Планирование выездной налоговой проверки
В бизнес-прессе достаточно подробно освещается сам процесс проведения выездной проверки. Вопросам отбора налогоплательщиков для налоговой проверки посвящены в основном статьи работников налоговых органов и внутренние (для служебного пользования) письма. Попробуем дать ответ на основной вопрос, который стоит перед бизнесменом: почему для проверки выбрали именно его фирму?
По данным налоговых органов, если камеральные проверки охватывают 100% налогоплательщиков, представивших отчетность, то выездные проводятся лишь у 20-25%*(1), поэтому большое значение приобретает отбор организаций к проведению этого вида проверок. Создание эффективной системы такого отбора позволит*(2):
выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадров и материальных ресурсов налоговых органов;
добиться максимальной результативности налоговых проверок;
уменьшить расходы, затрачиваемые на проведение проверок;
увеличить вероятность обнаружения налоговых нарушений.
Существует множество методик отбора налогоплательщиков для проведения проверок.
По мнению налоговых органов, для повышения качества налогового контроля целесообразно проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающей четыре уровня*(3):
анализ сумм начисленных налоговых платежей;
анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций;
анализ динамики сумм уплаченных налоговых платежей;
анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов.
Такой мониторинг позволяет значительно сократить временные затраты сотрудников налоговых инспекций на отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля в виде камеральных и выездных проверок, а также повысить эффективность работы, оценивающуюся как соотношение стоимости проведения проверки к суммам доначисленных платежей. Это особенно актуально в условиях нехватки работников налоговых инспекций и большого количества организаций.
Основные правила отбора налогоплательщиков изложены в приказе МНС России от 18 августа 2003 г. N БГ-4-06/23дсп "Об утверждении регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок" (далее - Регламент). Вкратце ознакомимся с данным документом.
Досье налогоплательщика
Налоговые органы формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках на основе данных, полученных:
от внутренних источников:
- из бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков,
- материалов камеральных и выездных налоговых проверок,
- документов по контролю за алкогольной и табачной продукцией, а также валютному контролю,
- от программно-технических комплексов;
от внешних источников:
- в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с государственными органами (финансовыми, таможенными, МВД и т.д.),
- по запросам организаций (например, о перевозимых крупных партиях товаров, объемах потребляемой электро- и теплоэнергии).
В итоге сбора информации по каждому налогоплательщику составляется документ, состоящий из четырех основных разделов:
идентификационная часть - регистрационные данные (ИНН, учредители, руководители), сведения об учетной налоговой политике, филиалах и обособленных подразделениях организации и т.д.;
данные о хозяйственных операциях - информация о крупных сделках и операциях (значительных суммах НДС, предъявленных к вычету; крупных финансовых вложениях; полученных и выданных векселях; непрофильных сделках; сделках с давальческим сырьем и т.д.);
косвенные данные о хозяйственной деятельности - сведения, поступившие от правоохранительных органов, внебюджетных фондов, других организаций (в данный раздел включаются также данные СМИ, сведения от бдительных граждан и т.д.);
информация о налоговых нарушениях, которые выявлены у аффилированных лиц; результатах встречных проверок; сведения, поступившие из различных внешних источников.
Выбор налогоплательщиков для проверки
Окончательный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок проводится на основе информации, полученной в рамках проведения камеральной налоговой проверки, и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности.
Налоговыми органами разработаны методические рекомендации по порядку камеральной проверки каждой налоговой декларации. Программное обеспечение проверяет логическую связь между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы (так называемая система контрольных отношений). При этом также сопоставляются отчетные показатели с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода и соотношение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
В результате составляется заключение по установленной форме, содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин для таких выводов.
Существуют "обязательные" предприятия, которые в любом случае включаются в текущий план проверок:
крупнейшие (основные) налогоплательщики, которые на территории налоговой инспекции приносят бюджету наибольший доход. Проверка проводится минимум один раз в два года;
фирмы, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. Проверка проводится немедленно;
налогоплательщики, которые решили ликвидироваться;
предприятия, представляющие "нулевые" отчеты, но по сведениям инспекции ведущие хозяйственную деятельность;
организации, чья деятельность интересует другие налоговые инспекции. По мотивированным запросам такие предприятия также попадут в текущий план проверок в обязательном порядке.
Имеются также "первоочередные" предприятия, которые подлежат проверке, но будут включены в план при наличии ресурсов:
налогоплательщики, чья отчетность вызывает подозрения у сотрудников камерального и аналитического отделов;
предприятия, которые систематически опаздывают с представлением налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов;
организации, где в ходе последней проверки были вскрыты серьезные налоговые правонарушения;
фирмы, которые не проверялись более шести лет;
убыточные предприятия или фирмы, которые в течение нескольких лет показывают в отчетности небольшую прибыль или убыток ("планово-убыточные предприятия");
налогоплательщики, результаты деятельности которых существенно отличаются от средних по отрасли.
Вопросы, решаемые при подготовке к проверке
В ходе подготовки к проведению выездной проверки решаются следующие основные вопросы:
предполагаемый объем контрольной работы;
количественный и персональный состав налоговых инспекторов с учетом масштабов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
период, за который будет проверяться финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика;
вид проверки (комплексный или по отдельным видам налогов и сборов);
методы проведения проверки;
необходимость проведения встречных проверок;
необходимость привлечения к проведению проверки сотрудников органов внутренних дел.
Подготовка завершается оформлением решения о назначении выездной налоговой проверки и утверждением программы проведения проверки.
Форма решения указана в Порядке назначения выездных налоговых проверок, утвержденном приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318.
Результативность проверок
Руководство ФНС России ставит перед налоговыми органами задачу начинать выездную налоговую проверку лишь тогда, "когда по результатам анализа всего спектра полученной информации есть основания подозревать налогоплательщика в нарушении действующего законодательства"*(4).
В августе 2005 г. Федеральная налоговая служба объявила конкурс на оказание консультационных услуг в области разработки методологических инструментов и требований к программным средствам, позволяющим определить вероятностную налоговую базу по группам налогоплательщиков и допустимые значения отклонений от нее, а также на разработку предложений по совершенствованию системы показателей по отбору налогоплательщиков для выездной налоговой проверки.
Об итогах конкурса не сообщалось, однако, по словам руководителя ФНС России А.Э. Сердюкова*(5), в I квартале 2006 г. проведено около 34 000 выездных налоговых проверок организаций и 14 000 выездных проверок физических лиц. По их результатам дополнительно начислено налогов и сборов в два раза больше, чем за аналогичный период I квартала 2005 г.
Все это говорит об увеличении результативности выездных налоговых проверок. О том, как налоговые службы достигли таких результатов, не сообщается. В конце концов, налоговые органы также имеют право на свою налоговую тайну.
Б.М. Фороский,
юрист ООО "Аквант", г. Уфа
"Ваш налоговый адвокат", N 4, июль-август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Сашичев В.В. Камеральная налоговая проверка // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2002. - N 31.
*(2) См.: Гусева И.Л. Реформирование института налогового контроля в сфере косвенного налогообложения // Адвокат. - 2004. - N 4.
*(3) См.: Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения // Налоговый вестник. - 2005. - N 6.
*(4) К кому придет налоговый инспектор // Главбух. - 2004. - N 10.
*(5) См. интервью руководителя Федеральной налоговой службы Анатолия Эдуардовича Сердюкова журналу "Российский налоговый курьер". - 2006. - N 13-14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru