Метаморфозы Налогового кодекса
14 июля Совет Федерации одобрил проект федерального закона N 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". А днем раньше Общероссийская общественная организация "ОПОРА России" провела "круглый стол", чтобы подвести итоги работы над упомянутым законопроектом.
Как сказала Дина Крылова, исполнительный директор, член Президиума, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства и председатель Комитета по административным барьерам и антикоррупционной деятельности "ОПОРЫ России": "Бизнесу, даже просвещенному, некогда или неохота изучать закон. Но народ готов слушать". Поэтому представители бизнес-сообщества и органов государственной власти собрались вместе для обсуждения без пяти минут нового закона.
Суть поправок
Полуторагодовая эпопея по подготовке поправок в главный налоговый документ страны благополучно завершилась. Совпали результаты этой работы и ожидания представителей бизнеса или нет, можно увидеть в Таблице 1. О поправках рассказал Андрей Макаров, депутат и заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
В частности, он обратил внимание участников "круглого стола" на то, что законотворцы перекроили регламент проведения проверок. Теперь проверяющие смогут требовать только те документы, которые предусмотрены в Кодексе, а не все подряд. Новая система проверок предусматривает возможность представления дополнительных документов, но только по желанию проверяемого. Кроме того, время проведения проверки стало ограниченным. Отменили санкции по итогам повторной налоговой проверки. Правда, г-н Макаров сделал оговорку, что санкций не будет, "если не будет доказан факт сговора ФНС и налогоплательщика". Некоторые контрольные мероприятия теперь будут проводиться только в рамках выездной проверки. Также улучшен порядок оформления результатов налоговых проверок. По их окончании будет составлен акт, в котором проверяющие зафиксируют свои претензии к налогоплательщику.
Мнение
С. Шаталов,
заместитель министра финансов РФ*(1)
Это большой и сложный законопроект, результат поиска взаимоприемлемых решений и бесчисленных компромиссов. Он существенно отличается от того, что было внесено в Государственную Думу и, на наш взгляд, полностью соответствует всем тем обещаниям, которые были даны бизнесу и которые были согласованы в рамках рабочей группы Совета по конкуренции и предпринимательству и подписаны совместно президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным и министром финансов Алексеем Кудриным как сопредседателями этой рабочей группы.
Это во многом процессуальный документ. В нем регламентируются процедуры, которые сегодня либо прописаны недостаточно, либо отсутствуют вовсе. Он позволяет налогоплательщикам значительно снизить риски, связанные с той или иной интерпретацией закона, и, соответственно, предоставляет им гарантии дополнительной защиты законных прав. Это, несомненно, повлечет серьезную перестройку работы налоговых органов, потому что они ставятся в более жесткие рамки.
Он также отметил, что "не прошла" норма о "презумпции добросовестности". Причем г-н Макаров считает это правильным. Ведь текст нормы содержал только понятие "презумпции добросовестности", без объяснений. То есть в Кодексе мог появиться принцип, который потом легко, за неимением четких критериев, можно было бы использовать против предпринимателей. Еще г-н Макаров упомянул о том, что из законопроекта "исчезла" норма об уголовной ответственности налоговиков - "для налоговых органов закон не писан". Но в целом г-н Макаров охарактеризовал проект закона как положительный.
Помимо тех поправок, о которых упомянул г-н Макаров, есть и другие немаловажные моменты. Например, представители Правительства утверждают, что встречная проверка "ушла" из Налогового кодекса как таковая.
Мнение
С. Шаталов,
заместитель министра финансов РФ
Я очень рассчитываю также на то, что проблема, связанная с презумпцией добросовестности налогоплательщика, будет решена не искусственным способом за счет введения чуждых налоговому законодательству институтов, а другими, рациональными способами. Сегодня такая категория, как недобросовестность, введенная Конституционным судом, получила широкое распространение, что у всех вызывает тревогу и озабоченность. Думаю, что негативную практику удастся нивелировать. Конституционный суд говорит о том, что понимает необходимость изменения сложившейся ситуации и совершенно отчетливо транслирует бизнесу и власти две мысли: первое - не надо универсализировать те определения, которые касались конкретных случаев, второе - вопросы добросовестности или недобросовестности налогоплательщика должны рассматриваться арбитражным судом в каждом конкретном случае с учетом всех конкретных обстоятельств. С этой точки зрения письмо ВАС, которое будет посвящено этой теме, должно снять эти проблемы.
