город Ростов-на-Дону |
дело N А53-19353/2008 |
16 апреля 2009 г. |
15АП-396/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей Винокур И.Г., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ЗАО "Орловская мельница" - генерального директора Бахмацкого В.В.,
от государственного органа - Межрайонной ИФНС России N 15 по Ростовской области - представителя Текутовой И.А., доверенность от 06.04.2009 г.,
от государственного органа - Управления ФНС России по Ростовской области - представителя Райгородского В.В., доверенность от 02.10.2008 г., Котельниковой Л.П., доверенность от 02.10.2008 г. N 16.13-23/564,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Орловскому району Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 декабря 2008 года по делу N А53-19353/2008-С5-34,
принятое в составе судьи Стрекачева А.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Орловская мельница"
о признании незаконными: решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Орловскому району Ростовской области от 17.03.2008 г. N 124, решения Управления ФНС России по Ростовской области от 14.05.2008 г. N 16.23-17/856/1,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Орловская мельница" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Орловскому району Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 17.03.2008 г. N 124 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - управление) от 14.05.2008 г. N 16.23-17/856/1.
Решением суда от 16 декабря 2008 года заявленные требования удовлетворены на том основании, что обществом выполнены все условия для подтверждения права на применение вычета по налогу на добавленную стоимость.
Налоговая инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просила решение суда от 16.12.2008 г. отменить, ссылаясь на то, что по условиям договора поставки с ООО "СервисПром" только товарно-транспортная накладная является первичным документом для принятия товара на учет, однако представленные обществом товарно-транспортные накладные по спорным операциям с ООО "СервисПром" оформлены с нарушением установленных требований к заполнению реквизитов. Кроме того, товарные накладные также не содержат необходимых сведений. Налоговая инспекция также ссылается на протоколы опроса водителей, которые не подтвердили факт доставки зерна по спорным поставкам.
Управление поддержало апелляционную жалобу налоговой инспекции, изложив свои доводы в отзыве.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 15 по Ростовской области заявил ходатайство о процессуальной замене ИФНС России по Орловскому району Ростовской области на Межрайонную ИФНС России N 15 по Ростовской области.
Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 61 N 006934514, выписками из ЕГРЮЛ по состоянию на 07.04.2009 г. подтверждается внесение записи в ЕГРЮЛ 01.04.2009 г. о создании Межрайонной ИФНС России N 15 путем реорганизации в форме слияния ИФНС России по Орловскому району Ростовской области, ИФНС России по Мартыновскому району Ростовской области, ИФНС России по Пролетарскому району Ростовской области путем слияния.
При таких обстоятельствах на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает необходимым в порядке процессуального правопреемства произвести замену участвующего в деле лица ИФНС России по Орловскому району Ростовской области на Межрайонную ИФНС России N 15 по Ростовской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 15 по Ростовской области поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представители управления и общества поддержали доводы, приведенные в отзыве.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда от 16.12.2008 г. подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по НДС за октябрь 2007 года, по результатам которой вынесено решение N 124 от 17.03.2008г. о взыскании с общества недоимки по НДС в сумме 206120 рублей, пени в размере 7909 рублей 38 копеек и штрафа в размере 41224 рублей.
Решением управления N 16.23-17/856/1 от 14.05.2008г. решение налоговой инспекции N 124 от 17.03.2008г. оставлено без изменения.
Основанием для произведения спорных доначислений послужил вывод налоговой инспекции о необоснованном применении Обществом вычета по НДС в сумме 206120 рублей по поставщику ООО "СервисПром".
В обоснование указанного вывода в решении Инспекции приведены следующие обстоятельства. В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что выставленный контрагентом ООО "СервисПром" счет-фактура N 1453 от 31.10.2007 г. на сумму 2267323 рублей 90 копеек, в том числе, НДС 206120 рублей, содержит недостоверные сведения об адресе грузоотправителя: Республика Калмыкия, г. Элиста, город Шахмат, коттедж, N 8.1,
поскольку в товарно-транспортной накладной указан адрес: Республика Калмыкия, г.Элиста, ул.Клыкова, 19/1. Кроме того, в ходе исследования документов, представленных для камеральной проверки, установлено, что в товарно-транспортных накладных от 19.10.2007 г. водитель Селезнев, от 19.10.2007г. водитель Могильный, от 25.10.2007г. водитель Салоцкий, отсутствует ряд показателей: в разделе "пункт погрузки" указан населенный пункт п.Орловский, "пункт разгрузки" п.Орловский, вместо указания конкретного адреса погрузки, разгрузки; отсутствует регистрация ТТН; отсутствует N путевого листа; отсутствует наименование организации - владельца автотранспорта; отсутствуют расшифровка должности, расшифровка подписи при отпуске товаров.
