город Ростов-на-Дону |
дело N А32-774/2008-3/17-5АЖ |
24 апреля 2008 г. |
15АП-1835/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО "ПродТорг" - представитель не явился, уведомления от 02.04.2008г., 29.03.2008г.,
от административного органа - территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю - представитель не явился, уведомление от 08.04.2008г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПродТорг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29 января 2008 года по делу N А32-774/2008-3/17-5АЖ,
принятое в составе судьи Посаженникова М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПродТорг"
о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе Новороссийск N 30 от 27.12.2007г. по делу об административном правонарушении N 2008-0030,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПродТорг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе Новороссийск (далее - Роспотребнадзор) от 27.12.2007г. N 30 по делу об административном правонарушении N 2008-0030 о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением суда от 29 января 2008 года по делу N А32-774/2008-3/17-5АЖ в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 29.01.2008г. отменить и удовлетворить заявленные требования, полагая, что допущенные нарушения норм санитарного законодательства являются несущественными. По мнению общества, у него отсутствует обязанность проводить лабораторные исследования факторов производственной среды. Кроме того, общество полагает, что проверка проведена административным органом с превышением полномочий.
В отзыве на апелляционную жалобу Роспотребнадзор просил отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителей не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, что не препятствует рассмотрению дела в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пунктов 4, 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 322, Роспотребнадзор уполномочен осуществлять непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Согласно нормам статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются, в частности, цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях: получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Таким образом, по смыслу нормативных положений, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 08.08.2001г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", перечень информативных источников о допущенных юридическими лицами нарушениях требований законодательства не является исчерпывающим.
Письмом от 12.12.2007г. N 01-16/16290 Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю предложило территориальному отделу в городе Новороссийске провести контрольно-надзорные мероприятия в отношении общества в связи с поступившей от Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края информацией о нарушении данным обществом требований санитарного законодательства и действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
На основании распоряжения начальника территориального отдела в городе Новороссийске от 12.12.2007г. N 1997 уполномоченными сотрудниками Роспотребнадзора проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдение обществом как организацией оптовой торговли требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Таким образом, предметом проверки являлось соблюдение обществом как законодательства в сфере защиты прав потребителей, так и санитарного законодательства. Внеплановая проверка проведена в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" ввиду получения надзорным органом информации о нарушении требований санитарного законодательства. С распоряжением о ее проведении директор общества ознакомлен 12 декабря 2007 года, что подтверждается его подписью на распоряжении.
В ходе проверки, проведенной 13 декабря 2007 года уполномоченным сотрудником Роспотребнадзора в складском помещении общества, установлены следующие нарушения обществом Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999г. N 52-ФЗ), Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001г. N 23 (далее - СП 2.3.6.1066-01): мука, крупа, сахар, макаронные изделия складированы штабелями на стеллажах без необходимого разрыва между штабелями; не осуществляется контроль за температурно-влажностным режимом хранения продукции, термометр, психрометр не установлены; не осуществляется производственный контроль за качеством пищевых продуктов, факторов производственной среды в соответствии с представленной программой производственного контроля, не представлены протоколы лабораторных исследований.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13.12.2007г., составленном уполномоченным сотрудником Роспотребнадзора, с которым ознакомлен директор общества под роспись.
По данным фактам ведущим специалистом-экспертом Роспотребнадзора в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2007г. N 1286, на основании которого и других материалов дела об административном правонарушении N 2008-0030 начальником Роспотребнадзора вынесено постановление N 30 от 27.12.2007г. о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объектом посягательства данного административного правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом состав административного правонарушения относится к формальным и не предполагает фактического наступления негативных последствий ввиду несоблюдения санитарных правил, поскольку установление административной ответственности за указанные нарушения направлено на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с пунктом 7.13 СП 2.3.6.1066-01, распространяющихся в том числе на действующие организации торговли, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, хранение сыпучих продуктов производится в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, с относительной влажностью воздуха не более 75%. Указанные продукты хранят в мешках штабелями на стеллажах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75 см.
Нарушение обществом разрыва между штабелями при складировании муки, крупы, сахара и макаронных изделий подтверждается актом проверки от 13.12.2007г., отчетом об остатках товаров на складе с 01.12.2007г. по 12.12.2007г., маркировочными ярлыками, полученными в ходе проверки, и им не оспаривается. При этом добровольное и незамедлительное устранение допущенных нарушений уже после проведения проверки не является основанием для отнесения данного нарушения санитарных норм к незначительным, однако может учитываться при назначении административного наказания.
Согласно пункту 6.4 СП 2.3.6.1066-01 контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей.
Факт отсутствия установленного на видном месте термометра и психрометра в складском помещении общества подтверждается актом проверки от 13.12.2007г., а также справкой департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 12-13 декабря 2007 года. Осуществление обществом замеров температуры и влажности с помощью переносного психрометра не освобождает его от обязанности производить замеры температуры и влажности в помещении при помощи установленных в помещении приборов измерения, как это предусмотрено санитарно-эпидемиологическими правилами. Кроме того, представленный обществом в суд первой инстанции журнал контроля температуры в холодильных камерах и производственных помещениях не был приобщен к материалам проверки, копия его к акту проверки не приложена. Более того, из его содержания невозможно прийти к выводу о том, что указанные в нем показатели температуры и влажности сняты с приборов измерения, установленных в проверяемом складском помещении.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ обязывает юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно статьям 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относится производственный контроль, который включает в себя, в том числе проведение юридическими лицами лабораторных исследований и испытаний, противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001г. N 18 введены в действие Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" (далее - СП 1.1.1058-01), предназначенные для юридических лиц, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктами 1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01 устанавлена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, в том числе осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Указанные нормы не содержат каких-либо изъятий относительно обязанности организаций соблюдать санитарные правила и осуществлять производственный контроль при хранении продуктов в соответствии с программой производственного контроля.
Общество, ссылаясь на пункт 2.8 СП 1.1.1058-01, обязывающий юридических лиц представлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ошибочно полагает, что лабораторные испытания необходимо проводить лишь по запросу уполномоченных органов. Целью установления данного нормативного положения является обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора уполномоченными органами. Однако данное нормативное требование не освобождает юридических лиц от осуществления производственного контроля путем проведения лабораторных испытаний. Доказательства фактического проведения лабораторных испытаний обществом не представлены.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции усматривает в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 6.3 КоАП РФ. Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Протокол об административном правонарушении N 1286 от 13.12.2007г. составлен уполномоченным лицом на основании статей 23.13, 23.49 КоАП РФ в присутствии директора общества.
Постановление N 30 от 27.12.2007г. о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ вынесено уполномоченным лицом.
Постановление N 30 от 27.12.2007г. по делу об административном правонарушении N 2008-0030 вынесено начальником Роспотребнадзора в пределах компетенции, определенной статьей 23.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в минимальном размере.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием директора. Постановление от N 30 от 27.12.2007г. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 января 2008 года по делу N А32-774/2008-3/17-5АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-774/2008-3/17-5АЖ
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ПродТорг"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, Алесина Светлана Геннадьевна (для ООО "ПродТорг")