Что думают представители бизнеса
От лица бизнесменов выступил Александр Бречалов, член Президиума "ОПОРЫ России" и генеральный директор компании "Юниаструм Консалтинг". Он указал на опасный момент в проекте закона. Законодатели не отреагировали на предложение об установлении ответственности должностных лиц за действия и результаты проверок. По его мнению, угроза наказания могла помочь налоговикам принять взвешенные и осмысленные решения.
И представители власти, и представители бизнеса остро отреагировали на непринятие нормы об ответственности налоговиков за свои действия. Ожидалось, что санкции все-таки будут прописаны в законе, но этого не произошло.
Мнение
С. Шаталов,
заместитель министра финансов РФ
Договоренности (с бизнесом - прим. ред.) соблюдены. Но, видимо, ожидания выходили далеко за рамки договоренностей, и не все ожидания сбылись. Конечно же, как и в любом компромиссе, чувствовать себя полностью удовлетворенными не может ни налоговая служба, ни Министерство финансов, ни депутаты, ни бизнес. Было много тем, острых тем, таких, как презумпция добросовестности и уголовная ответственность для сотрудников налоговых органов, пересмотр некоторых санкций за налоговые правонарушения, которые в окончательную редакцию законопроекта по разным причинам не вошли. Однако они не были предметом договоренностей, а появились позднее в качестве поправок депутатов.
Бизнес-сообщество отметило и положительные моменты. Так, Югар Вагиф Оглы Керимов, заместитель руководителя отдела налогового планирования независимой аудиторской фирмы "Центр бухгалтера и аудитора", заявил, что ему понравились изменения по налоговым проверкам. В проекте закона установлены календарные сроки проведения ревизии (от вынесения решения о проведении до справки). До поправок срок исчислялся в днях фактического нахождения ревизоров на территории налогоплательщика.
Итоги обсуждений
Участники "круглого стола" сошлись во мнении, что сейчас рано о чем-то говорить и обсуждать пока еще не работающий закон. "Гораздо важнее, какой будет правоприменительная практика", - подытожил г-н Орлов, председатель экспертного совета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам Госдумы России. Напомним, что если Президент РФ подпишет закон, то документ вступит в силу с 1 января 2007 года.
Таблица 1. Ожидания бизнеса и результаты совершенствования
налогового администрирования
N п/п | Ожидания бизнеса | Результаты | |
Положительные моменты законопроекта*(2) |
Нерешенные проблемы | ||
1 | а) Исключить возможность ис- требования неограниченного перечня документов при прове- дении камеральных проверок. Перечень документов должен быть исчерпывающим. б) Регламентировать порядок и ограничить максимальный срок проведения выездных проверок. Закрепить в Кодексе четкие основания для продления пер- воначальных сроков выездной налоговой проверки. в) Предусмотреть ответствен- ность должностных лиц налого- вых органов за выявленные в ходе повторных проверок не- достатки в контрольной рабо- те. |
1. Удачная конструкция прове- дения камеральной проверки, исключающая возможность неог- раниченного истребования доку- ментов в ходе этой проверки (ст. 88). 2. Исключена норма статьи 89 НК РФ, позволяющая исчислять срок выездной проверки по вре- мени фактического нахождения налоговых инспекторов на тер- ритории налогоплательщика. Срок проверки исчисляется с момента вынесения решения о назначении проверки и до мо- мента составления справки о проведенной проверке, то есть срок выездной налоговой про- верки теперь определяется ка- лендарным промежутком, имеющим четкие границы. 3. По итогам "повторной прове- рки" не начисляются штрафные санкции, если первоначальная проверка не выявила нарушений (п. 10 ст. 89). 4. Ряд контрольных действий (осмотр помещения, выемка до- кументов) допускается теперь только в рамках выездной про- верки (ст. 89, 94) |
1. Срок выездной проверки может быть продлен до 6 месяцев (плюс возможность приостановления проверки до 9 месяцев). Причем срок продления проверок будет определяться не Кодексом, а внутренними документами ФНС (ст. 89). Отсутствие законодательно опре- деленного перечня оснований для продления срока создает предпо- сылки для злоупотреблений пол- номочиями. 2. Запрет на повторное истребо- вание документов вводится толь- ко с 2010 года (п. 5 ст. 93). |
