город Ростов-на-Дону |
дело N А32-18151/2006-34/316 |
16 июля 2009 г. |
15АП-3588/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Гуденица Т.Г., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.
при участии:
от заявителя: Кашаев А.Ю. по доверенности от 21.07.2008 г.;
от заинтересованного лица: Дорошенко С.А. по доверенности от 12.05.2009 г.;
от третьего лица: не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Кубаньэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 марта 2009 г. по делу N А32-18151/2006-34/316
по заявлению ОАО "Кубаньэнерго"
к заинтересованному лицу ИФНС России N 3 по г. Краснодару
при участии третьего лица УФНС России по Краснодарскому краю УФНС России по КК
о признании незаконным бездействия
принятое в составе судьи Данильченко Л.Г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган), выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год и обязании налоговой инспекции принять в отношении общества решение о зачете 26 805 129 рублей излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в счет предстоящих платежей и (или) уменьшении имеющейся недоимки по налогу на прибыль.
Решением от 16.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2008, суд признал незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непроведении обществу зачета излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год ввиду его несоответствия пункту 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязал налоговый орган в срок до 27.01.2008 принять в отношении общества по его заявлению от 08.11.2005 N 107/15-491 решение о зачете 13 147 505 рублей излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в счет предстоящих платежей. В остальной части требования общества оставлены без рассмотрения, обществу выдана справка на возврат из федерального бюджета 102 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям от 11.07.2006 N 820 и 821.
Судебные акты мотивированы тем, что бездействие налоговой инспекции и непроведение зачета неправомерны, поскольку общество в результате ошибки излишне уплатило налог на прибыль за 2002 год и обратилось с соответствующим заявлением о зачете 13 147 505 рублей излишне уплаченного налога. Общество не подавало в налоговую инспекцию заявление о зачете 13 675 624 рублей налога на прибыль по обособленным подразделениям, состоящим на учете в инспекциях Краснодарского края и Республики Адыгея, тем самым нарушило досудебный порядок урегулирования спора. Проводить зачет в указанной сумме налога обязаны инспекции по месту нахождения обособленных подразделений, куда общество подавало уточненные декларации и заявления о зачете излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год.
Постановлением ФАС СКО от 20.05.2008 г. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2008 г. и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 г. по делу N А-32-18151/2006-34/316 отменены в части оставления без рассмотрения требований ОАО "Кубаньэнерго", и в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановлением ФАС СКО пояснено, что, оставляя без рассмотрения требования общества об обязании налоговой инспекции принять решение о зачете в части остальных 13 675 624 рублей излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год, суд указал на несоблюдение обществом досудебного порядка урегулирования спора в связи с неподачей заявления о зачете на данную сумму в налоговую инспекцию по месту нахождения головного предприятия. Суд установил, что заявления о зачете излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год на сумму 13 675 624 рубля поданы обществом вместе с уточненными декларациями в налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений общества. Факт удовлетворения данных заявлений общества судом не установлен. Вместе с тем судом не дана оценка доводам общества о переходе с 2006 года на налоговый учет в налоговую инспекцию только по месту нахождения головного предприятия, а также о применении пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
При новом рассмотрении, после проведения сверки с инспекцией, заявитель уточнил требования в порядке ст. 49 АПК РФ, просил:
- признать незаконными бездействия ИФНС России N 3 по г. Краснодару, выразившееся в не проведении возврата сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в сумме 10 141 425,43 руб.;
- обязать ИФНС России N 3 по г. Краснодару принять в отношении ОАО "Кубаньэнерго" решение о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в сумме 10 141 425,43 руб. (л.д. 126, т. 8).
Решением суда от 23 марта 2009 г. заявление ОАО "Кубаньэнерго" об уменьшении размера заявленных требований удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований ОАО "Кубаньэнерго" о признании незаконным бездействия ИФНС России N 3 по г. Краснодару, выразившиеся в непроведении возврата излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в сумме 10 141 425 руб. 43 коп. отказано. В остальной части заявленные требования ОАО "Кубаньэнерго" об обязании ИФНС России N 3 по г. Краснодару принять в отношении ОАО "Кубаньэнерго" решение о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 г. в размере 10 141 425 руб. 43 коп. оставлены без рассмотрения
Решение мотивировано тем, что заявитель не обращался в налоговый орган с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 г. в размере 13 657 624 руб., в связи с чем требования следует оставить без рассмотрения в соответствии с нормами п. 2 ст. 148 АПК РФ.
Открытое акционерное общество "Кубаньэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, требования - удовлетворить.
Податель жалобы полагает, что обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный ст.78 НК РФ. В настоящий момент производить зачет излишне уплаченного налога на прибыль в счет предстоящих платежей по налогам, уплачиваемым в местный бюджет, не представляется возможным. В связи с изложенным общество просит вернуть излишне уплаченный налог. Судом нарушена ст.289 АПК РФ, не выполнены обязательные указания ФАС СКО. Сумма налога на прибыль подлежащая возврату составляет 10 141 425,43 руб., возврат указанной суммы должна производить ИФНС России N 3 по г. Краснодару, т.е. инспекцией по месту учета налогоплательщика.
