город Ростов-на-Дону |
дело N А53-22117/2008 |
12 мая 2009 г. |
N 15АП-1566/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Балашов Р.А., представитель по доверенности от 11.01.2009г. N 18/090003,
от заинтересованного лица: Мусаев Н.М., представитель по доверенности от 01.04.2009г. N 4
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по г. Сальску Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 января 2009 г., определение от 02 февраля 2009 г. по делу N А53-22117/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" в лице Привольненского линейного Производственного управления магистральных газопроводов общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Сальску Ростовской области
о признании незаконными бездействий налоговой инспекции, о возврате излишне уплаченного налога
принятое в составе судьи Зинченко Т.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" в лице Привольненского линейного Производственного управления магистральных газопроводов общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИФНС России по г. Сальску Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными бездействий налоговой инспекции, выразившихся в неисполнении обязанностей по возврата в установленный срок денежной суммы излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет в размере 34659 руб., о возврате обществу сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 34659 руб.
Решением суда от 11 января 2009 г. признано незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в неисполнении обязанностей по возврату установленный срок денежной суммы излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет в размере 34 659,00 рублей. Налоговая инспекция обязана возвратить обществу излишне уплаченный налог на прибыль в местный бюджет в размере 34 659,00 рублей.
Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция своевременно не уведомила налогоплательщика о наличии переплаты по налогу на прибыль, об этом факте стало известно заявителю в 2006 г. после подачи дополнительной декларации, проведения сверки расчетов и составления акта сверки расчетов - 22.06.2006г., противоположного налоговой инспекцией не доказано. Обществом не пропущен срок исковой давности для обжалования решения налоговой инспекции, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.01.2009г. и определение от 02.02.2009г. и принять новые судебные акты.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не исследованы обстоятельства относительно фактических сроков уплаты авансовых платежей, однако является обязательным условием для исчисления трехлетнего срока для обращения в налоговую инспекцию с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Судом необоснованно не принят довод о том, что налоговая инспекция не имела правовой возможности произвести в 2006 г. возврат вышеуказанной суммы, в связи с тем, что заявление о предоставлении возврата было предоставлено налогоплательщиком 10.07.2006г., то есть по истечении трех лет срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ. Не соответствует действительности довод суда относительно того, что общество узнало о факте переплаты суммы налога на прибыль лишь после подписания акта сверки от 29.06.2006г. N 2922, поскольку о факте переплаты налогоплательщик знал еще в момент подачи уточненной налоговой декларации на уменьшение, а именно 23.03.2006г. Исчисление трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ неправомерно подменять понятием срока исковой давности. Решение суда принято 11.01.2009г. взыскание с налоговой инспекции расходов по оплате государственной пошлины неправомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве. В соответствии со ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Суд определил ходатайство удовлетворить, произвести процессуальную замену Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сальску Ростовской области на Межрайонную ИФНС N 16 по Ростовской области. Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 11 января 2009 г., определение суда от 02 февраля 2009 г. отменить, принять новые судебные акты. Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629) является юридическим лицом и осуществляет деятельность на основании устава (л.д.36-52).
Решением ОАО "Газпром" (единственного Участника Общества) N 20 от 14.01.2008г. (л.д.53) фирменное наименование Общества с ограниченной ответственностью "Кавказтрансгаз" изменено на Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" в связи с чем, проведена государственная регистрация изменения фирменного наименования, о чём "01" июля 2008 года внесена соответствующая запись в единый государственный реестр юридически лиц (л.д.54-55). ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" имеет филиал Привольненское линейное производственное управление магистральных газопроводов (Привольненское ЛПУМГ), по месту нахождения которого Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сальску Ростовской области. ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", являясь балансодержателем основных средств Привольненского ЛПУМГ на территории Сальского района Ростовской области, осуществляло уплату авансовых платежей по налогу на прибыль в местный бюджет до 2005 года.
В результате уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, у общества возникла переплата по налогу на прибыль в местный бюджет за 2002 год в сумме 34659,00 рублей, которая обнаружилась в 2006 году в связи с перерасчетом налога уплаченного авансом и представлением налогоплательщиком 23.03.2006г. в налоговую инспекцию уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2002 г.
Налоговый орган составленным актом сверки расчетов по налогам, сборам и взносам от 29.06.2006г. N 2922 сообщил обществу об имеющейся у него переплате по налогу на прибыль в местный бюджет по состоянию на 22.06.2006г. в сумме 34659 руб.
Налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с заявлением от 30.06.2006г. за N 743 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
Извещением от 21.07.2006 г. N 6480 налоговый орган сообщил налогоплательщику о возврате ему 34 658,99 руб. налога.
Однако денежные средства налоговой инспекцией возвращены не были.
Общество неоднократно обращалось в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 34 658,19 руб. (N 556 от 14.06.2007г., N 02-1097 от 14.11.2007г.).
