город Ростов-на-Дону |
дело N А32-12888/2008-34/263-172АЖ |
09 октября 2008 г. |
15АП-5476/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей Т.Г. Гуденица, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Администрации Стародеревянсковского СП: Миляков Андрей Владимирович (паспорт N 03 08 970274, выдан ОУ ФМС России по Краснодарскому краю в Каневском районе 12.09.2008г.) по доверенности от 30.09.2008г.,
от Управления ООС ДЧСГЭК КК: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 02.09.08г., от 10.09.08г.), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 июля 2008 г. по делу N А32-12888/2008-34/263-172АЖ
по заявлению Администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района
к Управлению охраны окружающей среды Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое судьей Марчук Т.И.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Стародеревянковского сельского поселения Каневского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению охраны окружающей среды Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 08.554-п/08-е от 23.06.2008г. о признании администрации виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением суда от 23 июля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение Администрацией административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Доказательства своевременного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год заявителем не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Стародеревянковского сельского поселения Каневского района обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решении суда, ссылаясь на то, что оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 3-ий квартал 2007 г. Администрация произвела платежным поручением N 775 от 19.10.2007г. 19 октября 2007г.была пятница, по отметке Финуправления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Каневском районе платеж был проведен в понедельник - 22 октября 2007 г. За 3 квартал 2007 г. срок уплаты истекла в субботу 20 октября 2007 г., который Администрация не нарушила, поскольку поручение на уплату поступило в казначейство в электроном виде 19 октября 2007 г., т.е. в срок, установленный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования Администрации.
Представитель Управления охраны окружающей среды Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило. От указанного лица в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. От Управления также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие извещенного надлежащим образом Управления охраны окружающей среды Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края.
Изучив материалы дела, оценив довод апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение и удовлетворить требования Администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района.
Как следует из материалов дела, 12 марта 2008 г. на основании поручения от 28.02.08г. N 7-15/984, инспекторами управления госэкологического контроля Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края при участии Прокуратуры Каневского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Администрацией Стародеревянковского сельского поселения Каневского района. По результатам проверки составлен Акт N 08.001.1-к/08ВН.
14 марта 2008 г. прокурором Каневского района по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении Администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ.
В постановлении и акте проверки зафиксированы следующие нарушения: на территории сельского поселения имеется свалка ТБО, которая находится в ведении Стародеревянковского сельского поселения. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В ходе проверки установлено, что администрацией плата за негативное воздействие на окружающую среду в 3-м квартале 2006 г. и в 3-м квартале 2007 г. не произведена.
Постановление вынесено в присутствии главы Стародеревянковского сельского поселения.
23 июня 2008 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим госинспектором Краснодарского края по охране природы, вынесено постановление N 08.554-п/08-е о признании Администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Считая незаконным постановление от 23.06.2008г., Администрация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о соответствии обжалуемого постановления действующему законодательству.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Администрация Стародеревянковского сельского поселения Каневского района является как лицо, эксплуатирующее свалку ТБО, в соответствии со ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.02г. N 7-ФЗ обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Данный факт не оспаривается Администрацией.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Как следует из материалов дела, в обжалуемом постановлении Администрации в качестве правонарушения вменяется невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й квартал 2007 года.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007 г. должна была быть внесена Администрацией в срок не позднее 20-го октября 2007 года.
В материалах дела имеется платежное поручение N 775 от 19.10.2007г., подтверждающее оплату Администрацией платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007 г. в размере 250 рублей, согласно имеющейся на платежном поручении отметке финуправления платеж проведен 22.10.2007г. Таким образом, платежное поручение было передано Администрацией финуправлению 19.10.2007г. (пятница), соответствующий платеж проведен 22.10.2007г. (понедельник).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й квартал 2007 г. исполнена Администрацией в установленный законом срок, в связи с чем отсутствует событие административного правонарушения.
При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе посредством размещения отходов производства и потребления, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предписывает взимание соответствующих платежей и указывает объект обложения - вид негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектами указанных платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу названной нормы платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и так далее.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.2008г. N 10744/08, данные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от вредного воздействия на окружающую среду, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002г. N 284-О, в соответствии с которым, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом.
Как указывалось ранее, обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена и урегулирована ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Указанными нормативными документами определены, в том числе субъекты, на которых возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду; порядок определения платы, ее размеров; срок платежа.
Порядок исчисления сроков, в том числе начала и окончания течения сроков, а также последствия окончания срока в нерабочий день, указанными нормативно-правовыми актами не определены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией Стародеревянковского сельского поселения обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду была исполнена надлежащим образом путем передачи платежного поручения 19.10.2008г. При этом, проведение платежа 22.10.2008г. - в понедельник также свидетельствует о надлежащем исполнении Администрацией своей обязанности. Истечение установленного законом срока приходилось на 20.10.2007г., т.е. субботу - выходной день, в связи с чем, при отсутствии иного порядка исчисления срока исполнения платежа в приведенных выше нормах законодательства, окончанием истечения срока считается ближайший следующий за нерабочим рабочий день, т.е. понедельник 22.10.2007г.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается исполнение Администрацией Стародеревянковского сельского поселения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок, а потому в действиях Администрации отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Таким образом, у Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края отсутствовали основания для привлечения Администрации Стародеревянковского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ. Постановление N 08.554-п/08-е от 23.06.2008г. о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
Решение суда от 23.07.2008г. об отказе в удовлетворении требований Администрации Стародеревянковского сельского поселения подлежит отмене в соответствии со ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 июля 2008 года по делу N А32-12888/2008-34/263-172АЖ отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края от 23.06.2008г. о привлечении Администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Колесов |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12888/2008-34/263-172АЖ
Истец: Администрация Стародеревянковского сельского поселения Каневского района
Ответчик: Управление охраны окружающей среды Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края
Третье лицо: Департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края