Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 18 сентября 2006 г.
на проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год"
Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год", представленный Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (далее - Заключение), подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и на основании:
- результатов проведенного Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия "Экспертиза проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год";
- анализа соответствия показателей проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" (далее - Законопроект) критериям, определенным Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года; положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" от 30 мая 2006 года, в которых сформулированы общие задачи социальной и бюджетной политики в 2007 году, в том числе по повышению размера пенсий на 20 процентов;
- результатов иных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации.
Формирование Законопроекта проводилось в соответствии с общими задачами социальной и бюджетной политики, принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (самостоятельность бюджета, сбалансированность по доходам и расходам, с учетом источников финансирования его дефицита).
В рамках полномочий, определенных Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению Председателя Правления ПФР Законопроект установленным порядком был внесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
Разработка Законопроекта осуществлялась на основании действующего бюджетного законодательства, Федеральных законов от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 года N 118 "Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год" и других законодательных и нормативных правовых актов.
Методологию подготовки проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также - ПФР, Фонд) на 2006 год определял "Порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации", утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 июня 2005 года N 114п.
В целом наличие правовой и нормативно-методической базы позволило сформировать Законопроект, отвечающий основным задачам бюджетной и социальной политики, сформулированным в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. При этом учитывались прогнозные макроэкономические показатели, разработанные Минэкономразвития России (исх. N 11366-АБ-ДОЗ от 2 августа 2006 года): численность наемных работников 47,9 млн. человек, фонд заработной платы - 7289 млрд. рублей, среднегодовой прожиточный минимум пенсионера - 2964 рубля, среднегодовой размер пенсии 3072 рубля, среднегодовая численность пенсионеров - 38,7 млн. человек, размер индексации базовой части трудовой пенсии с 1 апреля 2007 года - 7,5% и установление с 1 октября 2007 года размера базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1260 рублей, увеличение страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2007 года на 9,2 процента.
Основные характеристики и особенности проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год
В соответствии со статьей 181 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) Законопроект содержит основные характеристики бюджета (общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета).
Доходы Фонда на 2007 год предусматривается утвердить в сумме 1 891 248,8 млн. рублей, или 120,7% к соответствующим показателям бюджета ПФР 2006 года (здесь и далее в сопоставимых условиях - 111,6%), из них 1 771 444,4 млн. рублей, или 121,1% (111,8%) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, (в том числе 88 245,9 млн. рублей на покрытия дефицита бюджета Фонда), и расходы в сумме 1 770 812,2 млн. рублей, или 118,9% (109,9%), из них 1 761 883,3 млн. рублей, или 118,8% (109,8%), в части не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (далее - распределительная составляющая бюджета).
По отношению к валовому внутреннему продукту Российской Федерации доходы и расходы Фонда на 2007 год составят 6,0% и 5,7% соответственно.
Следует отметить, что удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП, характеризующий уровень эффективности пенсионной системы страны, имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Доходы бюджета ПФР на 2007 год сформированы за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета, других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от негосударственных пенсионных фондов.
Объем расходов на обязательное пенсионное обеспечение и иные направления расходования средств бюджета Фонда в 2007 году определен в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, другими законодательными и нормативными правовыми актами.
Превышение доходов над расходами бюджета ПФР составляет 120436,6 млн. рублей, но при этом складывается текущий дефицит по распределительной составляющей бюджета в сумме 88 245,9 млн. рублей, покрытие которого, в целях обеспечения текущей сбалансированности бюджета Фонда, предусмотрено осуществлять в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
С учетом данных об ожидаемом исполнении бюджета Фонда за 2006 год остатки средств бюджета Фонда по распределительной составляющей на 1 января 2007 года определены в сумме 23227,3 млн. рублей, на 1 января 2008 года - в сумме 32788,4 млн. рублей.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в связи с дефицитом средств в распределительной составляющей бюджета, резервный фонд ПФР на 2007 год не создается.
Законопроектом норматив оборотных денежных средств установлен дифференцировано (по месяцам года с учетом необходимости досрочных пенсионных и других выплат) в размере не менее 25% объема расходов на указанные выплаты в предстоящем месяце (на 2005 и 2006 годы - не менее 50%) и составит на 1 января 2007 года - 32 884,6 млн. рублей, на 1 января 2008 года - 37882,1 млн. рублей.
Покрытие установленного норматива оборотных средств денежными средствами в 2007 году в полном объеме не обеспечивается. Остатки средств распределительной составляющей бюджета Фонда к нормативу составят на 1 января 2007 года - 70,6%, на 1 января 2008 года - 86,6 процента. Недостаток оборотных денежных средств на указанные даты составит 9 657,3 млн. рублей и 5093,7 млн. рублей, соответственно, что создает предпосылку к невыполнению ПФР своих обязательств по пенсионным и другим выплатам гражданам. Такое положение свидетельствует о недостаточной устойчивости системы пенсионного страхования, предусмотренной статьей 19 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Доходы и расходы бюджета ПФР, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, выделены в Законопроекте в отдельное приложение. Накопительная составляющая бюджета ПФР сформирована по доходам в сумме 119 804,4 млн. рублей (без учета средств пенсионных накоплений по состоянию 1 января 2007 года в сумме 345 303,6 млн. рублей) и по расходам в сумме 8 928,9 млн. рублей (увеличение остатка пенсионных накоплений на 1 января 2008 года составит 110 875,5 млн. рублей).
В проекте бюджета Фонда на 2007 год впервые учтены доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений в сумме 480,6 млн. рублей, которые должны поступить в ПФР от управляющих компаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (перемещения пенсионных накоплений по заявлениям застрахованных лиц).
Учитывая целевой характер образования и расходования средств накопительной составляющей бюджета ПФР, требования статьи 35 Бюджетного кодекса, определяющей, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть увязаны с определенными расходами бюджета только в форме целевого бюджетного фонда, а также положения статьи 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие отдельный учет в составе бюджета ПФР сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средств, направляемых на инвестирование, выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также расходов бюджета Фонда, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии, Счетная палата Российской Федерации подтверждает ранее изложенную позицию о целесообразности обособления в составе бюджета ПФР его накопительной составляющей в форме целевого бюджетного фонда.
Анализ соответствия проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год Бюджетному кодексу Российской Федерации, посланиям Президента Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, а также Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", регулируют деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов не в полной мере.
Согласно положениям пункта 2 статьи 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 145 Бюджетного кодекса за ПФР закреплена обязанность по составлению бюджета на соответствующий финансовый год.