В отзыве на жалобу инспекция просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 18 АПК РФ, распоряжения председателя коллегии, произведена замена судьи Колесова Ю.И. на судью Гуденица Т.Г. После замены рассмотрение жалобы начато сначала.
УФНС России по Краснодарскому краю о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК.
В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при новом рассмотрении дела суд первой инстанции принял уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ в части обязания инспекции произвести возврат, а не зачет.
В дальнейшем суд первой инстанции установил, что заявитель не обращался в налоговый орган с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 г. В связи с чем, пришел к выводу, что требования ОАО "Кубаньэнерго" об обязании ИФНС России N 3 по г. Краснодару принять в отношении ОАО "Кубаньэнерго" решение о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 г. в сумме 10 141 425 руб. 43 коп. следует оставить без рассмотрения в соответствии с нормами п. 2 ст. 148 АПК РФ. Требования заявителя о признании незаконным бездействия ИФНС России N 3 по г. Краснодару, выразившиеся в непроведении возврата излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 г. в сумме 10 141 425 руб. 43 коп., удовлетворению не подлежат, так как заявителем не соблюдены нормы ст. 78 АПК РФ в связи с необращением в налоговый орган с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога за 2002 г. в указанном размере, оснований для их удовлетворения с учетом норм 198 АПК РФ не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.
В силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Вместе с тем, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата сумм налога и в связи с этим требование о зачете излишне уплаченной суммы налога и требование о его возврате по своему содержанию равнозначны. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11577/06 по делу N А40-6149\05-111-72.
Обществом в материалы дела представлены, доказательства обращения с заявлением о зачете.
Изменение предмета требований в данном случае не повлекло изменения сложившихся правоотношений между ОАО "Кубаньэнерго" и ИФНС России N 3 по г. Краснодару, в связи с тем, что первоначально налогоплательщик заявлял о зачете в счет предстоящих платежей. При этом, условия и основания зачета в счет предстоящих платежей и возврата налога равнозначны, поскольку данные действия предполагают отсутствие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом. Таким образом, в данном конкретном случае, необращение с заявлением о возврате не свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает возможным принять во внимание и то, что произвести зачет в счет предстоящих платежей фактически не представляется возможным.
Согласно пункту 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.): "По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога".
Действовавшая в спорный период редакция пункта 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ предусматривала уплату налога на прибыль налогоплательщиками-организациями в бюджеты трех уровней - федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
Федеральным законом от 29.07.2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" налог на прибыль в части местного бюджета с 01.01.2005 года отменен.
Сумма излишне уплаченного налога в части местного бюджета согласно пояснениям общества составила 10 048 790,43 руб.
Учитывая, что общество в настоящий момент налоги в местный бюджет не уплачивает, недоимки по налогам и пене в местный бюджет не имеет, а также принимая во внимание необходимость обеспечения права на судебную защиту, которое общество фактически не может реализовать с 2005 года, суд апелляционной инстанции полагает, возможным не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Довод инспекции об отсутствии права на возврат (зачет), в связи с истечением трехлетнего срока (ч.7 ст.78 НК РФ), отклоняется в связи со следующими обстоятельствами.
Общество 08.11.2005 г. представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2002 год и заявление, в котором просило произвести зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль. По первоначальной декларации общество уплатило 26 805 129 рублей налога на прибыль в результате ошибочного занижения амортизационных отчислений. В уточненной налоговой декларации общество уменьшило сумму подлежащего к уплате налога на прибыль за счет увеличения расходов - амортизационных отчислений с учетом полной восстановительной стоимости основных средств, поэтому сумма налога к уплате за 2002 год составила 0 рублей (л.д.12-26 т.7).
Общество в заявлении от 08.11.2005 г. просило произвести в счет предстоящих платежей по налогу зачет 13 147 505 рублей излишне уплаченного налога на прибыль, в том числе 8 376 603 рублей в федеральный бюджет, 2 893 292 рублей - в бюджет Краснодарского края, 1 877 610 рублей - в бюджет г. Краснодара.
Налоговая инспекция полагала неправомерным перерасчет обществом амортизации и приняла решение от 07.02.06 г. N 8428/7601 ДСП о доначислении 26 805 129 рублей налога на прибыль.
Общество обжаловало в судебном порядке решение налогового органа, которое признано недействительным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2007 г. по делу N А32-10400/2006-23/246-23/152(07), оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2007 г.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции приняли во внимание преюдициальное значение обстоятельств ошибочного исчисления и излишней уплаты обществом налога в бюджет, установленных судебными актами по делу N А32-10400/2006-23/246-23/152(07), в которых участвовали общество и налоговая инспекция. В связи с чем, судебные инстанции признали обоснованными требования общества в части требований о зачете 13 147 505 рублей излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год по заявлению от 08.11.2005 г. N 107/15-491.
