город Ростов-на-Дону |
дело N А53-2308/2008-С4-4 |
31 марта 2008 г. |
15АП-1299/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания секретарём Черняк Е.В.
при участии:
от заявителя: Редьков Е.Н. (доверенность б/н от 11.03.08г., сроком на 1 год, паспорт 60 03 455106 ОВД Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, 01.02.03г.)
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 06.03.08г. N 70902)
от третьего лица: представитель не явился (уведомление от 07.03.08г. N 70903)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ПКФ " МАГРОС" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2008г. по делу N А53-2308/2008-С4-4 по заявлению общества с ограниченной ответственностью ПКФ " МАГРОС" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ростовской области при участии третьего лица Главного управления внутренних дел по Ростовской области
о признании незаконным постановления от 09.01.08г. N 10 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ПКФ "МАГРОС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Роспотребнадзор) о признании незаконным постановления N 10 от 09.01.08г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 43 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление внутренних дел по Ростовской области (далее - управление).
Решением суда от 14.02.08г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Роспотребнадзор доказал наличие в действиях общества полного состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. По мнению общества, скумбрия и форель не находятся в номенклатуре продукции, подлежащей обязательной сертификации, а находится в номенклатуре продукции, подлежащей декларированию соответствия. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении имеются дописки, сделанные инспектором без ведома законного представителя общества и в его отсутствие, которые усугубляют вину общества и дополняют выявленный сотрудником Роспотребнадзора перечень нарушений. Общество считает, что оно не виновно в инкриминируемом ему правонарушении, поскольку на вышеуказанную продукцию у него имелись и имеются сертификаты и декларации соответствия.
Роспотребнадзор отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Роспотребнадзор и управление своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие представителей Роспотребнадзора и управления.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Роспотребнадзора и управления по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель общества в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письма заместителя генерального директора ФГУ "Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" от 11.03.08г. N 45/8-11/669, в котором сказано, что мороженая рыба - скумбрия и форель не сертифицируются.
Представитель общества поддержал изложенные в апелляционной жалобы доводы и пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.02 г. N 287 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, перечень работ и услуг _" были внесены изменения. В частности, названным постановлением дан перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. При этом рыба замороженная, в данном случае - форель и скумбрия, подпадает под перечень именно продукции соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Следовательно, вышеуказанная продукция в соответствии с действующим законодательством РФ не подлежит обязательной сертификации и на нее требуется лишь декларация о соответствии, что подтверждается ответом на запрос от заместителя генерального директора по стандартизации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.10.07 г. инспектором управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при ГУВД по Ростовской области на основании постановления N 2191 от 06.12.07г. на проведение проверочных мероприятий объектов потребительского рынка товаров и услуг проведена проверка магазина общества по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Оренбургский, 26/55.
В ходе проведения проверки установлено, что в указанном торговом месте общество осуществляет деятельность по реализации мороженой рыбы: скумбрия - общим весом 5 кг. по цене 75 руб. за 1 кг. и форель - общим весом 3 кг. по цене 210 руб. за 1 кг. без сертификатов соответствия.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 10.12.07г. и в протоколе об административном правонарушении 61 N 210251 от 10.12.07г. При составлении протокола присутствовал законный представитель общества - директор Кашка В.Н., которому были разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из объяснений директора общества от 10.12.07г. следует, что сертификаты на скумбрию и форель у общества имеются, но на момент проверки они находятся в офисе общества по другому адресу.
10.12.07г. определением начальника УМ БПСПР и ИАЗ материалы дела об административном правонарушении были переданы Роспотребнадзору для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
09.01.08г. постановлением Роспотребнадзора N 10 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 43 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Роспотребнадзора, общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг с нарушением санитарных правил или без сертификатов соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких (аров, работ, услуг для жизни и здоровья людей.
Одним из принципов правового регулирования, определенных Законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 г. N 2300-1 (в редакции от 21.12.2004г.), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55 (в действующей редакции), а также Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.02 г. N 184-ФЗ, является контроль государства за безопасностью товаров, а также защита прав потребителей.
Пунктом 4 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92г. N 2300-1 (в редакции от 21.12.04 г. N 171 -ФЗ) предусмотрено, что в случае, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в п. 1 настоящей статьи.
Признавая оспариваемое постановление Роспотребнадзора законным, арбитражный суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии с введением в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.02г. N 64 "Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация", проверявшаяся Роспотребнадзором продукция подлежала обязательной сертификации.