Однако ни положения указанного выше Закона, ни положения Бюджетного кодекса не содержат норм, регулирующих в полной мере организацию бюджетного процесса ПФР.
Так, Бюджетным кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок составления, рассмотрения, внесения изменений и дополнений, а также исполнения бюджета ПФР.
В настоящее время отсутствует правовой механизм, регулирующий работу ПФР со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета.
Следует также отметить, что в рамках бюджетного законодательства требует дополнительного урегулирования вопрос о порядке осуществления ПФР своевременного финансирования выплаты пенсий и иных социальных выплат в связи с праздничными и выходными днями января будущего года в декабре текущего.
Необходимо отметить, что в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Фондом функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, дополнительное ежемесячное обеспечение отдельных категорий граждан, ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и др.).
Кроме того, в соответствие со статьей 79 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" предлагается установить, что с 1 января 2007 года территориальные органы ПФР будут осуществлять регистрацию возникновения права и учет лиц - получателей базового материнского капитала, установленного в сумме 250,0 тыс. рублей. Из представленного Законопроекта и прилагаемых к нему материалов не представляется возможным определить учтены ли в проекте бюджета Фонда на 2007 год соответствующие расходы ПФР на реализацию указанных выше мероприятий.
В связи с расширением круга полномочий Фонда требуется соответствующая корректировка законодательства и увеличение расходов на содержание системы ПФР в целом.
Вместе с тем, федеральный закон, определяющий правовой статус ПФР, порядок создания, деятельности и ликвидации, предусмотренный статьей 143 Бюджетного кодекса, до настоящего времени не принят.
Согласно требованиям статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов возложен на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней - на органы ПФР.
Разделение функций по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование усложнило формирование доходной части бюджета Фонда, о чем свидетельствует значительный рост задолженности по этим платежам в условиях достаточно стабильного финансово-экономического состояния страны, которая на 1 августа 2006 года составила 68 704,4 млн. рублей (оперативная отчетность ФНС России ф.4-НМ).
Наряду с этим следует отметить, что в действующем законодательстве имеется ряд неурегулированных вопросов, касающихся исчисления и сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, препятствующих эффективной работе налоговых органов по их администрированию.
В Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" содержатся два срока уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - не позднее 15 числа следующего месяца и не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета за отчетный период (доплата разницы между подлежащими в соответствии с расчетом уплате и уплаченными за отчетный период суммами авансовых платежей); при этом не установлено, с какой даты следует начислять пени за несвоевременную уплату авансовых платежей.
В условиях "расщепления" функций администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между налоговыми органами и органами ПФР начисление пеней на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производят как налоговые органы, так и территориальные органы Фонда. При этом начисление пеней на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами производится в соответствии с письмом Минфина России от 1 февраля 2005 года N 03-05-02-03/6 (с 16 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода), а территориальными органами ПФР - в соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", согласно которому пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам могут начисляться только по итогам отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев), а не по окончании месяца.
Таким образом, налоговые ораны и территориальные органы ПФР на одну и ту же сумму недоимки производят начисление пеней, используя разные подходы и начисляя разные суммы пеней.
Налоговый кодекс и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливают в настоящее время меры ответственности страхователя за нарушение сроков представления декларации и расчетов авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в налоговые органы.
Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, уплачивающих страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа, действующим законодательством не установлена обязанность представлять расчеты и декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов, что практически исключает возможность администрирования указанных платежей налоговыми органами.
Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено проведение зачета либо возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не определен орган, на который возложены эти обязанности, а также не установлен порядок проведения зачета (возврата).
Начиная с 2005 года, с введением в бюджетное законодательство понятия администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"), администратором страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, определен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако до настоящего времени в действующем законодательстве практически отсутствуют положения, определяющие механизмы администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Нормы, устанавливающие ответственность плательщиков страховых взносов по дополнительному тарифу, носят отсылочный к действующему законодательству характер без указания, положениями каких законодательных актов следует руководствоваться при принятии решений о привлечении к ответственности указанных плательщиков.
Следует также отметить, что методологическое обеспечение деятельности территориальных органов ПФР по вопросам администрирования страховых взносов в части взыскания недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу и осуществления контрольной работы со стороны Фонда практически в настоящее время не обеспечивается. Региональные органы ПФР в вопросах администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу принимают самостоятельные решения при выборе технологии этого администрирования.
Статьей 148 Бюджетного кодекса установлено, что исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. В соответствии с положениями статьи 150 (пункт 1) Бюджетного кодекса контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов должен осуществляться органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Кодексом для соответствующих бюджетов. Согласно статье 6 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" нормы, предусмотренные указанными выше статьями Бюджетного кодекса, вводятся федеральным законом, который до настоящего времени не принят.
Счетной палатой Российской Федерации неоднократно ставился вопрос о необходимости введения в действие норм Бюджетного кодекса, предусматривающих казначейское исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов и единый порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Статьей 32 Бюджетного кодекса предусмотрено, что все доходы и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Вместе с тем, Законопроектом не предусматривается ряд возможных доходов бюджета ПФР, определенных действующей бюджетной классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, таких как:
а) доходы и прочие поступления, по которым ПФР, согласно приложению 11 к Федеральному закону от 22 декабря 2005 года N 176-ФЗ, является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации (статья 23 Бюджетного кодекса), в том числе:
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР (КБК 000 1 11 05036 06 0000 120);
- прочие поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР (КБК 000 1 11 08046 06 0000 120);
- доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР в части реализации основных средств по указанному имуществу (КБК 000 1 14 02060 06 0000 410);
- денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в ПФР (КБК 000 1 16 21060 06 0000 140);
- прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в ПФР (КБК 000 1 16 90060 06 0000 140),
б) прочие поступления, средства и доходы, в том числе:
- прочие доходы ПФР от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (КБК 000 1 13 03060 06 0000 130);
- средства ПФР от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства части реализации основных средств по указанному имуществу (КБК 000 1 14 03060 06 0000 410);
- средства ПФР от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства части реализации материальных запасов по указанному имуществу (КБК 000 1 14 03060 06 0000 440);
- доходы ПФР от продажи нематериальных активов (КБК 000 1 14 04060 060000 420),
в) прочие безвозмездные поступления, в том числе:
- безвозмездные поступления от нерезидентов в ПФР (КБК 000 2 01 06000 06 0000 180);
- прочие субсидии, зачисляемые в бюджет ПФР (КБК 000 2 02 04950 06 0000 151);
- прочие безвозмездные поступления в ПФР от бюджетов субъектов Российской Федерации (КБК 000 2 02 09026 06 0000 151);
- прочие безвозмездные поступления в ПФР от местных бюджетов (КБК 000 2 02 09036 06 0000 151);
- прочие безвозмездные поступления в ПФР от бюджетов городских округов (КБК 000 2 02 09046 06 0000 151, 000 2 02 09056 06 0000 151, 000 2 02 09066 06 0000 151);
- безвозмездные поступления от государственных организаций в ПФР (КБК 000 2 03 06000 06 0000 180).
В Законопроекте предусмотрены расходы на капитальное строительство и приобретение помещений для территориальных органов Фонда (действующих юридических лиц) в сумме 1 200 000,0 тыс. рублей, (включая расходы на развитие социальной базы Фонда в сумме 100 000,0 тыс. рублей), при отсутствии порядка разработки, рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года Президентом Российской Федерации была поставлена задача по повышению пенсий в 2007 году в общей сложности почти на 20 процентов. Согласно прогнозу Минэкономразвития России количество пенсионеров на 1 января 2007 года составит 38 609,3 тыс. человек (за 2007 год ожидается их прирост на 206,9 тыс. человек), на 1 января 2008 года - 38816,2 тыс. человек. Законопроектом до конца 2007 года предусмотрено среднее увеличение пенсий на 437,9 рубля (на 15,4%) до 3 276,02 рублей. Соответствующие данные приведены в таблице:
(рублей)
Отчет на 01.01.06 |
Прогноз | Среднегодовой размер пенсии, принятый для расчета |
Соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), (%) |
|||
на 01.01.07 | на 01.01.08 | Рост за 2007 год, руб/(%) |
||||
Всего средние размеры пенсий пенсионеров, из них: |
2538,14 | 2838,12 | 3276,02 | 437,90 15,4% | 3072,13 | 103,6% |
пенсионеров, получающих трудовые пенсии |
2575,15 | 2887,22 | 3326,76 | 439,54 15,2% | 3125,05 | 105,4% |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
1798,45 | 1951,85 | 2376,02 | 424,17 21,7% | 2133,01 | 72,0% |
пенсионеров-военнослу- жащих, проходивших военную службу по призыву и их семей |
2247,83 | 2443,91 | 2978,45 | 534,54 21,9% | 2666,89 | 90,0% |
Средние размеры трудовых пенсий, согласно прогнозу Минэкономразвития России от 2 августа 2006 года N 11366-АБ-ДОЗ, будут выше прожиточного минимума пенсионера на 2007 год, который согласно названному прогнозу определен в сумме 2964 рубля.
Вместе с тем, средний размер социальной пенсии, которую в 2007 году должны получать 2 045,7 тыс. пенсионеров, составит 2 133,1 рубля, или 72,0% от величины прожиточного минимума пенсионера, средний размер пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и членов их семей, которую должны получать 72,3 тыс. человек, составит 2 666,89 рубля, или 90,0 процента.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального исполнительного органа власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако, последний раз величина прожиточного минимума, в соответствии с требованиями данного федерального закона, была установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 105 на 4 квартал 2004 года (для пенсионеров - 1849 рублей). В 2005 году и первом полугодии 2006 года величина прожиточного минимума Правительством Российской Федерации не устанавливалась, в связи с отсутствием Федерального закона, устанавливающего потребительскую корзину в целом по Российской Федерации, который был принят только 31 марта 2006 года (Федеральный закон N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года). Учитывая изложенное в настоящее время не представляется возможным оценить уровень соответствия величины пенсий размеру прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации, который должен быть определен законодательно.
При анализе представленного Законопроекта задачу по повышению в 2007 году размеров пенсий почти на 20%, можно считать выполненной только с учетом проведенной с 1 августа 2006 года индексации страховой части трудовой пенсии на 6,2% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 года N 466.
С учетом расчетной величины средней трудовой пенсии в сумме 3125,05 рублей и средней заработной платы (по прогнозу - 12 681,0 рубля) коэффициент замещения в 2007 году снизится и составит 24,6% (в 2005 году - 30,1%, на 2006 год предусматривается - 26,2%), при установленном Международной организацией труда его минимальном стандарте 40,0 процентов (при условии соотношения числа работающих к числу пенсионеров, как 3:1). Согласно Законопроекту соотношение работающих по найму (47,9 млн. человек) к числу пенсионеров, получающих трудовую пенсию (36,4 млн. человек), составит в 2007 году только 1,32:1.
Тенденция снижения коэффициента замещения (с учетом демографической ситуации) потенциально может привести к необходимости повышения тарифов страховых взносов (налогов) для работающих с целью обеспечения выплат пенсий пожилым людям, что может в свою очередь способствовать росту "теневых" выплат заработной платы и негативно сказаться на финансовом наполнении пенсионной системы в целом.
Доходы проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год
Проект бюджета Фонда на 2007 год по доходам сформирован в сумме 1 891 248 826,1 тыс. рублей, или 120,7% к соответствующим показателям 2006 года (111,6%), в том числе 1 771 444 443,1 тыс. рублей, или 121,1% (111,8%) в части распределительной составляющей бюджета Фонда.
Согласно Законопроекту доходная часть бюджета ПФР на 2007 год, в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса, будет формироваться за счет:
- поступления налогов и взносов на социальные нужды и налогов на совокупный доход;
- поступления задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- штрафов, санкций, возмещения ущерба;
- прочих неналоговых доходов;
- безвозмездных поступлений.
Снижение с 1 января 2005 года ставки (с 14 до 6 %) единого социального налога (далее - ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в ПФР, отразилось на уровне обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий за счет поступления указанного налога. Согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" поступление ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, прогнозируется в сумме 368 773 900,0 тыс. рублей (при планируемых расходах на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ПФР, в сумме 559 770 329,4 тыс. рублей). В связи с чем, на указанные выше цели потребуется дополнительное привлечение средств федерального бюджета в сумме 190 996 429,4 тыс. рублей.
Расчет поступлений страховых взносов в бюджет ПФР на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии произведен на основании прогноза Минэкономразвития России (фонд заработной платы в сумме 7289,0 млрд. рублей, численность наемных работников 47,9 млн. человек), с применением тарифов, установленных статьями 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в зависимости от возраста застрахованных лиц и налоговых баз) и "Методики расчета поступления сумм единого социального налога для формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов", разработанной и принятой МНС России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минтрудом России и Госкомстатом России совместно с государственными внебюджетными фондами в апреле 2002 года.