Решениями от 23.07.2007г. N 276, от 18.12.2007г. N 501 налоговая инспекция отказала налогоплательщику в возврате налога в связи с тем, что заявление о возврате налога подано им по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку заявление о возврате излишне уплаченного налога подано налогоплательщиком 30.06.2006г., возврат излишне уплаченного налога должен был быть произведен налоговым органом до 30.07.2006г.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговый орган в своем извещении от 21.07.2006г. N 6480 о возврате соответствующих сумм указал, что возврат налога на прибыль произведен (фактически возврат переплаты по налогу произведен не был), чем ввел налогоплательщика в заблуждение. С 21.07.2006г. по 23.07.2007г. налоговая инспекция умалчивала о причине не возврата переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет, при этом свое решение о возврате переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет в течение указанного времени не изменила и не отменила. В указанных действиях налогового органа суд первой инстанции обоснованно усмотрел злоупотребление правом.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 21 и п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в ст. 78 НК РФ. В силу ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001г. N 173-0 указал на то, что согласно ст. 78 Кодекса, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом (пункт 9).
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Порядок применения срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ, разъяснен определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001г. N 173-О. Данная норма не препятствует налогоплательщику, в случае пропуска указанного срока, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах общего срока исковой давности.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности в силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен в пределах трех лет.
В соответствии со ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.
Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что налоговая инспекция своевременно не уведомила налогоплательщика о наличии переплаты по налогу на прибыль.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установили, что в данном случае общество доказало, что о факте переплаты заявителю стало известно в 2006 г., после подачи дополнительной декларации, проведения сверки расчетов и составления актов сверки расчетов 22.06.2006г. и 29.06.2006г., а налоговой инспекцией в нарушение требований ст. 65, 200 АПК РФ противоположного не доказано.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговой инспекцией не учтен вывод Конституционного Суда Российской Федерации о том, что норма, содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что требования о возврате из бюджета переплаченной суммы заявлены обществом в пределах трехлетнего срока исковой давности с момента, когда общество узнало о наличии такой переплаты, является правильным.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами ФАС СКО, изложенными в Постановлении от 11.03.2008г. N Ф08-596/2008-375А.
При совокупности сложившихся обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление о возврате излишне уплаченного налога в сумме 34659 руб. налогоплательщиком подано в суд в пределах трехлетнего срока исковой давности для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Согласно выписке по лицевому счету этого налогоплательщика, акту сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 21.11.2008г. переплата по налогу на прибыль в местный бюджет по состоянию на 01.12.2008г. составила 34658,99руб. Доказательств наличия недоимки суду не представлено. Данные факты представителем налогового органа в судебном заседании документально не опровергнуты.
Довод апелляционной жалобы, что судом не исследованы обстоятельства относительно фактических сроков уплаты авансовых платежей, не принимается, поскольку материалами дела подтверждается, ни налоговой инспекцией, ни обществом не оспаривается факт уплаты налога на прибыль в местный бюджет авансовыми платежами, существование переплаты обе стороны признают, разногласия по размеру переплаты между сторонами также отсутствуют. Более того, самой налоговой инспекцией было принято решение о возврате переплаты, о чем обществу было сообщено извещением от 21.07.2006 г. N 6480.
Поскольку судом, как указано выше, установлено, что о факте переплаты заявителю стало известно в 2006 г., после подачи дополнительной декларации, проведения сверки расчетов и составления актов сверки расчетов 22.06.2006г. и 29.06.2006г., а налоговой инспекцией в нарушение требований ст. 65, 200 АПК РФ противоположного не доказано, у суда первой инстанции не было необходимости исследователь каждый период уплаты авансовых платежей для исчисления срока подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, как не имеющий правового значения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
Относительно довода апелляционной жалобы о необоснованном взыскании государственной пошлины (с учетом определении суда от 02.02.2009г. об исправлении опечатки) суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Налоговая инспекция указывает на неправомерность взыскания с нее в пользу общества 3386,36 руб. государственной пошлины, ссылаясь на пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008г. N 281-ФЗ).
Однако положения Федерального закона от 25.12.2008г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 14 которого внесены изменения в п. 1 ст. 333.37 НК РФ, согласно которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины, не подлежат применению, поскольку указанные положения вступили в силу с 30.01.2009г.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 25.12.2008г. N 281-ФЗ соответствующее дополнение вступает в силу со дня официального опубликования закона. Названный закон опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации - 29.12.2008, в Российской газете - 30.12.2008, следовательно, вступил в силу 30.01.2009г.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал государственную пошлину с налоговой инспекции.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы налоговой инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (ст.270 АПК РФ), не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену ИФНС России по г. Сальску Ростовской области на Межрайонную ИФНС России N 16 по Ростовской области.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 января 2009 г., определение от 02 февраля 2009 г. по делу N А53-22117/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22117/2008
Истец: ООО Транс Газ в лице Привольненского линейного Производ-го управ-я магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь"
Ответчик: МИФНС России N 16 по РО
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1566/2009