Однако, как следует из протокола осмотра, акта проверки, протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности, объектом проверки была рыба мороженая: скумбрия и форель.
В соответствии с указанной "Номенклатурой" (в редакции от 01.01.07г., сроком действия до 31.12.07г.) сертифицированию подлежит филе мороженое или рыба специальной разделки.
Рыба мороженая, согласно введённым в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.02г. N 64 "Номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия" (в редакции сроком действия с 01.03.06г. до 31.12.07г.) подлежит декларированию соответствия.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно была применена Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация.
Это обстоятельство также подтверждается письмом уполномоченного в области сертификации органа - ФГУ "Ростовский ЦСМ", из которого следует, что скумбрия мороженная не разделанная ОКП 926106 не относится к объектам обязательной сертификации и декларирования соответствия и при её реализации не требуется наличие сертификата соответствия и декларации о соответствии; форель мороженная не разделанная ОКП 926131 не относится к объектам обязательной сертификации, но относится к объектам декларирования соответствия, а при её реализации не требуется наличие сертификата соответствия, но требуется декларация соответствия.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях общества объективной стороны правонарушения, т.к. проверять необходимо было общество на наличие декларации о соответствии на мороженую скумбрию и форель.
Кроме того, материалами дела установлено и Роспотребнадзором не оспорено, что фактически у общества имелись сертификаты соответствия на вышеуказанную продукцию, оригиналы которых не были представлены при проверке.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, образует продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей. Объективная сторона указанного правонарушения состоит в том, что лицо продает товары, выполняет работы, оказывает услуги с нарушением установленных санитарных правил (норм, гигиенических нормативов, иных актов, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности) или без сертификата соответствия.
Часть 2 ст. 19.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.6, ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. 20.4, 20.14 КоАП РФ, то есть за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, либо за недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика).
Системное толкование названных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ является специальной по отношению к общей норме ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ. Следовательно, в случае продажи товаров без сертификата соответствия административная ответственность должна возлагаться на основании ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, а за реализацию (предложение к продаже, торговлю) товара без представления покупателям сертификата соответствия - по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении 61 N 210251 от 10.12.07г. следует, что обществу вменяется нарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по реализации мороженой рыбы: скумбрия и форель без сертификатов соответствия.
Вместе с тем в материалах дела имеется сертификат соответствия на вышеуказанную мороженую продукцию, представленные обществом в судебное заседание, однако при проверке сертификаты на данную продукцию отсутствовали и не были представлены по требованию проверяющих.
Реализация сертифицированной продукции без представления сертификатов соответствия охватывается диспозицией ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ. Следовательно, в действиях общества состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, и за которое оно привлечено к ответственности Роспотребнадзором, отсутствовал бы даже в случае, если бы, как было указано судом первой инстанции, проверявшаяся рыба подлежала сертифицированию.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что в материалах дела имеется два экземпляра протокола 61 N 210251 от 10.12.07г. Первый экземпляр, представленный обществом, был выслан в адрес общества сотрудниками УМ БПСПР и ИАЗ. Второй был представлен Роспотребнадзором в материалы дела. В экземпляре Роспотребнадзора имеется дописка, дополняющая перечень выявленных сотрудником Роспотребнадзора при проверке нарушений. В частности, в экземпляре протокола, представленном в материалы дела Роспотребнадзором, дописано, что у общества отсутствовала справка ветеринарно-санитарной экспертизы. В экземпляре протокола, составленном в присутствии законного представителя общества и выданного ему на руки после завершения его составления, такая запись отсутствует. Таким образом, управлением допущено грубое нарушение оформления документов, выразившееся во внесении дописок в документы после того, как они составлены и подписаны лицом, в отношении которого, проводилась проверка.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ, поскольку в решении неправильно применены нормы материального права. При таких обстоятельствах постановление N 10 от 09.01.08г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 43 000 руб. признаётся арбитражным судом апелляционной инстанции незаконным и отменяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.08г. отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ростовской области от 09.01.08г. N 10 о привлечении общества с ограниченной ответственностью ПКФ "МАГРОС" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2308/2008-С4-4
Истец: общество с ограниченной ответственностью ПКФ " МАГРОС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ростовской области
Третье лицо: Главное управление внутренних дел по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1299/2008