Средневзвешенный тариф уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 13,05%, в том числе на финансирование страховой части пенсии - 11,38%, на финансирование накопительной части пенсии - 1,67 процента.
Величина поступлений страховых взносов (без учета страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации) на страховую и накопительную части трудовой пенсии (40,0% прогнозируемых доходов ПФР в 2007 году) определена в Законопроекте, соответственно, в сумме 757 600 000,0 тыс. рублей, или 121,9 % (112,7%) и 112 180 000,0 тыс. рублей, или 113,9% (105,2%), с учетом поступлений страховых взносов в виде фиксированного платежа и уровня собираемости взносов 96,0 процента.
Поступление страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, предусмотрено Законопроектом в сумме 1 240 400,0 тыс. рублей, или 119,4% (110,4%). Расчет поступления этих страховых взносов произведен с учетом макроэкономических показателей и динамики поступлений платежей за предыдущие годы.
Планируемый объем текущих поступлений страховых взносов не покрывает предусмотренных Законопроектом расходов ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и расходов на финансово-материальное содержание системы ПФР на сумму 78 684,8 млн. рублей.
Поступление сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в ПФР, образовавшимся на 1 января 2001 года, денежных взысканий и прочих неналоговых поступлений, в связи с плановым завершением сроков реструктуризации данной задолженности, прогнозируется в объеме 495 824,5 тыс. рублей (по сравнению с 2006 годом меньше в 11,6 раза).
Согласно Законопроекту в доходной части бюджета Фонда предусматриваются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на сумму 1 009 075 918,6 тыс. рублей (или 53,3 % доходов на 2007 год), в том числе:
- 1 611 100,0 тыс. рублей, или 158,7% (146,6%) - на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, передаваемые бюджету ПФР органами службы занятости;
- 1513 938,0 тыс. рублей, или 115,0% (106,3%) - на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, передаваемые бюджету ПФР Федеральным агентством по атомной энергии. Необходимо отметить, что статьей 12 Законопроекта предусмотрена выплата ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, за счет средств, ежемесячно перечисляемых не только из Росатома, но и из Минобороны России, в порядке авансирования в полном объеме до 20 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, на основании заявки Фонда. Однако в доходной части бюджета ПФР указанные выше средства, которые должны поступать в Фонд из Минобороны России, не предусмотрены;
- 176 911412,3 тыс. рублей, или 147,4% (136,2%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам;
- 8 625 768,0 тыс. рублей, или 115,6% (106,8%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
- 902 973,0 тыс. рублей, или 110,6% (102,2%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
- 10 000,0 тыс. рублей, или 100% (92,4%), - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на социальную поддержку Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
- 190 000,0 тыс. рублей, или 100,0% (92,4%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
- 15 179 089,2 тыс. рублей, или 102,6% (94,8%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- 56 021 809,2 тыс. рублей, или 142,4% (131,6%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам;
- 559 770 329,4 тыс. рублей, или 115,1% (106,5%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии;
- 100 093 614,9 тыс. рублей, или 114,0% (105,4%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций.
- 88 245 884,6 тыс. рублей, или 118,5% (109,5%) - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на покрытие дефицита бюджета ПФР (что также предусмотрено и проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год"). Указанные денежные средства предусматривается использовать в основном на покрытие расходов по выплате (с учетом доставки) страховой части трудовой пенсии, обеспечению текущей деятельности Фонда и его территориальных органов (78 684,8 млн. рублей) и на увеличение остатков средств распределительной составляющей бюджета для пополнения норматива оборотных денежных средств (9 561,1 млн. рублей).
Средства пенсионных накоплений, которые должны поступить в ПФР от негосударственных пенсионных фондов, предусматриваются в сумме 26 851,2 тыс. рублей (по сравнению с 2006 годом снизятся в 1,46 раза);
В связи с возложением на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемым за счет средств федерального бюджета (помимо основных функций страховщика в сфере обязательного социального страхования), доля средств федерального бюджета в доходах ПФР возрастет в 2007 году до 53,3% (в 2005-2006 годах 49,6% и 53,1%, соответственно). Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, предполагается получить в сумме 7 597 531,8 тыс. рублей (163,6% к уровню 2006 года), в том числе:
- 7 116 906,3 тыс. рублей, или 161,2% (3,72% от суммы размещаемых средств) - от временного размещения средств ПФР, сформированных за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет пенсионных накоплений;
- 480 625,5 тыс. рублей, или 212,3% (7,58% от суммы полученных от управляющих компаний средств для последующей передачи управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам) - денежные средства, перечисленные управляющими компаниями в соответствии с законодательством в ПФР от инвестирования средств пенсионных накоплений.
Кроме этого, Законопроектом предусмотрены поступления в виде денежных взысканий за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах в сумме 210 000,0 тыс.рублей, или 140,0% (129,3%), и прочие неналоговые поступления в бюджет ПФР в объеме 195 000,0 тыс.рублей.
В 2005 - 2006 годах повышение доходности операций по временному размещению средств пенсионных накоплений сдерживается ограниченной емкостью фондового рынка и недостаточностью инструментов инвестирования. До настоящего времени Фондом не приобретались ипотечные ценные бумаги, обеспеченные государственной гарантией, в связи с отсутствием их предложения на фондовом рынке. Внешэкономбанку, как государственной управляющей компании, в доверительном управлении которой на 1 января 2006 года находилось 159,4 млрд. рублей (97,1%) средств пенсионных накоплений, в целях обеспечения надежности вложений, в отличие от других компаний, установлена консервативная (вложения только в государственные ценные бумаги) и в связи с этим менее доходная модель инвестирования средств.
Ограниченный перечень разрешенных для инвестирования активов, низкий лимит максимальной доли денежных средств в портфеле государственной управляющей компании, а также невозможность использования срочных и производных инструментов для защиты инвестиций в условиях роста процентных ставок на мировых финансовых рынках при продолжающемся укреплении номинального курса рубля к доллару США, приводят к тому, что Внешэкономбанк (государственная управляющая компания) вынужден в целях формирования портфеля приобретать государственные облигации с низкой доходностью (от 3 до 7% годовых).
Принимая во внимание снижение потребности федерального бюджета в заемных средствах для обеспечения его сбалансированности и снижение доходности по государственным ценным бумагам, в целях недопущения негативных последствий при инвестировании средств пенсионных накоплений и обеспечения эффективности их размещения, целесообразно рассмотреть вопрос о расширении возможностей по размещению средств пенсионных накоплений.
