город Ростов-на-Дону |
дело N А32-11431/2008-70/62 |
25 мая 2009 г. |
15АП-2413/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей Е.В. Андреевой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежаще
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Темрюкскому району
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 января 2009 г. по делу N А32-11431/2008-70/62
принятое в составе судьи Гречка Е.А.
по заявлению: Муниципального унитарного предприятия Темрюкского района Краснодарского края "Центральный рынок"
к заинтересованному лицу: ИФНС России по Темрюкскому району
о признании недействительным решения от 21.03.08г. N 13-10/01153 в части восстановления НДС в сумме 383 568 руб. за декабрь 2005 г. и предъявления пеней в сумме 87 713 руб. и налоговых санкций в сумме 77 672 руб.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Темрюкского района Краснодарского края "Центральный рынок" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) от 21.03.08г. N 13-10/01153 в части восстановления НДС в сумме 383 568 руб. за декабрь 2005 г., предъявления пеней в сумме 79 258,39 руб. и налоговых санкций в сумме 77 672 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 16.01.09г. удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении требований, удовлетворены заявленные требования.
Судебный акт мотивирован тем, что у предприятия, перешедшего с 01.01.06г. на специальный налоговый режим, предусмотренный гл. 26.2 и 26.3 НК РФ, отсутствует обязанность по восстановлению НДС. Предприятие, как налогоплательщик, перешедший на специальный налоговый режим налогообложения с 01.01.06г. и правомерно применивший вычеты по НДС до 01.01.06г., не может быть поставлен в неравные условия налогообложения (в части восстановления НДС) по отношению к другим налогоплательщикам, которые не обязаны восстанавливать суммы НДС в связи с переходом на специальный режим налогообложения. Предприятие применяет специальный налоговый режим с 01.01.06г., поэтому в 2005 г. такая обязанность для налогоплательщика не была предусмотрена. Таким образом, основания для восстановления предприятию НДС за предыдущий налоговый период у инспекции отсутствовали.
ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, использованным организациями, перешедшими на ЕНВД, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, вычету не подлежали. Учитывая изложенное, суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, использованным в производственной деятельности после перехода организации на ЕНВД, следовало восстановить для уплаты в бюджет. В связи с этим при переходе с 01.01.06г. на упрощенную систему налогообложения суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, которые в дальнейшем будут использоваться при применении данного режима налогообложения, подлежали восстановлению в последнем налоговом периоде 2005 г. Данная позиция выражена в письме Минфина России от 23.03.07г. N 03-07-11/67, письме МНС от 30.10.02г. N 03-1-09/2827/13-АЛ095, письмо Минфина от 22.03.04г. N 04-05-12/14. Кроме того, еще в письме от 22.03.04г. N 04-05-12/14 Минфин России разъяснил, что суммы НДС, ранее принятые к вычету по недоамортизированным основным средствам, используемым в производственной деятельности после перехода организации на уплату ЕНВД, следует восстановить и вернуть в бюджет. Исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по таким основным средствам, производятся с их остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета.
От ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края по почте поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство удовлетворено судебной коллегией.
От МУП ТР КК "Центральный рынок" по почте поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство удовлетворено судебной коллегией.
Судебная коллегия определила: в порядке статьи 156 АПК РФ ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие МУП Темрюкского района Краснодарского края "Центральный рынок" и ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края.
От предприятия по почте поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприятие доводы жалобы оспорило, просило оставить судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения от 08.10.07г. N 45 заместителя начальника ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.10.04г. по 31.12.06г. (кроме НДФЛ за период с 01.01.04г. по 30.09.07г.)
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 06.02.08г. N 13-10/00413 и принято решение от 21.03.08г. N 13-10/01153, которым предприятию доначислен НДС в общей сумме 413 630 руб., пени в сумме 87 713 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 87 713 руб.
Налоговый орган пришел к выводу о необходимости восстановить и уплатить НДС за декабрь 2005 г., ранее предъявленный предприятием к вычету по приобретенным и введенным в эксплуатацию основным средствам, в связи с переходом с 01.01.06г. на уплату ЕНВД по деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. В обоснование этого, налоговый орган сослался на пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, по которому суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе и по основным средствам и нематериальным активам, подлежат восстановлению при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с гл 26.2 и гл. 26.3 НК РФ в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие обжаловало ненормативный акт налоговой инспекции в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные суммы налога принимаются к вычету в том отчетном периоде, в котором эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (израсходованы). Таким образом, вышеназванные нормы не связывают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов с моментом реализации товаров, приобретенных в соответствующем налоговом периоде.
Судом первой инстанции правильно установлено, что с 01.01.06г. предприятие являлось плательщиком ЕНВД по деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче по временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
В соответствии со ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Пунктом 19 статьи 1 ФЗ от 22.07.05г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах", вступающего в силу с 01.01.06г., внесены изменения в п. 3 ст. 170 НК РФ, в соответствии с которым сумму НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 данной статьи, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 указанного пункта, а также при передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц. Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Абзацем 5 подпункта 3 этой статьи установлено, что при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Закон N 119-ФЗ в части, устанавливающей перечни случаев восстановления НДС и порядка такого восстановления, вступил в силу с 01.01.06г.
Редакция статьи 170 НК РФ, действующая до 01.01.06г., не содержала требования о восстановлении суммы НДС в случае перехода налогоплательщика на специальные налоговые режимы.
Для налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим с 01.01.06г., предыдущий налоговый период приходится на 2005 г., то есть на период, когда у них не было обязанности по восстановлению НДС.
В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у предприятия, перешедшего с 01.01.06г. на специальный налоговый режим, предусмотренный гл. 26.2 и 26.3 НК РФ, отсутствует обязанность по восстановлению НДС. Предприятие, как налогоплательщик, перешедший на специальный налоговый режим налогообложения с 01.01.06г. и правомерно применивший вычеты по НДС до 01.01.06г., не может быть поставлен в неравные условия налогообложения (в части восстановления НДС) по отношению к другим налогоплательщикам. Предприятие применяет специальный налоговый режим с 01.01.06г., поэтому в 2005 г. такая обязанность для налогоплательщика не была предусмотрена. Таким образом, основания для восстановления предприятию НДС за предыдущий налоговый период у инспекции отсутствовали.
Правоприменительные выводу по аналогичным делам изложены в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.04г. N 1551/03, постановлениях ФАС СКО от 26.09.07г. N Ф08-6318/2007-2345А, от 16.11.06г. N Ф08-5746/2006-2396А, от 13.08.07г. N Ф08-5071/2007-1922А, от 27.06.07г. Ф08-3023/2007-1242А, от 19.04.07г. Ф08-1956/2007-818А, от 30.01.07г. N Ф08-118/2007-28А, от 14.02.07г. Ф08-402/2007-183А.
С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Суд выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 января 2009 г. по делу N А32-11431/2008-70/62 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11431/2008
Истец: Муниципальное унитарное предприятие Темрюкского района Краснодарского края "Центральный рынок"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2413/2009