город Ростов-на-Дону |
дело N А32-7393/2006-36/106 |
03 апреля 2008 г. |
15АП-57/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2008 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.,
при участии:
от истца - Тарабановой Е.Н. по доверенности от 26.03.2008 серии 23 АБ N 877920,
Шевченко У.Ю. по доверенности от 26.03.2008 серии N 23 АБ N 877921,
от ответчиков:
Краевого государственного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" - Дикалова П.А. по доверенности от 06.12.2007 N 70,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску общества с ограниченной ответственностью торгово-книжное предприятие "Колос"
к Краевому государственному специализированному учреждению "Фонд государственного имущества Краснодарского края", г. Краснодар,
Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар,
при участии третьих лиц:
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, г.Краснодар,
Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г.Краснодар,
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью торгово-книжное предприятие "Колос" (далее ООО "ТКП "Колос") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Краевому государственному специализированному учреждению "Фонд государственного имущества Краснодарского края" (далее КГСУ "Фонд государственного имущества Краснодарского края", Фонд) о признании права собственности на нежилое помещение площадью 274,6 кв.м. и подвальное помещение площадью 252,2 кв.м., расположенные по адресу: г.Краснодар, ул.Красная, дом 100, а также об обязании Главного управления регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировать за истцом право собственности на спорные помещения исключив данные помещения из государственной собственности.
В обоснование иска указано, что 21.11.1990 г. между Управлением издательств, полиграфии и книжной торговли Краснодарского крайисполкома (арендодатель) и Краевым объединением "Кубанькнига" (арендатор) был заключен договор аренды с правом выкупа, в соответствии с которым арендатору были переданы основные фонды в сумме 2139 тыс. руб. и оборотные средства в сумме 19748 тыс. руб., в том числе помещения магазинов общей площадью 20271,6 кв.м.
Истец по делу является правопреемником ТОО "Колос", учрежденного в связи с выходом структурного подразделения (магазина) из состава Краевого производственного арендного предприятия "Кубанькнига" в соответствии с Указом Президента РСФСР от 25.11.1990 г. и приказом Департамента печати и информации N 14 от 10.02.1992 г.
Согласно заявке на приватизацию от 22.06.1993 г., между Фондом государственного имущества Краснодарского края (продавец) и ТОО торгово-книжное предприятие "Колос" (покупатель) был заключен договор купли-продажи от 31.03.1994 г. N 532 арендованного покупателем имущества по цене 856,0 тыс. руб.
Из акта оценки стоимости имущества по состоянию на 01.12.1990 г. ТОО торгово-книжное предприятие "Колос" усматривается, что начальная цена предприятия определена в сумме 85,6 тыс. руб., объектов, остающихся в государственной, муниципальной собственности не имеется. В результате выкупа арендованного имущества ТОО торгово-книжное предприятие "Колос" (далее ТОО ТКП "Колос") является собственником основных и оборотных средств, находящихся в его пользовании, в том числе торговых и складских помещений. Зарегистрировать свои права на помещения торгового зала и склада, расположенные по ул.Красной, д.100 в г.Краснодаре истец не может из-за неполноты сведений указанных в свидетельстве о праве собственности. Иск заявлен на основании ст.624 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзывом на исковое заявление КГСУ "Фонд государственного имущества Краснодарского края" иск не признало по тем основаниям, что договором аренды с правом выкупа и планом приватизации спорный объект недвижимости в состав выкупаемого имущества не включался, приватизации подлежало только движимое имущество, доказательства оплаты выкупа спорного объекта отсутствуют. Здание лит.А расположенное по ул.Красной д.100 в г.Краснодаре является памятником истории и архитектуры регионального значения и находится в государственной собственности.
Определением арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края, впоследствии определением суда от 05.06.2007 привлеченный к участию в деле в качестве второго ответчика.
Отзывом на исковое заявление Департамент имущественных отношений Краснодарского края исковые требования не признал, указав, что спорные помещения не вошли в состав приватизируемого имущества, находятся во временном владении истца на основании охранно-арендного договора от 03.04.1995 N 32/95.
Определением от 29.06.2006 в удовлетворении ходатайства Департамента имущественных отношений Краснодарского края о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента культуры Краснодарского края судом первой инстанции отказано.
Определением суда от 27.08.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю.
Решением суда от 11.10.2007 за ТОО "Колос" признано право собственности на помещение литер А расположенное на 1 этаже двухэтажного здания по ул.Красная, д.100, площадью 274,6 кв.м., а также подвальные помещения под литером А площадью 252,2 кв.м.
Краевое государственное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества Краснодарского края" и Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда от 11.10.2007 отменить, в иске отказать.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что в состав выкупаемого ТОО ТКП "Колос" имущества объекты недвижимости не включались. Данный факт подтверждается заключенным между Комитетом по управлению государственным имуществом и ТОО ТКП "Колос" договором аренды от 27.04.1993, согласно приложению N 2 к которому в аренду передается только движимое имущество. Из приложения N 9 к плану приватизации ТОО "Колос" следует, что зданий и сооружений на балансе приватизируемого предприятия нет.
Законом Краснодарского края от 25.12.2000 N 313-КЗ "О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края" жилой дом с торговыми помещениями на первом этаже 1895-1900 г.г., расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.Красная, д.100, отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, находящимися в собственности Краснодарского края.
В период с 25.12.1990 г. по 20.02.1995 г. приватизация памятников истории и культуры была запрещена. Между Комитетом по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края и ТОО ТКП "Колос" были заключены охранно-арендные договоры N 12 от 18.02.1993 и N 32/95 от 03.04.1995 в соответствии с которыми, часть помещений здания-памятника истории и культуры предоставлена истцу во временное пользование на условиях аренды и охранных взносов.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2007 отменено. Арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 оставлено без изменения.
Определениями суда от 03.12.2007, от 20.02.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент культуры Краснодарского края, Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края и Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю. Из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключен Департамент культуры Краснодарского края.
От Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому в период с 25.12.1990 по 20.02.1995 приватизация памятников истории и культуры была запрещена. Поскольку действия по приватизации имущества ООО ТПК "Колос" проводились в период 1990-1995 г.г., следовательно, приватизация недвижимого имущества, являющегося объектом культурного наследия (памятниками истории и культуры), в силу ст.ст. 166,168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой и не порождает правовых последствий. Вопрос арендных отношений по охранно-арендному договору от 03.04.1995 N 32/95 исследовался арбитражным судом в рамках дела N А32-9336/2003-44/155, по результатам рассмотрения которого в пользу Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края была взыскана задолженность по арендной плате.
Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее Управление) в отзыве указало, что возражает против заявленного требования об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на спорный объект недвижимого имущества, т.к. исходя из контекста ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ Управление может быть обязано судом к осуществлению каких-либо регистрационных действий только лишь в том случае, если оспариваемые действия (бездействия) регистрирующего органа в порядке гл. 24 АПК РФ признаны судом незаконными. Регистрация права собственности носит заявительный характер, при наличии соответствующего заявления и правоустанавливающих документов Управление проведет государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством. Одновременно Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю заявило о рассмотрении дела по существу в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью торгово-книжное предприятие "Колос" исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Заявили ходатайство об отложении судебного разбирательства для представления дополнительных доказательств, подтверждающих учет истцом спорного недвижимого имущества на момент приватизации на забалансовом счете 001.
Представитель Краевого государственного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что выданные истцу свидетельства подтверждали исполнение сторонами обязательств по сделке купли-продажи арендованного имущества. Против отложения судебного разбирательства возразил, поддержал ранее заявленное ходатайство о применении срока исковой давности.
Протокольным определением суда от 27.03.2008 ходатайство истца об отложении судебного разбирательства отклонено.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с п.3,5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
21.11.1990 между Управлением издательств, полиграфии и книжной торговли Краснодарского крайисполкома (арендодатель) и коллективом работников краевого объединения "Кубанькнига" (арендатор) был заключен договор аренды с правом выкупа основных фондов в сумме 2139 тыс. руб., (в том числе помещения магазинов общей площадью 20271,6 кв.м.) и оборотных средств в сумме 19748 тыс. руб.
Указом Президента РСФСР от 25.11.91 N 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР", предусматривалась реорганизация государственных (муниципальных) предприятий и организаций розничной торговли и общественного питания путем выделения из них структурных единиц с предоставлением последним прав юридического лица.
В связи с выделением структурных подразделений в самостоятельные юридические лица, постановлением Председателя Правительства Краснодарского края от 22.01.1992 N 39 Краснодарское краевое производственное арендное предприятие "Кубанькнига" ликвидировано с 01.02.1992. Согласно п.2 указанного постановления на основе склада и оставшейся численности управления предприятия создана государственная торговая фирма "Кубанькнига" являющаяся правопреемником Краснодарского краевого производственного арендного предприятия "Кубанькнига" в своей части.
Из представленных в материалы дела разделительного баланса ККО "Кубанькнига" на 01.12.1990 г., баланса магазина N 12 по состоянию на 01.03.1992, протоколов N 7 от 25.08.1993 общего собрания коллектива ТОО "Колос", протокола N 2 от 07.09.1993 заседания комиссии по приватизации ТОО "Колос", плана приватизации ТОО "Колос" следует, что ТОО "Колос" образовано на базе структурного подразделения (магазин N 12) Краснодарского краевого производственного арендного предприятия "Кубанькнига".
Пункт 5.14.1 "Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" утв. Указом президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 предусматривал обязательное приведение организационно-правовой формы арендаторов в соответствие со ст.ст.9-12 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" для реализации их права выкупа государственного и муниципального имущества, сданного в аренду.
Учитывая изложенное, доводы ответчиков о том, что ТОО "Колос" не являлось правопреемником Краснодарского краевого производственного арендного предприятия "Кубанькнига" и не создано в процессе приватизации судом отклоняются.
В соответствии с Указом Президента РФ от 14.10.1992 N 1230 предусматривавшим переоформление договоров аренды, заключенных арендодателями - государственными предприятиями и объединениями, 27.04.1993 между Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края (арендодатель) и торгово-книжным предприятием "Колос" (арендатор) был заключен договор аренды с правом выкупа имущества, находящегося по адресу: г.Краснодар, ул.Красная, 100, с дополнительным соглашением от 16.02.1994.
Согласно п.1.1 договора и приложения N 1 к договору аренды от 27.04.1993, магазину N 12 - торгово-книжному предприятию "Колос" передано имущество, балансовой стоимостью 9845 руб. 22 коп., остаточной стоимостью 2460 руб. 88 коп., что соответствует данным разделительного баланса ККО "Кубанькнига" по магазину N 12 на 01.12.1990 г. (л.д. 68-70 т.1, л.д.124 т.3, л.д.77-81 т.2).
Приложения N 1 и N 2 к договору аренды от 27.04.1993 не содержат в перечне арендованного ТОО "Колос" имущества объектов недвижимости, в том числе спорных торговых и складских помещений.
В силу пункта 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации (приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66) сведения об имуществе приватизируемого предприятия отражаются в актах оценки (приложения NN 1 - 9), а также в передаточных бухгалтерских балансах и документах, отражающих результаты инвентаризации. Нахождение имущества на балансе подтверждается книгами учета основных средств.
В акте оценки стоимости зданий и сооружений ТОО "ТКП "Колос" (приложение N 1) указано, что зданий и сооружений на балансе предприятия нет. Инвентаризационная опись на 01.12.1990г., подписанная членами приватизационной комиссии, также не содержит в перечне приватизируемого имущества объектов недвижимости. В акте оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.12.1990 ТОО торгово-книжного предприятия "Колос" (приложение 9) начальная цена предприятия установлена в сумме 85,6 тыс. руб., которая определена как разница между суммой активов по балансу - 198,4 тыс. руб. и суммой пассивов -112,8 тыс. руб. При этом сумма активов предприятия состоит из стоимости основных средств - 2,4 тыс. руб., запасов и затрат - 195,5 тыс. руб., денежных средств, расчетов и прочих активов - 0,5 тыс. руб.
Расшифровка основных средств предприятия приведена в приложении N 3 согласно которому, балансовая стоимость основных средств подлежащих приватизации составляет 9,8 тыс. руб., остаточная - 2,4 тыс. руб., что полностью соответствует перечню и остаточной стоимости имущества переданного ТОО "Колос" в аренду по договору от 27.04.1993.
Дополнительным соглашением от 16.02.1994 к договору аренды с правом выкупа от 27.04.93 установлена величина выкупа арендованного имущества в размере 10-ти кратной стоимости имущества, равной 856 тыс. руб. в соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации N 1230 от 14.10.92 и п.5.14.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (пункт 1.1 соглашения). Срок выкупа определен п.1.2 соглашения - в 1 квартале 1994 г.
31.03.1994 между Фондом государственного имущества Краснодарского края (продавец) и ТОО "Торгово-книжное предприятие "Колос" был заключен договор купли-продажи N 532, в соответствии с п.1.1 которого продавец продает, а покупатель покупает арендованное имущество торгово-книжного предприятия "Колос", расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Красная, 100 по цене 856, 0 тыс. руб., установленной планом приватизации, утвержденным Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края 16.02.1994.
19.04.1994 Фондом государственного имущества Краснодарского края товариществу с ограниченной ответственностью торгово-книжному предприятию "Колос" выдано свидетельство о регистрации сделки - выкупа арендованного имущества ТКП "Колос" согласно договору аренды по цене 856 тыс. руб. на основании договора купли-продажи N 532 от 31.13.1994.
План приватизации ТОО "Колос" и договор аренды с правом выкупа от 27.04.1993 не оспорены, недействительными не признаны.
Отсутствие спорных объектов недвижимости в приложении N 1 к плану приватизации ТОО "Колос" и в приложениях N N 1,2 к договору аренды с правом выкупа от 27.04.1993 опровергает доводы истца о том, что торговые и складские помещения были приватизированы в составе прочего имущества.
Установление указанных обстоятельств не требует специальных познаний, однако, проведенная по делу судебная экспертиза также подтвердила, что остаточная стоимость основных средств, инвентаря и оборудования, находящихся в аренде магазина N 12 по ул.Красная,100 в г.Краснодаре по состоянию на 01.12.1990 составляла 2,4 тыс. руб., а также то, что в начальную стоимость цены предприятия в сумме 85,6 тыс. руб. стоимость торгового зала, подвального и складского помещения не включается.
Учитывая изложенное, вывод экспертов о том, что сумма 856,0 тыс. руб. включает переданное право на государственную долю и в 20 раз превышает стоимость арендуемого имущества, не имеет правового значения.
Исходя из смысла ст.ст.16, 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперт неуполномочен делать выводы правового характера. Пояснения экспертов Колесник О.А. и Зуевой М.В. изложенные в протоколе судебного заседания и определении от 26.04.2007, содержат юридическую оценку доказательств, и в силу ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что оценка доказательств осуществляется судом, не могут быть приняты во внимание при разрешении спора.
Согласно Закону Краснодарского края "О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края" дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже, 1895-1900 г.г., расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.Красная,100 лит.А с пристройками, отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения. Указанное здание учтено в реестре государственной собственности Краснодарского края как здание-памятник местного значения, что подтверждается выписками из реестра от 14.06.2006 N 02-21-8031, от 20.02.2008 N52-1260/08-21.07 (л.д.17 т.6).
Согласно п.2 и 3 Постановления Верховного Совета РСФСР N 447-1 и Постановлению Совета Министров РСФСР от 11.11.1990 N 498 культурное наследие, включая памятники истории и культуры, не подлежало приватизации, была запрещена оценка балансовой стоимости недвижимых памятников. Запрет на приватизацию памятников истории и культуры содержался и в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 г. (п. 2.1.3), Основах законодательства о культуре (п.44).
Пункт 4.2 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.94, утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.94 N 1535 и пункт 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2284 допускали приватизацию арендаторами сданных в аренду зданий и сооружений, являющихся объектами исторического и культурного значения. Возможность решения вопроса о приватизации недвижимых объектов, являющихся памятниками истории и культуры местного значения, была предусмотрена Указом президента Российской Федерации N 2121 от 26.11.1994 г., согласно которому устанавливался особый порядок приватизации недвижимых объектов исторического и культурного наследия местного значения и решение вопроса о возможности приватизации было связано с утверждением Правительством Российской Федерации (в ред.Указа Президента РФ N176 - Президентом Российской Федерации) перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Такой перечень утвержден Указом президента Российской Федерации N 176 от 20.02.1995 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Указанное подтверждает, что на момент заключения договора аренды с правом выкупа от 21.11.1990 коллективом работников краевого объединения "Кубанькнига" и договора аренды с правом выкупа имущества от 27.04.1993 торгово-книжным предприятием "Колос" не могло быть принято решение о приватизации и произведена оценка объекта недвижимости, являющегося памятником истории и культуры местного значения.
Дополнительным соглашением от 16.02.1994 изменений в части пообъектного перечня приватизируемого имущества в договор аренды с правом выкупа имущества от 27.04.1993 не внесено.
Согласно п.11 Указа президента РФ от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" товарищество или акционерное общество, созданное членам трудового коллектива государственного, муниципального предприятия (подразделения) и выкупившее его, имеет преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими зданий, сооружений, нежилых помещений, а также зданий, сооружений, нежилых помещений, которыми они фактически владели, пользовались в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с положением, утверждаемым государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 16.02.21994 N 353-р было утверждено "Положение о продаже и временном порядке определения цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду", согласно п.3 которого, продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда производилась на основании заявки арендатора при представлении документов, подтверждающих его принадлежность к категориям, указанным в п.1 Положения, в частности к товариществам, созданным в процессе приватизации сданных в аренду объектов нежилого фонда.
Доказательства обращения истца в уполномоченный орган с заявкой о продаже сданных в аренду объектов нежилого фонда и заключение соответствующего договора купли-продажи отсутствуют.
Согласно охранно-арендным договорам N 12 от 18.02.1993 и N 32/95 от 03.04.1995 с дополнительными соглашениями от 24.01.2000, 22.03.2000, N1 от 21.02.2001, N 2 от 09.09.2004 "Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже", расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.Красная, д.100, является предметом охранных обязательств истца и находится в его пользовании на праве аренды.
Истец в обоснование исковых требований ссылается на ст. 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Представленные в дело доказательства не подтверждают приобретение истцом права собственности на спорные нежилые помещения по основаниям, установленным ст.218 и 624 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность по требованиям собственника или иного владельца не применяется в том случае, когда нарушение его прав не связано с лишением владения.
Факт владения и пользования истцом спорными помещениями с момента приватизации имущества ТОО "Колос" сторонами по делу не оспаривается, следовательно, исковая давность по заявленным истцом требованиям неприменима. Заявление ответчика о применении срока исковой давности судом отклоняется.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лица, обратившегося в арбитражный суд. В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав. Согласно статьям 2, 20 Закона отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд. Последствием признания судом неправомерными отказа регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонения от нее является обязание учреждения юстиции произвести регистрацию.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что ООО "ТПК "Колос" обращалось в Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю с просьбой зарегистрировать право собственности на спорное недвижимое имущество, а также что в государственной регистрации права ему было отказано либо учреждение юстиции уклонилось от проведения регистрации. Требование о признании неправомерными отказа в государственной регистрации или уклонения от ее осуществления истцом не заявлялось, кроме того, Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю не является ответчиком по делу, привлечено к участию в деле по инициативе суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований ООО "ТПК "Колос" не имеется.
Расходы по государственной пошлине за обращение с иском и апелляционными жалобами относятся на стороны в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
обществу с ограниченной ответственностью торгово-книжное предприятие "Колос" в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью торгово-книжное предприятие "Колос", г.Краснодар в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью торгово-книжное предприятие "Колос", г.Краснодар в пользу Краевого государственного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края", г.Краснодар расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7393/2006-36/106
Истец: общество с ограниченной ответственностью ТКП "КОЛОС"
Ответчик: Фонд государственного имущества Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Кредитор: ИФНС России N 2 по г.Краснодару
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко культурных ценностей (нвследия) Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Департамент культуры Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-57/2007