Таким образом, товарно-транспортные накладные формы СП-31 поставщика ООО "СервисПром" не содержат целого ряда обязательных реквизитов, что является нарушением п.2 ст.9 Федерального Закона от 21.11.1996г N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и служит основанием для отказа налогоплательщику в вычете НДС.
Не согласившись с решениями налоговых органом, общество оспорило их в судебном порядке.
Порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 НК РФ, предусматривающей проведение налоговым органом камеральной проверки, в том числе обоснованности применения налоговых вычетов. В рамках такой проверки на основании статей 88, 93 НК РФ налоговый орган вправе документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, и (или) получить соответствующие сведения иным законным способом у других лиц.
В силу пункта 2 статьи 173 НК РФ возмещение налогоплательщику налога на добавленную стоимость, уплаченного им поставщику, производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Положения этой статьи находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Поэтому налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, если она не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, и (или) сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны.
Так, по смыслу положений статей 169, 171 и 172 НК РФ, необходимыми условиями для применения налоговых вычетов являются: приобретение товаров в производственных целях либо для перепродажи; оприходование товаров (постановка на учет в соответствии с правилами бухгалтерского учета), а также наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур. Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщику налога на добавленную стоимость производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленного им по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами. Документы в совокупности должны с достоверностью подтверждать реальность операций, с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Установление в ходе судебного заседания факта недобросовестности налогоплательщика влечет отказ в удовлетворении требований о возмещении уплаченного им налога на добавленную стоимость. Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.2001 N 3-П следует, что при разрешении спора о праве на налоговый вычет суд не должен ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и, в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета, обязан установить, исследовать и оценить всю совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Оценивая действия общества с точки зрения его добросовестности, суд обязан исходить из совокупности всех обстоятельств, их объективного указания на злоупотребление налогоплательщиком правом на возмещение НДС, создание "схемы", направленной на уклонение от уплаты налога одними участниками сделки и получение налога на добавленную стоимость из бюджета другими.
В соответствии с пунктами 4 и 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что согласно договору поставки N 71П от 12.10.2007 г. ООО "СервисПром" обязалось поставить обществу сельхозпродукцию, пшеницу 3 класса в количестве 330,12 кг, 4 класса - 14,28 кг общей стоимостью 2267323,90 рублей. Поставка осуществляется на условиях франко-склад покупателя. При осуществлении передачи товара на складе поставщик обязан передать покупателю накладную на переданное количество товара, сертификат соответствия ГОСТ, выданный сельхозпроизводителем, счет-фактуру. В силу пункту 3.6 договора N 71 П от 12.10.2007 г. факт принятия товара подтверждается выдачей покупателем товарно-транспортной накладной, в которой должна быть ссылка на указанный договор.
В счете-фактуре N 1453 от 31.10.2007 г., выставленном обществу ООО "СервисПром", в графах "адрес" продавца и "грузоотправитель и его адрес" указан следующий адрес ООО "СервисПром": 358000, Республика Калмыкия, г. Шахмат, коттедж 8.1, тогда как в товарной накладной N 1453 от 31.10.2007 г. содержится иной адрес ООО "СервисПром": 358000, г. Элиста, ул. Ю. Клыкова, д.19, к.1.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. Статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено оформление оправдательными документами всех хозяйственных операций, проводимых организацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Закон содержит императивную норму о том, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации и лишь в том случае, когда форма документов не предусмотрена в этих альбомах, предприятия вправе применять для оформления хозяйственных операций первичные учетные документы, формы документов, содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные в названной статье Закона и утвержденные руководителем предприятия.
Согласно указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма ТОРГ-12 "Товарная накладная". Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Форма товарно-транспортной накладной (зерно) N СП-31 установлена унифицированными формами первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденными постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N 68.
Согласно статьям 785 и 791 Гражданского кодекса Российской Федерации, погрузка (выгрузка) груза осуществляется с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, с составлением товарно-транспортной накладной.
Пунктом 47 раздела 3 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено обязательное составление товарно-транспортной накладной как основного перевозочного документа и как документа, по которому производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Пунктом 72 УАТ РСФСР установлена обязанность грузополучателя удостоверить подписью и печатью получение груза в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых остается у него.
