город Ростов-на-Дону |
дело N А53-22682/2007-С6-23 |
09 апреля 2008 г. |
15АП-1301/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ткаченко Т.И.
судей Золотухиной С.И., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
представитель закрытого акционерного общества "Независимый оператор рынка энергии и мощности" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 71942);
представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области по доверенности от 10.01.08 N 23 Хачатряна Карена Самвеловича, удостоверение N 47;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Независимый оператор рынка энергии и мощности"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2008 г. по делу N А53-22682/2007-С6-23 по заявлению закрытого акционерного общества "Независимый оператор рынка энергии и мощности" к Региональной службе по тарифам Ростовской области о признании незаконным предписания Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.09.07 N 2118 "О прекращении нарушения ЗАО "НОРЭМ" законодательства о государственном регулировании тарифов", принятое судьей Воловой Н.И.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Независимый оператор рынка энергии и мощности" (далее - ЗАО "НОРЭМ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.09.07 N 2118 "О прекращении нарушения закрытым акционерным обществом "НОРЭМ" законодательства о государственном регулировании тарифов". Обосновывая заявленные требования общество сослалось на то, что ЗАО "НОРЭМ" не относится к организациям, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, в связи с чем действие Постановления от 29.03.2006 г. N 3/7 не распространяется на ЗАО "НОРЭМ". Формы статистической отчетности, предусмотренные Постановлением Росстата от 23.03.07 N 29, представлялись обществом в установленные сроки.
Предписание Региональной службы по тарифам выдано с превышением полномочий, установленных Положением о Региональной службе по тарифам. Порядок представления государственной статистической отчетности, ответственность за нарушение порядка ее представления установлены Положением о порядке представления статистической отчетности, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 15.07.2002 г. N 154. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка представления статистической информации, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета, его территориальных органов, указанными в части 2 статьи 23.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, заявитель указал, что срок для представления отчетности на момент вынесения предписания не наступил, соответственно требование о предоставлении отчета является незаконным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2008 года в удовлетворении заявленных ЗАО "НОРЭМ" требований отказано. Решение мотивировано тем, что общество в соответствии с действующим законодательством обязано было представлять в Региональную службу по тарифам государственную статистическую отчетность по форме N 46-ЭЭ. Общество представило данную статистическую отчетность за март-октябрь 2007 года, однако не заполнило графы "Стоимость электрической энергии за отчетный месяц". При таких обстоятельствах региональная служба обоснованно направила обществу предписание от 18.09.07 N 2118 "О прекращении нарушения ЗАО "НОРЭМ" законодательства о государственном регулировании тарифов".
Не согласившись с принятым судебным актом ЗАО "НОРЭМ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.09.07 N 2118 "О прекращении нарушения ЗАО "НОРЭМ" законодательства о государственном регулировании тарифов".
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что Региональная служба по тарифам не может осуществлять в отношении заявителя государственное регулирование. Включение ЗАО "НОРЭМ" в число энергоснабжающих организаций не может являться основанием для осуществления государственного регулирования в области тарифообразования. Заинтересованное лицо в целях получения необходимой информации о ценах имело возможность направить обществу запрос, однако региональной службой по тарифам избран иной метод властного принуждения, примененный с превышением полномочий.
Региональной службой по тарифам представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором орган исполнительной власти не согласился с требованиями заявителя по следующим основаниям. Региональной службой по тарифам Ростовской области направлялся в адрес общества запрос о предоставлении информации о стоимости электрической энергии, необходимой в соответствии с формой статистической отчетности (исх. N 792 от 20.04.07). Также энергоснабжающим организациям, в том числе заявителю, направлялось информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 09.08.07 N ЕЯ-4577/12, в котором указывается на необходимость представления вышеуказанной информации.
Оспариваемое предписание было вынесено в соответствии с нормами Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", а также Постановления Федеральной энергетической комиссии РФ от 28.02.2003 г. N 14-Э/7, которым ЗАО "НОРЭМ" отнесено к регулируемым организациям. Обязательность представления сведений подтверждается формой статистической отчетности, утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики РФ от 23.03.07 N 29.
