Отклоняйся, но с умом... Порядок применения статьи 40 НК РФ
Статья 40 НК РФ позволяет налоговым органам пересчитывать цены, примененные налогоплательщиком, и доначислять выручку, а значит, и налоги. Однако данная статья далеко не совершенна. При ее толковании мнения налогоплательщика и налогового органа расходятся, но никакой поддержки ни для налогоплательщика (кроме здравого смысла и желания защитить свои интересы), ни для инспекции (в виде конкретных разъяснений, писем вышестоящих органов) нет, поэтому в суде каждая сторона трактует названную норму в свою пользу.
Напомним: ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации дает право пересчитывать цены только в определенных случаях, основной из которых - отклонение примененной цены от рыночной на 20% и более.
Методика расчета данного отклонения нормативными документами не установлена. Помимо этого неясен вопрос об источнике и порядке получения информации об уровне рыночных цен на конкретный период или дату, а также о правилах применения рыночной цены в расчете отклонения.
Предлагаем свою методику, основанную на трактовке ст. 40 НК РФ во взаимосвязи ее с другими нормами Налогового кодекса РФ, письмами и разъяснениями Минфина России, решениями арбитражных судов, а также соответствующую правилам математики и статистики по расчету отклонений.
Методика расчета отклонения
Пункт 3 ст. 40 НК РФ допускает, что цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, могут отклоняться более чем на 20% от рыночной цены. Следовательно, чтобы установить такое отклонение, необходимо:
определить рыночную цену идентичных (однородных) товаров (работ или услуг) в соответствующем периоде;
рассчитать сумму, составляющую 20% рыночной цены;
рассчитать отклонение (О) цены товара (Цт) (работы или услуги) от рыночной цены (Цр) в рублях: О = Цр - Цт;
сравнить полученное отклонение с суммой, составляющей 20% рыночной цены, определяемой согласно ст. 40 НК РФ.
Данный подход соответствует математическим и статистическим правилам расчета отклонений.
Рассмотрим применение методики на примере определения цены подакцизного товара (водки):
определим "отклоняющуюся" цену как дилерскую;
для расчета используем отпускные цены без учета НДС, так как исключение НДС не влияет на результаты сравнения.
Цена по дилерским сделкам с учетом НДС (Ц*дс) будет равна сумме цены по дилерским сделкам (Цдс) и НДС по ставке 18%, т.е. Цдс х 1,18.
Аналогично будет рассчитываться рыночная цена с учетом НДС (Ц*р):Црх 1,18, а 20% рыночной цены с учетом НДС составят: Цр х 1,18 х 0,2.
Отклонение цены по дилерским сделкам (Одс) от рыночной цены с НДС будет определяться следующим образом:
Одс = Цр х 1,18 - Цдс х 1,18 = (Цр - Цдс) х 1,18.
Таким образом, при учете НДС сравниваются те же суммы, увеличенные в 1,18 раза,
следовательно, включение в цену налога на добавленную стоимость не влияет на результат сравнения.
Пусть Ц*р составит 50 руб., а Ц*дс - 45 руб. Тогда:
Цр = 50 руб. : 1,18 = 42,37 руб.;
Цдс = 45 руб. : 1,18 = 38,14 руб.
Следовательно сумма, составляющая 20% рыночной цены, будет равна:
с учетом НДС - 50 руб. х 0,2 = 10 руб.;
без учета НДС - 42,37 руб. х 0,2 = 8,47 руб.
Отклонение цены по дилерским сделкам от рыночной цены составит:
с учетом НДС - 50 руб. - 45 руб. = 5 руб.;
без учета НДС - 42,37 руб. - 38,14 руб. = 4,23 руб.
Сравнивая отклонения с суммой, составляющей 20% рыночной цены товара, для вариантов с учетом и без учета НДС, можно заметить, что результат сравнения при исключении НДС не изменяется: отклонение в любом случае составляет 10% рыночной цены.
Если рассматривается подакцизный товар, то суммы акциза из цены исключаться не должны, так как в соответствии с п. 3 ст. 193 НК РФ ставки акциза зависят от объемной доли этилового спирта в алкогольной продукции и от статуса покупателей (оптовые или розничные торговцы). Поэтому исключение суммы акциза может повлиять на результаты сравнения цены по дилерским сделкам с рыночной ценой.
Проведем сравнение цены реализации с рыночной ценой. Для этого:
1) определим рыночную цену идентичных (однородных) товаров (работ или услуг) в соответствующем периоде. Цена одной бутылки будет равна отношению цены заказа с акцизом и без НДС к числу бутылок;
2) рассчитаем сумму, составляющую 20% рыночной цены (Спр):
Спр = Цр х 20% : 100%;
3) рассчитаем отклонения цены по дилерским сделкам от рыночной цены (в абсолютных показателях - рублях):
Одс - Цр - Цдс;
4) сравним полученное отклонение с суммой, составляющей 20% рыночной цены.
При расчете фактического отклонения в процентах для упрощения можно применить следующую формулу:
Одс = (Цр - Цдс) : Цр х 100%.