2 | Закрепить в Кодексе принцип и критерии "презумпции добросо- вестности" налогоплательщика. |
Из закона исключен проект ста- тьи о "презумпции добросовест- ности". Значит, не решается проблема сложившейся практики лишения налогоплательщика за- конных прав и возложения на не- го дополнительных обязанностей, не предусмотренных Кодексом. |
|
3 | Регламентировать процедуру- производства по делам о нало- говых правонарушениях. В настоящее время на стадии вынесения решения о привлече- нии к ответственности налого- плательщик часто не только лишен возможности заявить свою позицию, но и не имеет информации о том, что его со- бираются оштрафовать. Он ли- шен возможности своевременно представить свои аргументы налоговому органу и впоследс- твии вынужден оспаривать ре- шение о привлечении к ответс- твенности в суде. |
1. Появляется четкая процедура вынесения решения по материа- лам камеральной и выездной проверок. Налогоплательщик по- лучает реальную возможность ознакомиться с сутью претензий к нему со стороны налоговых органов и подготовить аргумен- ты до того, как налоговый ор- ган примет решение. 2. Решение о привлечении к от- ветственности и решение об от- казе к привлечению к ответст- венности не вступают в силу, если в течение 10 дней налого- плательщик обжаловал их в вы- шестоящий налоговый орган. Значит, до разрешения спора вышестоящим налоговым органом недоимка, штраф и пени не взы- скиваются (ст. 101). |
1. При вынесении решения о при- влечении к ответственности при- нимаются обеспечительные меры (п. 10 п. 101) 2. Из последней редакции "исче- зла" норма, считающая недопус- тимыми те доказательства, кото- рые были получены с нарушением федерального закона. Учитывая, что малый и средний бизнес не всегда обладают иму- ществом, которое можно предло- жить в качестве обеспечительных мер, для этой категории налого- плательщиков обеспечительные меры почти всегда будут озна- чать приостановление операций по счетам. |
4 | Установить персональную (ад- министративную и уголовную) ответственность должностных лиц органов налогового конт- роля за предпринимаемые ими действия и принятые решения. |
Отсутствуют нормы, которые мог- ли бы заставить налоговиков ис- полнять предписания Кодекса, в частности: - сключены нормы, предусматри- вающие уголовную ответствен- ность должностных лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений и злоупотре- бление своими правами; - отсутствуют нормы, обеспечи- вающие соблюдение налоговыми органами сроков проверки и сро- ков вынесения решений. Даже полугодовой срок может безнаказан но нарушаться нало- говыми органами. В отсутствие дисциплинирующих инструментов для налоговых ор- ганов нет реальных гарантий со- блюдения прав налогоплательщи- ков органами налогового контро- ля. |
|
5 | Сохранить за налогоплательщи- ком право (а не обязанность) представлять отчетность в электронном виде. |
Вводится обязательный переход с 2007 года на сдачу отчетности в электронном виде для всех орга- низаций численностью 250 чело- век, а с 2008 года - 100 чело- век (п. 3 ст. 80). Это дополнительные затраты для налогоплательщиков. У налогоп- лательщиков должен быть выбор - представлять отчетность либо в бумажной форме, либо на элект- ронных носителях. |
|
6 | Прочее | 1. Сохраняется обязанность вставать на учет по месту нахо- ждения обособленных подразделе- ний (ст. 89). То есть малые и средние предприятия должны вставать на налоговый учет по месту организации стационарных рабочих мест. 2. Получила законодательное под крепление существующая практика налоговиков по истребованию у любого лица (не только контра- гентов) любой информации о на- логоплательщике (статья 93.1). То есть у любого лица, распола- гающего информацией о налого- плательщике, эти сведения могут быть истребованы (у страховой компании - обо всех застрахо- ванных, у охранников и частных детективов - все, что известно об интересующем лице). |
А.И. Калинина,
эксперт издательства
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее из интервью, опубликованного на сайте http://www.prime-tass.ru/news/show. asp?id=575&ct=interviews
*(2) Проект федерального закона N 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru