город Ростов-на-Дону |
дело N А32-18188/2008-19/211-25АЖ |
11 февраля 2009 г. |
15АП-8728/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Золотухиной С.И., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Захаровой А.С.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 25.09.2008 г. Бурцевой О.В., паспорт 0303 N 493176, выдан ОВД Успенского района Краснодарского края 04.10.2002 г.;
от заинтересованных лиц: представителя по доверенностям от 12.01.2009 г. N 05-26 (от ИФНС России по г. Новороссийску) и от 02.02.2009 г. N 06-06/01986 (от УФНС России по КК) Щербины В.А., удостоверение N УР 251380, действительно до 31.12.2009 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2008 г. по делу N А32-18188/2008-19/211-25АЖ
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вини-Лэнд"
к УФНС России по Краснодарскому краю, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2008 г. N 229 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Ивановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вини-Лэнд" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления ИФНС России по г. Новороссийску от 21.07.08 N 229 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также решения УФНС России по Краснодарскому краю от 20.08.08 N 27-16-70-980.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что имеющаяся на этикетке товара информация о сроке хранения является по существу информацией о сроке годности товара, в связи с чем в действиях общества отсутствует состав вмененного ему налоговой инспекцией правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом ИНФС России по г. Новороссийску Краснодарского края обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой отменить решение суда первой инстанции, сославшись на то, что истечение срока хранения не означает, что продукт непригоден для использования по назначению, в связи с чем полагает, что в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, выразившегося в продаже алкогольной продукции без информации о сроке годности, сроке использовании, конечном сроке использования.
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в своем отзыве на апелляционную жалобу поддержала доводы налоговой инспекции г. Новороссийска в полном объеме.
Обществом с ограниченной ответственностью "Вини-Лэнд" также представлен отзыв на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Новороссийску, в котором заявитель полагает доводы инспекции неправомерными и необоснованными, так как на продукции был указан срок хранения товара.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь положениями главы 34 АПК РФ, повторно рассматривает дело.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя не согласилась с доводами заявителя жалобы по основаниям, указанным в отзыве, пояснив, что на алкогольную продукцию с долей спирта, превышающей 10 %, срок годности не устанавливается. Также представитель сослался на письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 г., в соответствии с которым срок годности на данный вид продукции устанавливается техническим регламентом, который в настоящий момент отсутствует.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании поручения ИФНС России по г. Новороссийску 04.07.08 г. проведена проверка соблюдения ООО "Вини-Лэнд" Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.95 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что в магазине "Кентро", расположенного по адресу г. Новороссийск, ул. Энгельса, 66, принадлежащего ООО "Вини-Лэнд", в реализации находилась алкогольная продукция - настойка горькая "Украинская медовая с перцем" (на потребительской таре указан срок хранения - 9 мес.), без информации о сроке годности, сроке использования или конечном сроке использования.
Указанные факты были квалифицированы налоговой инспекцией как административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.16 КоАП РФ - нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По результатам проверки составлен акт проверки N 00678 от 04.07.08 г., протокол осмотра N 20 от 04.07.08 г.
14.07.08 г. ИФНС России по г. Новороссийску составлен протокол N 006067 об административном правонарушении в отношении ООО "Вини-Лэнд" по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя ООО "Вини-Лэнд" Кашиной Э.В. по специальной доверенности от 08.07.08 г.
21.07.08 г. ИФНС России по г. Новороссийску вынесено постановление N 229 о привлечении ООО "Вини-Лэнд" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
ООО "Вини-Лэнд" обратилась в УФНС России по Краснодарскому краю с жалобой на постановление ИФНС России по г. Новороссийску по делу об административном правонарушении от 21.07.08 г. N 229.
20.08.08 г. УФНС России по Краснодарскому краю вынесено решение N 27-16-70-980, которым в удовлетворении жалобы ООО "Вини-Лэнд" было отказано.
Общество не согласилось с вынесенными решением и постановлением, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговой инспекцией не доказано, что указанный на продукции в отношении которой была проведена проверка срок хранения не является сроком годности товара, в связи с чем у органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является правомерным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
По итогам проверки налоговая инспекция, несмотря на наличие на этикетке товара информации о сроке хранения, установив отсутствие на данном товаре информации о его сроке годности, пришла к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, выразившегося в продаже алкогольной продукции без информации о сроке годности, сроке использовании, конечном сроке использования.
Данный вывод нельзя признать обоснованным ввиду следующего.
Часть 3 статьи 14.16 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как видно из материалов дела, обществу вменяется в вину нарушение статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ и пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, выразившееся в том, что в реализации находится алкогольная продукция (настойка горькая "Украинская медовая с перцем") без информации о сроке годности (сроке использования или конечном сроке использования).
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать, в том числе, сведения о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) сроком годности признается период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Такое же понятие срока годности дается в пункте 1 статьи 472 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) определено, что сроки годности пищевых продуктов устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и продукты приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52194-2003 "Водки и водки особые. Изделия ликероводочные. Упаковка. Маркировка, транспортировка и хранение", утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 29.12.2003 N 425-ст, согласно пункту 4 которого маркировка продукции в потребительской таре осуществляется по ГОСТу Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".
В пункте 2.10 ГОСТа Р 51074-2003 установлено, что срок хранения - это период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
Из содержания данного определения следует, что срок хранения продукта по существу содержит в себе информацию о сроке его годности.
В соответствии с пунктом 3.5.14 ГОСТ Р 51074-2003 в информации о пищевых продуктах изготовитель должен указать срок годности, и/или срок хранения, и/или срок реализации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции на этикетке товара (настойка горькая "Украинская медовая с перцем"), явившегося предметом проверки, имеется информация: срок хранения 9 месяцев. Данное обстоятельство налоговыми органами не отрицается и не оспаривается.
В объяснениях к протоколу об административном правонарушении от 14.07.2008 представитель ООО "Вини Лэнд" указал, что производитель алкогольной продукции вместо информации о сроке годности указал срок хранения.
При таких обстоятельствах и в силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция должна была доказать, что в данном случае срок хранения и срок годности (срок реализации) не являются тождественными понятиями.
Поскольку налоговая инспекция не доказала это и не опровергла довод общества о том, что информация о сроке хранения алкогольной продукции свидетельствует о сроке годности, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования общества, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2008 г. по делу N А32-18188/2008-19/211-25АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18188/2008-19/211-25АЖ
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Вини-Лэнд"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
Третье лицо: УФНС России по Краснодарскому краю