г. Вологда
17 сентября 2009 г. |
Дело N А44-3041/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 июля 2009 года по делу N А44-3041/2009 (судья Духнов В.П.),
установил
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - инспекция, межрайонная ИФНС России N 2) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кофе и сладости" (далее - общество, ООО "Кофе и сладости") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.07.2009 по делу N А44-3041/2009 в удовлетворении требований межрайонной ИФНС России N 2 отказано.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что сотрудниками межрайонной ИФНС России N 2 не производилась проверочная закупка.
ООО "Кофе и сладости" в возражениях с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в 13 часов 56 минут 23.06.2009 на основании поручения N 112 должностными лицами инспекции проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащей обществу кондитерской "Кофе и сладости", расположенной по адресу: Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Минеральная, д. 24, к. 1; оформлен акт от 23.06.2009 N 112/0000112, получены объяснения продавца Юсовой Е.С.
По результатам проверки составлен протокол от 30.06.2009 N 263 об административном правонарушении (далее - протокол от 30.06.2009 N 263), в котором зафиксировано, что в 13 часов 56 минут 23.06.2009 в кондитерской общества установлена реализация алкогольной продукции - 1 бутылки шампанского Российского полусладкого, емкостью 0,75 л, крепостью 12,5%, по цене 200 рублей, дата розлива 01.12.2008, производитель ООО "Алькасар", на которую отсутствовали необходимые сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная, сертификат соответствия, удостоверение о качестве, справки "А" и "Б" к товарно-транспортной накладной, чем нарушены статьи 10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пункт 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи).
Межрайонная ИФНС России N 2 обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 2 статьи 16, абзацу седьмому пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
Статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что товарно-транспортная накладная является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота алкогольной продукции, без наличия которого невозможно осуществление оборота данной продукции.
На основании пункта 139 Правил продажи на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, в торговой точке должны находиться документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции.
В подтверждение факта совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, инспекцией представлены: акт проверки от 23.06.2009 N 112/0000112, протокол от 30.06.2009 N 263, объяснения продавца Юсовой Е.С. от 23.06.2009.
В свою очередь по настоящему делу покупка бутылки шампанского по цене 200 рублей совершена сотрудниками межрайонной ИНФС России N 2 на основании поручения от 23.06.2009 N 112 в целях контроля за соблюдением ООО "Кофе и сладости" законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, работниками инспекции осуществлена проверочная закупка.
Между тем в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и в порядке, предусмотренных названным Законом.
В соответствии со статьей 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следовательно, в данном случае проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки не может расцениваться как доказательство, полученное в соблюдением требований действующего законодательства, и подтверждать событие правонарушения.
Такой вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 02.09.2008 N 3125/08.
Кроме того, общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с названной нормой постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, при котором производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ. При рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ.
Административное правонарушение, совершенное обществом, обнаружено инспекцией 23.06.2009 (акт проверки от 23.06.2009 N 112, протокол от 30.06.2009 N 263, в котором указано на обнаружение инспекцией правонарушения 23.06.2009), следовательно, на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции (10.09.2009) истек двухмесячный срок, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заявление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ удовлетворению не подлежит в связи с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 июля 2009 года по делу N А44-3041/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3041/2009
Истец: МИФНС России N 2 по Новгородской области
Ответчик: ООО "Кофе и сладости"
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4352/2009