Пусть рыночная цена заказа (10 бутылок) составит 1000 руб., дилерская - 810 руб. Тогда для одной бутылки:
1) Цр = 1000 руб. : 1,18 : 10 = 84,75 руб.,
Цдс = 810 руб. : 1,18 : 10 = 68,64 руб.;
2) Спр = 84,75 руб. х 20% : 100% = 16,95 руб.;
3) Одс = 84,75 руб. - 68,64 руб. = 16,11руб., т.е. 19% [(84,75 руб. - 68,64 руб.) : 84,75 руб. х 100%] или (16,11 руб. х 100% : 84,75 руб.).
Однако налогоплательщики могут столкнуться с ситуацией, когда представители налогового органа будут считать отклонение дилерской цены от рыночной путем деления второй на первую, что не совсем соответствует математическому подходу.
Порядок определения рыночных цен
Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 17 марта 2003 г. N 71 разъяснил, что налог и пени в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ доначисляются на основе рыночных цен, а не цен, примененных самим налогоплательщиком.
Помимо этого уровень рыночных цен должен определяться из официальных источников.
Исходя из этого, налоговый орган должен не сам признавать рыночной цену реализации продукции, а обращаться в специализированный орган с запросом о существующих на конкретный момент рыночных ценах на данную (или подобную) продукцию. Более того, о такой обязанности сказано в письме Минфина России от 18 июля 2005 г. N 03-02-07/1-190. В нем к официальным источникам информации отнесены сведения о ценах, опубликованные, в частности, в официальных изданиях уполномоченных органов в области статистики, ценообразования, таможенных органов. Арбитражный суд Омской области (Постановление от 2 октября 2001 г. по делу N А-505/01) и ФАС Поволжского округа (Постановление от 16 декабря 2004 г. по делу N А12-12899/03-с42) относят к официальным источникам информации также документы торгово-промышленной палаты, в которых указан уровень цен.
Порядок применения рыночных цен
Рыночная цена определяется единой суммой, в которую составной частью входят акциз и НДС, и только метод экономического анализа позволит определить, в какой части уплата косвенных налогов ложится на покупателя, а в какой - уменьшает собственный доход продавца.
Иногда налоговые органы в своих расчетах используют цены за вычетом акциза, ссылаясь на п. 6 ст. 274 НК РФ, в котором сказано, что для целей налогообложения прибыли рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку, установленному абз. 2 п. 3, а также п. 4-11 ст. 40 НК РФ (без включения в них НДС и акциза).
Считаем такое мнение ошибочным. Право вынести мотивированное решение о доначислении налога и начислении пеней предоставлено ст. 40 НК РФ вне зависимости от конкретного налога, а потому нормы, предусмотренные только в целях отдельной главы НК РФ, нельзя применять ко всем налогам.
Конструкция п. 3 ст. 40 НК РФ позволяет выделить два понятия. Во-первых, "рыночная цена". Это понятие установлено только в п. 4 ст. 40 НК РФ, и именно оно определяет право налогового органа вынести мотивированное решение о доначислении налога и начислении пеней.
Во-вторых, "результаты сделки". Эти результаты зависят от того, какой конкретный налог проверяется, и определяются в соответствии с правилами, установленными для конкретного налога специальной главой НК РФ или другим налоговым законом.
Таким образом, при определении права налогового органа доначислять налог и начислять пени не применим п. 6 ст. 274 НК РФ, который является специальной нормой, предусматривающей, что при определении учетной стоимости внереализационных доходов, полученных в натуральной форме, используются рыночные цены, но без включения в них НДС и акциза.
Отсутствие вины налогоплательщика при доначислении налога
Согласно ст. 40 НК РФ налоговый орган по результатам сопоставления цен может вынести решение о доначислении налога и начислении пеней. Однако инспекции могут не ограничиться этим и по результатам проверки (в частности, по ст. 40 НК РФ) привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа.
Такая позиция налоговых органов, на наш взгляд, неправомерна. НК РФ не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика самостоятельно рассчитывать налог исходя из рыночных цен. Пункт 3 ст. 40 НК РФ предоставляет такое право только налоговым органам. Таким образом, даже если инспекция доначисляет налог и начисляет пени в соответствии с этой нормой НК РФ, бездействие налогоплательщика полностью соответствует законодательству, а следовательно, не признается налоговым правонарушением и не влечет за собой налоговой ответственности.
Более того, применение низких цен является политикой налогоплательщика по стимулированию продаж, расширению рынка сбыта продукции, поддержанию своих покупателей, конкурентной борьбе. Чем шире ассортимент и дилерская сеть, тем больше продаж и соответственно выручки получит организация от своей деятельности. Следовательно, больше налогов попадет в бюджеты различных уровней. А значит, применение штрафных санкций является еще и косвенной причиной снижения доходов бюджета.
Е.И. Хаустова,
налоговый юрист 000 "Юридическая компания "РУСправо"", г. Омск
"Ваш налоговый адвокат", N 4, июль-август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru