город Ростов-на-Дону |
дело N А32-330/2009 |
22 апреля 2009 г. |
15АП-2118/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: Донской И.Г. (доверенность от 16.12.08г. N 435-ю, сроком на 1 год); Белоглазовой Т.А. (доверенность от 16.12.08г., сроком на 1 год);
от заинтересованного лица: главного государственного налогового инспектора Ротко А.В. (доверенность от 05.02.09г. N 20-178, сроком до 31.12.09г., удостоверение N 251144, до 31.12.09г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Динские колбасы"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 февраля 2009 г. по делу N А32-330/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Динские колбасы"
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.08г. N 600,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Динские колбасы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - ИФНС) о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.08г. N 600 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 19.02.09г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт совершения обществом административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ выразившегося в отсутствии на реализуемой алкогольной продукции информации о цене алкогольной продукции, а также информации о сроках использования или конечных сроках использования подтверждается материалами дела.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что так как полученные по делу об административном правонарушении доказательства с нарушением закона не могут быть признаны доказательствами, устанавливающими вину общества в совершении административного правонарушения, следовательно, его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ ИФНС не доказана, а следовательно события административного правонарушения не было.
ИФНС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв 15.04.09г. с 15 час. 25 мин. до 16 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции. Представила на обозрение суду фотографии алкогольной продукции, аналогичной той, которая находилась в магазине общества во время проведения проверки. Указала, что на этикетках этой алкогольной продукции указан срок её хранения. Так же этот срок был указан на этикетках с аналогичной продукцией, проверявшейся ИФНС, так как этикетки оформляются единообразно. Представитель общества также пояснила, что ценники на алкогольную продукцию имелись, и в них была указана цена, просто они были тесно выставлены.
Представитель ИФНС возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель ИФНС представил подлинные материалы дела об административном правонарушении, в том числе подлинную фотографию алкогольной продукции, сделанной в ходе проверки и копия которой имеется в деле на листе N 39.
Фотография обозревалась судом в судебном заседании при участии представителей ИФНС и общества. Изучив фотографию, суд установил, что под второй слева бутылкой вина с этикеткой "Изабелла" находится ценник на вино "Каберне Фанагории", под четвёртой слева бутылкой вина с этикеткой "Фанагорийская лоза" находится ценник на вино "Алиготе Фанагории", под пятой слева бутылкой вина с этикеткой "Фанагорийская лоза" находится ценник на вино "Ласковые сети".
Учитывая некачественную копию фотографии, имеющейся в деле, суд апелляционной инстанции принял протокольное определение о приобщении к материалам дела акта проверки от 06.11.08г. N 006969, а также подлинной фотографии, сделанной в ходе проверки.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и ИФНС, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица в соответствии со свидетельством от 02.09.02 серия 23 N 001020121.
06.11.08 г. на основании поручения от 06.11.08 г. N 1028 ИФНС в 15 часов 10 минут была проведена проверка магазина N 17 "Динские колбасы", расположенного по адресу г. Новороссийск, пр. Ленина 67 "Г", принадлежащего обществу, по вопросам соблюдения Федерального Закона N 171 РФ от 22 ноября 1995 года "О Государственном Регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а так же Постановления Правительства РФ N 55 от 19 января 1998 г. (л.д. 19).
В ходе проверке было установлено, что: на алкогольную продукцию, находящуюся в торговом зале на витрине вино "Каберне" 0,75 л. (дата розлива 08.04.08г.), вино красное полусладкое "Изабелла" 0,7 л. (дата розлива 13.12.07г.), вино белое полусладкое "Фанагорийская лоза" 0,7 л. (дата розлива 19.03.08г.), вино красное полусладкое "Фанагорийская лоза" 0,7 л. (дата розлива 26.11.08г.) отсутствует информация о цене алкогольной продукции. Так же на коньяк "Большой приз" 0,5л. (дата розлива 04.09.07г.), настойка горькая "Украинская медовая с перцем" 0,7л. дата розлива 30.01.07г.) на этикетках бутылок и в товаросопроводительных документах отсутствует информация о сроках использования или конечных сроках использования.
06.11.08 г. результаты проведенной проверки были отражены в акте проверки N 006969/678 (л.д. 20), в протоколе осмотра от 06.11.08 г. N 20-006969 (л.д. 21). Указанные документы были составлены в присутствии двух понятых Ивановой М.Г. и Данковой И.О., а так же в присутствии заведующей магазина Сурковой Татьяны Эдуардовны, которая от подписи указанных документов отказалась.
Заведующей магазина Сурковой Т.Э. было вручено уведомление от 06.11.08 г. N 20-1 о необходимости прибытия в ИФНС руководителя общества для составления протокола по делу об административном правонарушении 10.11.2008 г. и предоставления документов, необходимых для рассмотрения дела. По данному уведомлению руководитель общества не прибыл, в связи, с чем обществу были направлены уведомления по двум адресам: г. Краснодар, ул. Уральская 95 уведомление от 11.11.08г. N 20-1979/9325 и Краснодарский край ст. Динская, ул. Крайняя 2 уведомление N 20-1978/9326 (заказным письмом) с приложением копии акта проверки от 06.11.08 г. N 006969, протокола осмотра N 20-006969 и уведомления N 20/1, так как заведующая от росписи в получении документов отказалась. В уведомлениях руководителю общества предлагалось прибыть в ИФНС для составления протокола по делу об административном правонарушении 24.11.08 г. Данные письма обществом получены 13.11.08 г. и 18.11.08 г., о чем свидетельствуют почтовые уведомления.
21.11.08 г. обществом было направлено ходатайство, с просьбой перенести время участия в составлении протокола об административном правонарушении на 11 часов 30 минут. Ходатайство было удовлетворено.
24.11.08 г. в 11 часов 30 минут для составления протокола прибыл представитель по доверенности, которая не была оформлена в соответствии с п. 24 постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.04 г. в редакции от 20.11.08 г. N 60. Ввиду этого ИФНС был составлен протокол об административном правонарушении N 010049 в отсутствии законного представителя общества (л.д. 28).
25.11.08 г. за N 20-2043/9874 по адресу Краснодарский край ст. Динская, ул. Крайняя 2, обществу было направлено уведомление о необходимости прибытия в ИФНС 08.12.08 г. для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении и участии в его рассмотрении. Уведомление вручено 03.12.08 г. (л.д. 31). Также было направленно уведомление за N 20-2044/9875 по адресу г. Краснодар, ул. Уральская 95 и было вручено 28.11.08 г. (л.д. 33).
08.12.08 г. в отношении общества начальником ИФНС было вынесено постановление N 600 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей (л.д.34). Для рассмотрения дела руководитель общества не явился, постановление N 600 было направлено по юридическому адресу, руководителю общества заказным письмом с уведомлением от 09.12.2008 г. N 04-6179/10378 и получено обществом 11.12.08 г. (л.д. 37).
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что жалоба общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Согласно ст. 2 Закона под оборотом понимается и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о наименовании алкогольной продукции, ее цене, объеме в потребительской таре.
На основании пункта 11 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 55 продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
- наименование товара;
- фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензии от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
- срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, ели товары по истечения указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- цену и условия приобретения товара.