Расходы проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год
Проект бюджета ПФР на 2007 год сформирован по расходам в сумме 1 770 812 249,2 тыс. рублей, или 118,9% (109,9%).
Согласно Законопроекту на пенсионное обеспечение планируется направить 1 770 248 838,2 тыс. рублей, или 99,9% всех расходов Фонда. В указанные расходы также включены затраты на содержание аппарата органов управления ПФР, строительство объектов общегражданского назначения, осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительное пенсионное обеспечение и дополнительное материальное обеспечение, которые учтены по разделу "Социальная политика" подразделу "Пенсионное обеспечение" (17,8% от расходов по подразделу "Пенсионное обеспечение").
Согласно Законопроекту из общей суммы расходов на обязательное пенсионное страхование планируется направить 1 356 955 253,0 тыс. рублей (76,6% расходов Фонда), или 116,3% к уровню 2006 года (107,5%), из них:
- 559 343 990,9 тыс. рублей - на выплату базовой части трудовой пенсии (без учета выплат за границу), или 115,2% (106,5%);
- 796 444 683,6 тыс. рублей - на выплату страховой части трудовой пенсии (без учета выплат за границу), или 117,1% (108,2%);
- 1 166 578,5 тыс. рублей - на выплату пенсий, дополнительного материального обеспечения граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, или 126,0% (116,5%).
Расходы на обязательное пенсионное страхование рассчитаны исходя из среднегодовой численности получателей трудовых пенсий 36,4 млн. человек с распределением их по видам получаемых пенсий и с учетом:
- индексации базовой части трудовой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, с 1 апреля 2007 года на 7,5% (согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года (письмо Минэкономразвития России от 9 июня 2006 года N ДОЗ-1423) при ожидаемой инфляции на 2007 год в среднем 8,2%), и установления с 1 октября 2007 года размера базовой части трудовой пенсии по старости в размере 1260 рублей, что соответствует индексации на 13,2% (индексация будет произведена в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");
- затрат на увеличение страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2007 года на 9,2 процента (в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");
- затрат на реализацию Федерального закона от 24 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в период прохождения военной службы по призыву" в сумме 766 100,0 тыс. рублей.
Следует отметить, что в 2007 году предполагаемый уровень индексации будет способствовать увеличению размеров трудовых и социальных пенсий в темпах, опережающих темп роста потребительских цен, что предусмотрено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году". При этом по расчетам ПФР к началу 2008 года предполагаемый реальный рост социальных и трудовых пенсий по отношению к уровню потребительских цен составит 12,7% и 7,0%, соответственно.
Расходы на выплаты пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в соответствии с представленным Законопроектом составят 100 093 614,9 тыс. рублей, или 114,0% (105,3%), в том числе:
- 99 848 090,6 тыс. рублей, или 114,0% (105,4%), предусматривается израсходовать на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительное материальное обеспечение, выплату пособий и компенсаций;
- 245 524,3 тыс. рублей, или 133,3% (123,2%), планируется направить на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, что соответствует предусмотренному Законопроектом объему передаваемых Фонду средств из федерального бюджета.
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены на основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", других нормативных правовых актов Российской Федерации и ожидаемой численности получателей пенсий.
В расходах на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению также учтены средства:
- на повышение компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, с 1 января 2007 года со 120 до 500 рублей в месяц в соответствии с проектом Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 года N 551 в сумме 2 808 900,0 тыс. рублей;
- на выплату второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" и в статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 7 июля 2006 года, в сумме 1 136 400,0 тыс. рублей.
В расходную часть бюджета включены затраты ПФР в сумме 242 461962,5 тыс. рублей, или 144,6% (133,6%) - на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, которые учтены в Законопроекте в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Расходы на ежемесячные денежные выплаты (далее - ЕДВ) инвалидам составят 176 911 412,3 тыс. рублей, или 147,4% (136,2%); ветеранам - 56 021809,2 тыс. рублей, или 142,4% (131,6%); гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 8 625 768,0 тыс. рублей, или 115,6% (106,8%), и Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 902 973,0 тыс. рублей, или 110,6% (102,2%), что соответствует предусмотренному Законопроектом объему передаваемых средств из федерального бюджета на эти цели.
В связи с поручением Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N Пр-266 по вопросу отнесения лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" к числу участников Великой Отечественной войны, расходы на ЕДВ ветеранам определены в представленном Законопроекте с учетом осуществления ЕДВ указанным лицам.
Расчеты по каждому виду вышеуказанных расходов (как и при проектировке бюджета на 2006 год) в финансово-экономическом обосновании к Законопроекту отсутствуют. Соответствующая методика расчетов не разработана.
Расходы на выплаты досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям досрочных пенсий, а также их доставку и пересылку в соответствии с действующим законодательством запланированы в сумме 1 611 100,0 тыс. рублей, или 158,7% (146,6%). Согласно статье 6 Законопроекта, эти расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации и передаваемых в ПФР органами службы занятости на эти цели.
Расходы на дополнительное пенсионное обеспечение планируются в сумме 2 754 338,0 тыс. рублей, или 116,9% (108,1%), в том числе: доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 1240 400,0 тыс. рублей, или 119,4% (110,3%), материальное обеспечение граждан, осуществляющих трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации - 1 513 938,0 тыс. рублей, или 115,0% (106,3%).
Расходы на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов планируются в сумме 15 179 089,2 тыс. рублей, или 102,6% (94,8%), что соответствует предусмотренному Законопроектом объему передаваемых средств из федерального бюджета.
Расходы на доставку пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат (как в 2005-2006 годах) Законопроектом устанавливаются в размере 1,5% (без учета НДС) от объемов доставки. Совокупные расходы на эти цели предусматриваются в сумме 21,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 11,5 млрд. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов Законопроектом предусмотрены расходы в сумме 42 378 003,0 тыс. рублей (2,4% всех расходов Фонда), или 107,6% (99,4%), из них:
- 41 064 592,0 тыс. рублей, или 109,0% (100,8%) - на содержание органов Фонда;
- 1200 000,0 тыс. рублей, или 75,0% (69,3%) - на капитальное строительство с учетом расходов, в сумме 100 000,0 тыс. рублей на социальное развитие системы Фонда (без определения конкретных направлений их использования);
- 40 000,0 тыс. рублей, или 56,9% (52,6%) на выполнение научно-исследовательских работ по государственным контрактам;
- 57 130,0 тыс. рублей, или 108,2% (100,0%) - на переподготовку и повышение квалификации кадров;
- 11000,0 тыс. рублей - на частичное финансирование расходов проведения 29-й Генеральной ассамблеи Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО).
Необходимо отметить, что статьей 18 представленного Законопроекта в рамках расходов на международное сотрудничество предусмотрено только частичное финансирование расходов на проведение 29-й Генеральной ассамблеи Международной ассоциации социального обеспечения, однако в Приложении N 3 к Законопроекту "Структура расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год", помимо расходов на указанные цели в сумме 11 000,0 тыс. рублей, предусмотрены расходы в сумме 5 281,0 тыс. рублей для уплаты взносов в международные организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 207 "О порядке выполнения финансовых обязательств Российской Федерации перед международными организациями" (пункт 3) установлено, что "предложения федеральных органов исполнительной власти, а также других заинтересованных организаций о вступлении Российской Федерации в международные организации рассматриваются Правительством Российской Федерации только после их согласования с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации".
Раннее, в заключениях Счетной палаты Российской Федерации на проекты федеральных законов о бюджетах ПФР на очередной финансовый год неоднократно отмечалась недостаточная правовая урегулированность осуществления такого рода выплат.
В структуре планируемых расходов на 2007 год предусмотрены выплаты компенсаций работникам Фонда (на питание и проезд в общественном транспорте), проиндексированных на сумму 316 271,5 тыс. рублей, с учетом прогнозируемого Минэкономразвития России среднегодового индекса потребительских цен на 2007 год в размере 108,2% к предыдущему году (коэффициент 1,082).
В настоящее время общая площадь служебных помещений территориальных органов Фонда составляет 1610,1 тыс. кв. метров, из них арендуемых - 438,3 тыс. кв. метров (27,2%). Расходы на аренду помещений в 2006 году составят 1025 500,0 тыс. рублей, без учета расходов на их капитальный ремонт и содержание.
При условии своевременного ввода в эксплуатацию в 2006 - 2007 годах объектов Фонда возможно высвободить 61,3 тыс.кв. метров (13,9%) арендуемых помещений. Такие темпы ввода объектов строительства позволят сократить расходы ПФР по аренде помещений только через 10-12 лет.
По статье расходов "Другие вопросы в области социальной политики" планируется израсходовать 440 000,0 тыс. рублей (в 7,4 раза меньше, чем в 2006 году), в том числе: на мероприятия в области социальной политики - 250 000,0 тыс. рублей (на проведение информационно-разъяснительной работы по пенсионной реформе, уплату судебных издержек, государственной пошлины и иные нужды) и на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно один раз в два года согласно Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" - 190 000,0 тыс. рублей (как в 2006 году).
Уменьшение расходов объясняется тем, что, начиная с 2007 года, выплаты по исковым требованиям граждан на основании вступивших в законную силу решении судов предусматривается осуществлять за счет источников, из которых финансируется соответствующая выплата (статья 17 Законопроекта). Согласно Законопроекту объем средств, передаваемых из федерального бюджета, покрывает только затраты на проезд граждан, затраты на мероприятия в области социальной политики покрываются за счет поступления сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в ПФР, образовавшимся на 1 января 2001 года, денежных взысканий и прочих неналоговых поступлений.
На уровне 2006 года запланированы расходы (10 000,0 тыс. рублей) по оказанию мер поддержки отдельным категориям граждан, которым в соответствии с действующим законодательством предусмотрен ряд социальных льгот, в том числе компенсация расходов на автомобильное топливо (из расчета 100 литров в месяц).
Расходы по накопительной составляющей бюджета ПФР на 2007 год запланированы в сумме 8 928 888,6 тыс. рублей, или 140,0% (129,3%), в том числе:
- 971 372,7 тыс. рублей, или 118,6% (109,6%) - на обеспечение ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений;
- 1 170 746,9 тыс. рублей, или 126,7% (117,1%) - на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц;
- 6 786 769,0 тыс. рублей, или 146,4% (135,3%) - средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 года АЖ-П12-2901 Фондом подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросу выплаты правопреемникам средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц. До настоящего времени указанный проект Правительством Российской Федерации не утвержден. В связи с этим Законопроектом предусматривается установить, что финансирование расходов на выплаты по исковым требованиям граждан на основании вступивших в законную силу решений судов осуществляется за счет источников, из которых финансируется соответствующая пенсия, ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан и другие социальные выплаты, отнесенные к компетенции Фонда.
По оценочным данным на 1 января 2006 года в резерв Фонда в случаях отсутствия правопреемников умерших застрахованных лиц поступит 5,9 млн. рублей.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, при утверждении расходной части бюджета ПФР необходимо принять во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном обеспечении в Российской Федерации", в части обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров и разработки правового механизма, гарантирующего им помимо выплаты пенсии по государственному обеспечению возможность получения страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Учитывая, что, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации, введение указанного правового регулирования необходимо обеспечить в срок не позднее 1 января 2007 года, в расходной части проекта бюджета ПФР на 2007 год в целях недопущения нарушения прав названной категории получателей трудовых пенсий необходимо предусмотреть соответствующие расходные обязательства ПФР.
Анализ межбюджетных отношений бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Реализация взаимоотношений федерального бюджета с бюджетом ПФР в 2007 году включает комплекс мер, изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году", направленных на обеспечение устойчивого функционирования пенсионной системы и дальнейшее улучшение материального положения пенсионеров.
Проектировками параметров расходных обязательств на 2007 год учтена потребность в средствах федерального бюджета, передаваемых ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, дополнительного материального обеспечения граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией, а также ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан с учетом индексации их размеров.
Законопроектом и проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в объеме планируемых доходов Фонда безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составят 1 009 075 918,6 тыс. рублей, или 53,3 % планируемых доходов на 2007 год.
Статьей 6 проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" установлено, что в 2007 году финансирование расходов на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, включая расходы на их доставку, осуществляется Фондом за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации и передаваемых в Фонд органами службы занятости на указанные цели в объеме 1 611 100,0 тыс.рублей.
Однако, в представленном проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" отсутствует норма, устанавливающая обособленную величину средств федерального бюджета, передаваемых в 2007 году ПФР Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) на выплату указанных пенсий и пособий.
В доходной части проекта бюджета ПФР предусмотрены средства, передаваемые ПФР из федерального бюджета на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в 2007 году в сумме 1513 938,0 тыс. рублей, однако предусмотренный рассматриваемым Законопроектом объем средств федерального бюджета не соответствует заявленным в проекте закона "О федеральном бюджете на 2007 год" расходам федерального бюджета (Росатома) на указанные цели - 1 650 000,0 тыс. рублей и занижен на 136 062,0 тыс.рублей.
Кроме того, статей статьей 12 рассматриваемого Законопроекта предусмотрено, что финансирование в 2007 году расходов на выплату ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, а также расходов на его доставку и расходов Фонда на организацию работы по обеспечению указанной выплаты в согласованном объеме производится Фондом за счет средств, передаваемых на указанные цели не только Росатомом, но и Минобороны России, в размере, который должен быть предусмотрен приложением N 2 к Законопроекту. В указанном приложении соответствующий объем средств федерального бюджета, который должен перечисляться Минобороны России в ПФР, не установлен.
Согласно "Правилам финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 549, Росатом и Минобороны России должны перечислять ежемесячно, до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, в порядке авансирования в ПФР в соответствии с его заявками средства на выплату дополнительного обеспечения, включая средства на организацию работы по его выплате.
Однако в расходной части проекта федерального бюджета на 2007 год указанные целевые средства, которые должны перечисляться из Минобороны России в ПФР не предусмотрены. Соответственно в доходах бюджета ПФР на 2007 год и в расходной части проекта бюджета Фонда величина этих средств также не учтена.
В проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" учтены расходы на покрытие текущего дефицита бюджета Фонда в 2007 году в объеме 88 245 884,6 тыс. рублей. При этом соответствующие расчеты дефицита в материалах, представленных с Законопроектом, отсутствуют.
В последние годы ассигнования Фонду из федерального бюджета последовательно возрастают, что свидетельствует о значительной зависимости доходной части бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета и возможности возвращения к модели государственного пенсионного обеспечения, основанной не на механизмах обязательного пенсионного страхования, а на постоянных трансфертах из федерального бюджета.
Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2006 года задолженность страхователей (согласно оперативной налоговой отчетности форма 4-НМ) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, составила 47,03 млрд. рублей (53,3% от вышеуказанного дефицита); по состоянию на 1 августа 2006 года задолженность возросла в 1,3 раза и составила 60,92 млрд. рублей (69,1% дефицита).
Погашение указанной задолженности позволило бы решить проблему дефицита, однако в действующем законодательстве имеются многочисленные пробелы и противоречия, мешающие эффективному администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статьей 20 Законопроекта предусмотрено, что остатки средств федерального бюджета на 1 января 2007 года, образовавшиеся в бюджете Фонда за 2006 год в результате неполного использования ассигнований на выплаты пенсий, ежемесячных денежных выплат отдельным гражданам и другие социальные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, использовать в 2007 году на указанные цели (что соответствует пункту 2 статьи 80 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год").
Законопроектом предусмотрено поступление в бюджет ПФР средств федерального бюджета в сумме 10 000,0 тыс. рублей, для социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
Выводы
1. Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" разработан на основании Бюджетного кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов по пенсионному и социальному обеспечению, с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и его Бюджетного послания Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году", других нормативных правовых актов и методических документов. Основные характеристики проекта бюджета ПФР на 2007 год ориентированы на дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий.
2. Проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета. В 2007 году в связи с дефицитом бюджета Фонда в его распределительной части резерв бюджета Фонда не создается.
Покрытие предусмотренного Законопроектом норматива оборотных средств для своевременного финансирования выплаты пенсий в 2007 году не будет обеспечено в полном объеме имеющимися у Фонда денежными средствами. Недостаток оборотных денежных средств ПФР на 1 января 2007 года и на 1 января 2008 года составит соответственно 9 657,3 млн. рублей и 5 093,7 млн. рублей, что может создать предпосылки к невыполнению ПФР своих обязательств по пенсионным и другим выплатам населению. Такое положение свидетельствует о недостаточной устойчивости системы пенсионного страхования.
3. Законопроектом предусматривается повышение пенсий в среднем на 15,4% процента, или на 437,9 рублей. В связи с этим задача, поставленная Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года по повышению в 2007 году размеров пенсий (до 20%), не будет реализована.
Указанную выше задачу можно считать решенной только учитывая проведенную с 1 августа 2006 года индексацию страховой части трудовой пенсии на 6,2% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 года N 466.
4. В 2007 году темпы роста трудовых и социальных пенсий с учетом предполагаемого уровня их индексирования будут опережать рост потребительских цен, что предусмотрено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году". К началу 2008 года предполагаемый реальный рост социальных и трудовых пенсий по отношению к уровню потребительских цен составит -12,7% и 7,0%, соответственно.
5. Правительством Российской Федерации в нарушение статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на соответствующие кварталы 2005 года и первого полугодия 2006 года не устанавливалась.
В связи с этим не представляется возможным оценить в 2007 году уровень соответствия величины пенсий размеру прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации, который должен быть определен в законодательно установленном порядке.
6. Снижение с 1 января 2005 года ставки единого социального налога (с 14 до 6%), зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в ПФР, отразилось на уровне обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий за счет поступления указанного налога. Планируемые поступления ЕСН в 2007 году не обеспечат в полном объеме финансирование расходов на выплату базовой части трудовой пенсии, в связи с чем потребуется дополнительное привлечение средств федерального бюджета в сумме 190 996,4 млн. рублей.
7. Введение с 1 января 2001 года вместо страховых взносов ЕСН нарушило автономность бюджета ПФР, поскольку его формирование в значительной степени стало осуществляться за счет средств, поступающих из федерального бюджета.
Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
8. В Законопроекте не планируется ряд возможных доходов бюджета ПФР в соответствии с действующей бюджетной классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
9. Предусмотренный Законопроектом объем средств федерального бюджета, передаваемых Росатомом бюджету ПФР на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, не соответствует заявленным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" расходам федерального бюджета (Росатома) на указанные цели - 1 650,0 млн. рублей и занижен на 136,1 млн. рублей.
10. В доходах бюджета ПФР на 2007 год не определена величина средств федерального бюджета на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Минобороны России, передаваемых Фонду на указанные цели Минобороны России. Соответственно расходы ПФР для финансирования указанных выплат в 2007 году Законопроектом не установлены.
11. Повышение доходности операций по инвестированию пенсионных накоплений сдерживается ограниченной емкостью фондового рынка (в первую очередь для государственной управляющей компании, в доверительном управлении которой на 1 января 2006 года находилось 97,1% средств пенсионных накоплений, размещенных в соответствии с нормами статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ исключительно в государственные ценные бумаги) и недостаточностью инструментов инвестирования. Также Фондом с 2002 года не используется право приобретения ипотечных ценных бумаг, обеспеченных государственными гарантиями, в связи с их отсутствием на фондовом рынке.