Полномочия Региональной службы по тарифам Ростовской области подтверждаются Положением, утвержденным Администрацией Ростовской области от 21.01.2005 г. N 12.
Таким образом, заинтересованное лицо полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
В судебное заседание заявитель апелляционной жалобы не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. ЗАО "НОРЭМ" направлено ходатайство (входящий N 7420/08-15АП-1301/08 от 01.04.08), согласно которому заявитель просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что энергосбытовыми организациями сдается ежемесячно и по итогам года отчетность по форме, утвержденной Федеральной службы государственной статистики РФ, в которой обязательным является указание цены реализуемой электроэнергии. Однако данные сведения заявителем представлены не были. Полномочия на выдачу предписания предусмотрены Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным Администрацией Ростовской области.
Суд согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя закрытого акционерного общества "НОРЭМ".
Изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" энергоснабжающей организацией является хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 Устава закрытого акционерного общества "Независимый оператор рынка энергии и мощности", утвержденного решением Общего собрания акционеров от 28.02.07, одним из видов деятельности, осуществляемой заявителем, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам). Таким образом, по смыслу статьи 1 указанного закона ЗАО "НОРЭМ" является энергоснабжающей организацией.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 28.02.2003 г. N 14-Э/7 ЗАО "НОРЭМ" с 1 мая 2003 года включено в Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, в раздел "Энергоснабжающие организации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)".
Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года N 12 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ростовской области. В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения Региональная служба по тарифам Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области.
Согласно пункту 7 Положения Региональная служба по тарифам Ростовской области вправе, в том числе:
- направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания (представления) по вопросам, связанным с установлением Службой цен (тарифов) и осуществлением контроля за их применением.
- устанавливать порядок и сроки представления регулируемыми организациями текущих отчетов о своей деятельности для определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с установлением и применением цен (тарифов).
- беспрепятственно получать информацию о деятельности регулируемых организаций от областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также от регулируемых организаций по вопросам установления цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с установлением и применением цен (тарифов).
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, и проведения мониторинга цен (тарифов).
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 г. N 29 утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения N 46-ЭЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности". Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрена обязанность по представлению государственной статистической отчетности по данной форме 46-ЭЭ (полезный отпуск), в том числе, для энергосбытовых и энергоснабжающих организаций.
Таким образом, заявитель обязан представлять государственную статистическую отчетность по форме 46-ЭЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности" в сроки, предусмотренные данной формой: 20 числа месяца, следующего за отчетным, а за год - 10 февраля.
Из представленной ЗАО "НОРЭМ" в Региональную службу по тарифам Ростовской области отчетности (л.д.34-94) следует, что графа, предусматривающая указание сведений о стоимости электрической энергии за отчетный месяц, не заполнена, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении заявителем обязанности, предусмотренной Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 г. N 29.
На основании этого и с учетом пункта 7 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года N 12, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности предписания Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.09.07 N 2118 "О прекращении нарушения ЗАО "НОРЭМ" законодательства о государственном регулировании тарифов".
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Региональная служба по тарифам Ростовской области не может осуществлять государственное регулирование в отношении ЗАО "НОРЭМ", а также, что включение общества в число энергоснабжающих организаций не является основанием для осуществления государственного регулирования в области тарифообразования, не принимается судом апелляционной инстанции, так как Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 28.02.2003 г. N 14-Э/7 ЗАО "НОРЭМ" с 1 мая 2003 года включено в Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, в раздел "Энергоснабжающие организации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)".
Кроме того, является несостоятельным довод заявителя о том, что Региональной службой предписание вынесено с превышением полномочий, так право выдавать предписание подобного характера предусмотрено Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года N 12.
Исходя из вышеуказанного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "НОРЭМ" у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22682/2007-С6-23
Истец: закрытое акционерное общество " Независимый оператор рынка энергии и мощности"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1301/2008