В пункте 19 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 55 указано, что продавец обязан обеспечивать наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товаров, подписи материального ответственного лица или печати организации, даты оформления ценников.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.95 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. В силу ст. 2 названного закона, оборотом алкогольной продукции является её закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ N 55 от 19.01.98г. "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара..." (с изменениями на 27.03.07г.) настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Следовательно, реализация юридическими лицами алкогольной продукции, на которых, отсутствует информация о цене алкогольной продукции, а также информация о сроках использования или конечных сроках использования является нарушением иных правил розничной продажи алкогольной продукции, за которую ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт отсутствия ценников с указанием наименования и цены алкогольной продукции подтверждается актом проверки от 06.11.08г. и приложенным фотоснимком. Так, на фотоснимке видно, что под второй слева бутылкой вина с этикеткой "Изабелла" находится ценник вина "Каберне Фанагории", под четвёртой слева бутылкой вина с этикеткой "Фанагорийская лоза" находится ценник вина "Алиготе Фанагории", под пятой слева бутылкой вина с этикеткой "Фанагорийская лоза" находится ценник вина "Ласковые сети".
Суд апелляционной инстанции также признаёт доказанным факт отсутствия информации на алкогольной продукции о сроках использования или конечных сроках использования (сроки годности). Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 06.11.08г. N 006969, протоколе об административном правонарушении от 24.11.08г. N 010049, постановлении по делу об административном правонарушении от 08.12.08г. N 600. Так, на коньяке "Большой приз", на настойке горькой "Украинская медовая с перцем" на этикетках бутылок, а так же в товарно-сопроводительных документах отсутствует информация о сроках использования или конечных сроках использования.
Общество не опровергло этих указаний в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении ни при помощи надлежащих доказательств, ни путём записей в акте проверки, проколе об административном правонарушении, в которых было бы указано, что сделанные в названных документах сотрудниками ИФНС записи об отсутствии на этикетках указанной алкогольной продукции информации о сроке её годности не соответствуют действительности.
Ссылка общества на фотографии этикеток алкогольной продукции (коньяк "Большой приз", настойка горькая "Украинская медовая с перцем"), на которых указаны срок хранения и срок годности, является неосновательной, поскольку общество не доказало, что на этих фотографиях запечатлены этикетки тех самых бутылок, которые изучались ИФНС в ходе проверки. Представители общества подтвердили, что это этикетки не тех самых проверявшихся бутылок, а этикетки от аналогичной продукции. Однако, совпадение наименований алкогольной продукции и её производителя не является основанием для безусловного вывода о том, что на бутылках с проверявшейся ИФНС продукцией были точно такие же этикетки, как на представленных суду обществом фотографиях.
Довод общества о нарушении ИФНС процессуальных нормы, а в частности ст. 27.8 КоАП РФ судом первой инстанции правомерно отклонён, поскольку в протоколе осмотра N 20-006969 от 06.11.09 г. зафиксировано, что осмотр помещения общества был произведен в присутствии представителя юридического лица заведующей магазина Сурковой Т.Э., а так же в присутствии двух понятых Ивановой М.Г. и Данковой Н.О. (л.д. 21).
В соответствии с п. 5 ст. 27.8 КоПА РФ в протоколе осмотра отражено, что осмотр был произведен с применением фотосъемки (фотография прилагается), данные обстоятельства свидетельствуют о том, что инспекция приняла все необходимые меры по соблюдению процессуальных норм.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Довод общества о том, что ИФНС необоснованно применил максимальный размер штрафа, также судом первой инстанции также правомерно отклонён, поскольку ранее в отношении общества было вынесено постановление от 31.08.07 г. N 467 по делу об административном правонарушении, которое вступило в законную силу 14.04.08 г. на основании постановления ФАС СКО по делу N А-32-18749/2007-46/357-100 АЖ..
В силу ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ выразившегося, в отсутствии на реализуемой алкогольной продукции информации о цене алкогольной продукции, а также информации о сроках использования или конечных сроках использования подтверждается: актом проверки от 06.11.08 г. N 006969/678, протоколом осмотра от 06.11.08 г. N 20-006969, протоколом об административном правонарушении от 24.11.08 г. N 010049, постановлением по делу об административном правонарушении от 08.12.08 г. N 600.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что общество на основании оспариваемого постановления правомерно привлечено ИФНС к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.09г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-330/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Динские колбасы"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
Третье лицо: ООО "Динские колбасы"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2118/2009