постановления от 29.12.1991 N 86, пунктом 16 Положения N 708 владельцу имущественного пая и земельной доли предписывалось использовать их одним из следующих способов: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Такой правовой режим - владение обществом землей в форме коллективно-долевой собственности не предусмотрен законодательством, как действовавшим на момент реорганизации, так и действующим в настоящее время.
Таким образом, обществу принадлежат только земельные участки площадью 1646,6 га и 11 116,14 га с кадастровыми номерами 69:24:00 00 14:0898, 69:24:00 00 14:0899.
В свою очередь управление не оспаривает, что обследованный участок площадью 88,7 га не входит в состав названных земельных участков.
При таких обстоятельствах неправомерно привлечение ООО "Ботовское" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 КоАП РФ.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2009 года по делу N А66-3561/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тверской и Псковской областям - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3561/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Ботовское"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Тверской и Псковской областям