Оприходование товара грузополучателем по товарно-транспортной накладной предусмотрено также утвержденными приказом от 28.12.2001 N 119н Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (пункты 44, 47 и 49).
Форма товарно-транспортной накладной утверждена инструкцией Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".
Товарно-транспортная накладная является единственным документом для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. При этом товарная накладная не выступает в качестве самостоятельного документа, а рассматривается как неотъемлемая часть товарно-транспортной накладной.
В представленных обществом товарно-транспортных накладных на поставку товара от ООО "СервисПром" в графе "пункт погрузки" указан Орловский район, точный адрес не указан. Товарно-транспортные накладные не зарегистрированы, в них не указаны номера путевых листов, наименование организации - владельца автотранспорта, отсутствуют сведения о лице, отпустившем товар. Кроме того, товарно-транспортные накладные не содержат ссылки на договор, по которому произведена поставка, что противоречит условиям договора N 71 П от 12.10.2007 г.
Товарная накладная и товарно-транспортные накладные, представленные обществом в подтверждение доставки ему товаров ООО "СервисПром", не содержат необходимых реквизитов и не соответствуют установленным требованиям. Из названных документов невозможно установить, откуда (с какого элеватора, хранилища, склада) доставлен товар. Данное обстоятельство препятствует исследованию товарной цепочки, делает невозможным исследование пунктов погрузки на предмет фактического наличия площадок (или элеваторов) для хранения, погрузки и разгрузки товара, определения площади площадок и возможность хранения на ней товара, наличие погрузочно-разгрузочных средств, используемых для оказания услуг по погрузке или разгрузке товара, сведения о собственнике (арендодателе), арендаторах (субарендаторах) площадок и установлению фактической цепочки поставщиков, по которой обществом получен товар.
Согласно информации, полученной от Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Калмыкия (письмо от 04.02.2009 г. N 11-21/1969), ООО "СервисПром" по указанному юридическому адресу не значится, бухгалтерскую отчетность представляет через представителя или почтой. Предприятие осуществляет транспортную торговлю сельскохозяйственной продукцией, однако производственной мощности для осуществления указанных видов деятельности не имеет, транспортных средств в базе данных за предприятием не зарегистрировано.
Кроме того, по материалам встречной проверки, представленным в суд апелляционной инстанции, спорный товар был поставлен от ООО "Предприятие Юг", которое согласно полученным счету-фактуре N 0803 от 01.08.2007 г., товарной накладной N 803 от 01.08.2007 г. расположено по адресу: 358000, г. Элиста, ул. Клыкова, 19, к.1. Вместе с тем по данным документам ООО "СервисПром" как покупатель и грузополучатель товара также расположено по указанному адресу. Следовательно, реальное передвижение товара от ООО "Предприятие Юг" к ООО "СервисПром" не подтверждено. Учитывая, что ООО "СервисПром" и ООО "Предприятие Юг" расположены в Республике Калмыкия, и доказательств наличия у данных организаций обособленных подразделений в Орловском районе Ростовской области не представлено, суд апелляционной инстанции критически оценивает представленные обществом в подтверждение получения товара от ООО "СервисПром" товарно-транспортные накладные.
Учитывая вышеустановленные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела не подтверждается факт поставки и получения спорного товара обществом от ООО "СервисПром" надлежаще оформленными документами. В целях подтверждения права на налоговый вычет общество представило документы, содержащие неполные, недостоверные и противоречивые сведения о заявленных хозяйственных операциях. Материалами дела не подтверждена реальность поставки сельскохозяйственной продукции ООО "СервисПром", по которой к вычету обществом заявлена спорная сумма НДС.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества схемы формального документооборота с участием контрагентов с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
При таких обстоятельствах достаточных оснований для удовлетворения заявления общества не имеется.
Соблюдение налоговой инспекцией порядка привлечения к налоговой ответственности обществом не оспаривается и материалами дела подтверждается.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство Межрайонной ИФНС России N 15 по Ростовской области о процессуальной замене удовлетворить.
Произвести процессуальную замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Орловскому району Ростовской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Ростовской области.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 декабря 2008 года по делу N А53-19353/2008-С5-34 отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "Орловская мельница" в удовлетворении заявления.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Орловская мельница" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19353/2008
Истец: закрытое акционерное общество "Орловская мельница"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Орловскому району Ростовской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области