12. Действующее законодательство не позволяет эффективно администрировать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку контроль за их уплатой возложен на налоговые органы, а взыскание соответствующей недоимки и пеней осуществляется органами ПФР. Разделение функций администрирования усложнило формирование доходной части бюджета Фонда, о чем свидетельствует значительный рост задолженности по страховым взносам (по состоянию на 1 августа 2006 года задолженность составила 68,7 млрд. рублей).
Законодательством также не урегулирован ряд вопросов администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе:
- не предусмотрены меры ответственности страхователя за нарушение сроков представления декларации и расчетов авансовых платежей по страховым взносам в налоговые органы;
- не установлена обязанность представлять расчеты и декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, уплачивающих страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа;
- не определен орган, на который возложено проведение зачета либо возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов, а также не установлен порядок проведения зачета (возврата).
Данные обстоятельства оказывают негативное влияние на права застрахованных лиц, так как расчетный пенсионный капитал, являющийся базой для исчисления трудовой пенсии, формируют только учтенные на лицевых счетах персонифицированного учета застрахованных лиц суммы фактически поступивших страховых взносов.
13. В действующем законодательстве практически отсутствуют положения, определяющие механизмы администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Методологическое обеспечение деятельности территориальных органов ПФР по вопросам администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в части взыскания недоимки со стороны ПФР практически не обеспечивается.
14. Планируемый объем текущих поступлений страховых взносов не покрывает предусмотренных Законопроектом расходов бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и финансово-материальное обеспечение Фонда и его территориальных органов на сумму 78 684,8 млн. рублей.
15. В расходной части бюджета ПФР на 2007 год не предусмотрены расходные обязательства Фонда в части реализации (согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-0) социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров и возможности получения ими (помимо пенсии по государственному обеспечению) страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР.
16. Из представленного Законопроекта и прилагаемых к нему материалов не представляется возможным определить, учтены ли в проекте бюджета Фонда на 2007 год расходы ПФР на осуществление мероприятий по регистрации возникновения права и учету лиц - получателей базового материнского капитала.
17. Ряд показателей бюджета Фонда (затраты на доставку пенсий и пособий, текущий дефицит, и др.) включены в Законопроект при отсутствии необходимых финансово-экономических обоснований.
18. До настоящего времени не принят федеральный закон, предусмотренный статьей 143 Бюджетного кодекса, который определил бы статус ПФР с учетом современного состояния пенсионной системы и перспектив ее развития. Как следствие, в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых ПФР функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Также не принят федеральный закон об управлении средствами государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;
19. В связи с отсутствием федерального закона о введении в действие нормы Бюджетного кодекса о казначейском исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральное казначейство не осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФР.
20. До настоящего времени не принято постановление Правительства Российской Федерации о порядке выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.
21. В составе бюджета ПФР его накопительная составляющая обособлена по доходам и расходам без образования целевого бюджетного фонда, что противоречит требованиям статьи 35 Бюджетного кодекса и положениям статьи 16 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
22. В настоящее время отсутствует правовой механизм, регулирующий работу ПФР со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета.
23. В рамках бюджетного законодательства требует дополнительного урегулирования вопрос о порядке осуществления ПФР своевременного финансирования выплаты пенсий и иных социальных выплат в связи с праздничными и выходными днями января будущего года в декабре текущего.
Предложения
1. При рассмотрении представленного Законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным:
1.1. Рассмотреть вопрос об обособлении в составе бюджета ПФР его накопительной составляющей в форме целевого бюджетного фонда.
1.2. Учесть в Законопроекте все возможные доходы бюджета ПФР, предусмотренные действующей бюджетной классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
1.3. Предусмотреть в доходной части бюджета ПФР средства федерального бюджета, которые должны поступать в Фонд из Минобороны России на ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях.
1.4. Решить вопрос о сбалансированности величины средств, получаемых ПФР из федерального бюджета на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, с объемом средств федерального бюджета, передаваемых Росатомом бюджету ПФР на указанные цели.
1.5. Предусмотреть в проекте бюджета ПФР расходные обязательства Фонда в части реализации (согласно определения Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О) социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров и возможности получения ими (помимо пенсии по государственному обеспечению) страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР.
1.6. Предложить Минздравсоцразвития РФ совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации:
- представить соответствующие расчеты текущего дефицита и расходов Фонда на доставку пенсий и пособий;
- разработать и утвердить механизм рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов ПФР;
- обеспечить методологическое сопровождение деятельности территориальных органов ПФР по вопросам администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в части взыскания недоимки;
2. Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов:
- законодательного определения в соответствии со статьей 143 Бюджетного кодекса статуса ПФР в целях совершенствования системы управления пенсионным страхованием с учетом ее современного состояния и перспектив развития и принятия федерального закона об управлении средствами государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;
- разработки правового механизма в части реализации (согласно определения Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-0) социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров и возможности получения ими (помимо пенсии по государственному обеспечению) страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР;
- нормативного определения порядка выплаты средств пенсионных накоплении правопреемникам умерших застрахованных лиц;
- разработки правового механизма работы органов ПФР со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета;
- определения механизма осуществления ПФР своевременного финансирования выплаты пенсий и иных социальных выплат в связи с праздничными и выходными днями января будущего года в декабре текущего;
- установления сроков начисления пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- введения мер ответственности страхователя за нарушение сроков представления декларации и расчетов авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- установления для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, уплачивающих страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа, обязанности представлять расчеты и декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов;
- определения порядка проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также органа, ответственного за их проведение;
- установления величины прожиточного минимума населения Российской Федерации, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";
- законодательного определения механизма администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- повышения эффективности накопительной составляющей пенсионной системы за счет расширения перечня инструментов инвестирования;
- реализации в полном объеме в пенсионной системе основных принципов обязательного социального страхования;
- обеспечения проведения в дальнейшем экономически обоснованной тарифной политики, гарантирующей финансирование текущих расходов бюджета ПФР и обеспечивающей достаточность средств для формирования пенсионных прав застрахованных лиц на перспективу;
- возложения функций контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и взыскания недоимки и пеней по указанным платежам на один администрирующий орган и об упрощении процедуры взыскания соответствующей задолженности;
- введения в действие статьи 148 Бюджетного кодекса, которой установлено, что исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.
Учитывая вышеизложенное, Счетная палата Российской Федерации полагает, что Законопроект может быть принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
Аудитор Счетной палаты |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.