город Ростов-на-Дону |
дело N А53-820/2009 |
15 июля 2009 г. |
N 15АП-4477/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Гуденица Т.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 24371)
от заинтересованного лица: Шаповалова Ю.В., по доверенности N 16.08./51 от 27.01.2009г.
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 24374, 24373)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 7 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13 апреля 2009 г. по делу N А53-820/2009
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Гуковуголь"
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N 7 по Ростовской области
при участии третьего лица ГУ УПФР по г. Гуково Ростовской области
о признании незаконными действий
принятое в составе судьи Медниковой М.Г.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Гуковуголь" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 7 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции, выраженных в письме N 16-02/15417 от 30.09.2008г. об отказе в перерасчете пени по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 г., и обязании налоговой инспекции произвести перерасчет пеней, исчисленных по состоянию на 17.06.2008г. (уточненные требования, т.2, л.д.1).
Решением суда от 13 апреля 2009 г. признаны незаконными действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе произвести перерасчет пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 г., изложенном в письме N 16-02/15417 от 30.09.2008г. Налоговую инспекцию обязали не позднее следующего дня по вступлении настоящего решения в законную силу произвести перерасчет пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленных обществу по состоянию на 17.06.2008г.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит, решение суда от 13.04.2009г. отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества.
По мнению подателя жалобы, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Налогоплательщиком не представлено суду доказательств нарушения прав и законных интересов общества отражением на его лицевом счете указанных сумм пени. Суммы пени, исчислены за 2005-2007 г.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители общества, третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 13.04.2009г. отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на налоговом учете в налоговой инспекции и как страхователь - в ГУ УПФР в г. Гуково Ростовской области.
Управлением в адрес общества выставлено требование N 188 от 17.06.2008г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 17.06.2008г. Согласно указанному требованию за 2007 г. подлежат уплате пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 43380,13 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - в размере 3333,8 руб. Данное требование исполнено обществом (оплачено платежными поручениями от 27.06.2008г. N 705 на сумму 43380,13 руб. и от 27.06.2008г. N 706 на сумму 3333,8 руб.).
Общество письмом N 36-142/3288 от 30.07.2008г. обратилось в управление с заявлением о перерасчете пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Управление отказало обществу в перерасчете пеней письмом от 18.08.2008г. N 108-08/3224, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 25 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, то есть сумму начисленных на определенный период пеней определяет налоговый орган.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с письмом N 36-142/3604 от 25.08.2008г. о производстве перерасчета пеней за 2007 г. Налоговая инспекция письмом N 16-02/15417 от 30.09.2008г. отказала обществу в перерасчете пеней, указала, что в 2002-2007 годах налоговые органы, выполняя указания ФНС (МНС) России, основанные на разъяснениях Минфина России производили начисление пени при несвоевременной уплате ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам ежемесячно.
Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном ст. 138 НК РФ и 198 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из доказательств, представленных в материалы дела установлено, что обществу начислены пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 г.
Порядок начисления пеней закреплен Федеральным законом от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации" (далее - Закон).
Так, пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются и уплачиваются только при нарушении установленных законом сроков уплаты самих страховых взносов, а не ежемесячных авансовых платежей по ним.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
В силу п. 2 ст. 24 Закона ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган в форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате согласно расчету (декларации), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Необходимо различать понятие страховых взносов, о которых идет речь в п. 1 ст. 24 Закона, и ежемесячные авансовые платежи по страховым взносам, предусмотренные п. 2 статьи 24 Закона.
Под взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).
Суммы авансовых платежей уплачиваются ежемесячно.
Из анализа, приведенных норм права следует, что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца. Это подтверждается и положениями абзаца третьего п. 2 ст. 24 названного выше Закона, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов согласно п. 1 ст. 26 Закона обеспечивается пенями. Согласно п. 4 ст. 26 Закона пени начисляются в таком же порядке, как и в отношении налогов и сборов по ст. 58 НК РФ: за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Согласно п. 2 ст. 26 Закона пени начисляются при просрочке уплаты самих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом Закон не содержит норм, распространяющих правило о начислении пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, как это было сделано Законом N 137-ФЗ от 27.07.2006г., в отношении налогов путем внесения соответствующих изменений в НК РФ.
На это указано в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. N 47, согласно которому в отличие от регулирования, установленного НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В силу ст. 3 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентно сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Из смысла вышеуказанных норм законодательства можно сделать вывод о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют иную природу, отличную от налога, не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003г. N 12355/02; Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004г. N 79).
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что начисление налоговой инспекцией пеней за нарушение страхователем сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, и на накопительную часть трудовой пенсии, является необоснованным и противоречащим требованиям названного Закона.
Общество представило в материалы дела поквартальный контррасчет пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 г. по состоянию на 17.06.2009г. Согласно данному расчету пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся на страховую часть, составляют 7548,72 руб., а пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся на накопительную часть, составляют 581,51 руб. Инспекцией данный расчет проверен и в материалы дела представлены дополнительные пояснения по делу от 06.04.2009г., в которых указано, что представленный налогоплательщиком в дело, и с точки зрения правильности арифметических подсчетов инспекцией ошибок не выявлено. В соответствии со статьей 70 АПК РФ данное обстоятельство (правильность арифметического подсчета пеней, начисленных на несвоевременно уплаченные страховые взносы, подлежащих уплате по истечении отчетного периода) принято судом в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания.
Согласно ст. 6 и п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2007г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 г.г." Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает полномочия администратора доходов бюджета по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Из анализа указанных правовых норм следует, что налоговые органы являются администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и должны осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней, штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. 78, 79 НК РФ, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество обоснованно обратилось с требованиями к налоговой инспекции.
Довод налоговой инспекции о невозможности перерасчета пени за прошлый период в связи с тем, что в программном комплексе, используемом налоговым органом, измененный порядок начисления пеней реализован только с 3 квартала 2007 г., не основан на законе и не может являться препятствием к изменению расчета суммы необоснованно начисленной пени за прошлый период.
Письма Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации, на которые ссылается налоговый орган в своем отзыве по делу не являются нормативно-правовыми актами, противоречат Федеральному закону от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в нарушение п. 1 ст. 4 НК РФ возлагают на налогоплательщика дополнительную обязанность, не предусмотренную законодательством о налогах.
При указанных обстоятельствах налоговая инспекция, неправомерно начисляя вышеуказанную пеню, нарушает права и законные интересы общества, поскольку налогоплательщик не имеет возможности получить справку об отсутствии задолженности, принимаются меры по взысканию указанной пени, данные о наличии задолженности влияет на деловую репутацию общества.
Кроме того, лицевой счет, являющийся формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, должен содержать достоверные сведения о действительных обязательствах налогоплательщика перед бюджетом, а налогоплательщик имеет право знать о действительном объеме своих налоговых обязательств.
Внесение изменений в лицевой счет является способом исполнения судебного акта в соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Вас РФ от 06.07.2004г. N 15889/03.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование общества является обоснованным и подлежит удовлетворению.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы налоговой инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (ст.270 АПК РФ), не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 13 апреля 2009 г. по делу N А53-820/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-820/2009
Истец: закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Гуковуголь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Ростовской области
Третье лицо: ГУ УПФР по г. Гуково РО
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4477/2009