В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что требования в части оспоренной при новом рассмотрении суммы возникли из тех же правоотношений, что и удовлетворенные требования в размере 13 147 505 рублей, суд не имеет возможности дать им иную правовую оценку с точки зрения истечения сроков, установленных ч.7 ст.78 НК РФ.
В силу пп.2 ч.2 ст.288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
Абзац второй пункта 2 статьи 288 вступил в силу с 1 января 2006 года (Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
Воспользовавшись правом, предоставленным пп.2 ч.2 ст. 288 НК РФ, общество 29.12.2005 г. направило в ИФНС России N 3 по г. Краснодару и ИФНС по г. Майкопу уведомления N1 (л.д.1-8 т.5), а также уведомления N2 в инспекции по месту нахождения обособленных подразделений (л.д.9-70 т.5), в подтверждение чего представлены реестры, заверенные Почтой России (л.д.71-129 т.5).
На основе вышеуказанных уведомлений инспекциями, на учете которых состояли обособленные подразделения, были переданы в ИФНС России N 3 по г. Краснодару сальдовые остатки по налогу на прибыль (субъекта):
1. ИФНС по Мостовскому району: 21.03.2006 г. по состоянию 01.01.2006 г. Инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару данные сальдовые остатки получены 25.04.2006 г.
2. Межрайонной ИФНС N 2 по Краснодарскому краю сведения о передаче сальдо были переданы: 1) в отношении МРО Энергосбыт 15.02.2006 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 05.05.2006 г.; 2) в отношении Ейский производственный участок- 17.03.2006 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 22.09.2006 г.; 3) в отношении Ейский мастерский участок- 26.07.2006 г., инспекцией получены 11.08.2006 г.; 4) в отношении Ейский район распределительных электросетей- 25.05.2006, инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 11.08.2006; 5) в отношении Щербиновский участок Энергосбыта- 30.05.2006 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 06.07.2006 г.
3. ИФНС по Усть-Лабинскому району Краснодарского края сведения о передаче сальдо были переданы в отношении ОАО "Кубаньэнерго" 1) КПП 235632001, 235602001- 19.04.2006 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 23.06.2006 г., 2) КПП 235602002, 235602004, 235602005-06.05.2006 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 23.06.2006 г.
4. ИФНС России по Северскому району Краснодарского края сведения о передаче сальдо были переданы: 1) в отношении Северского участка МРО по сбыту энергии -03.10.2006 г., инспекцией получены 03.10.2006 г., 2) Афипский сетевой участок КЭС ОАО-19.09.06 г., инспекцией получены 19.09.06 г., 3) Смоленский сетевой участок КЭС ОАО- 21.09.2006, инспекцией получены 21.09.2006 г., 4) Львовский сетевой участок КЭС ОАО- 26.09.2006 г., инспекцией получены 26.09.2006 г., 5) Ильский сетевой участок КЭС ОАО-19.09.2006 г., инспекцией получены 29.09.2006 г., 6) Северский район РЭСКЭС ОАО "Кубаньэнерго"- 19.09.2006 г., инспекцией получены 19.09.06 г., 7) Цех по переработке сельхозпродукции Кубаньэнерго-19.06.2006 г., инспекцией получены 19.09.2006 г., 8) группа подстанций Афипская КЭС - 19.09.2006 г., инспекцией получены 19.09.2006 г., 9) Ильский участок "Краснодарэнергоспецремонт" - 19.09.2006 г., инспекцией получены 19.09.06 г.
5. Межрайонная ИФНС N 3 по Краснодарскому краю сведения о передаче сальдо были переданы в отношении Павловского мастерского участка, Тихорецкие электрические сети Павловский РРЭС, Павловского участка Тихорецкого МРО Энергосбыта, Крыловского ТМРО энергосбыта , Крыловского мастерского участка филиала ОАО "Кубаньэнерго" КСП Краснодарэнергоспецремонт, Крыловских РРЭС Тихорецких электрических сетей- 28.12.2006 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 12.01.2007 г.
6. ИФНС России по Тимашевскому району сведения о передаче сальдо были переданы: 1) в отношении Тимашевского отделения "Энергосбы т"-12.05.2006 г. (по базе данных Контейнер- 01.11.2006 г.), инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 13.07.2006 г., 2) "Кубаньэнерго" производственный участок ТМО "Энергосбыт"- 17.03.2006 г. (по базе данных Контейнер- 01.11.2006 г.), инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 27.04.2006 г., 3) Филиал Тимашевские электрические сети ОАО "Кубаньэнерго"- 17.03.2006 г. (по базе данных Контейнер- 01.11.2006 г.), инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 27.04.2006 г.
7. ИФНС России по г. Крымску сведения о передаче сальдо были переданы в отношении Крымского участка энергосбыта, Крымского РРЭС юго- западных сетей, Крымского МУ филиала ОАО "Кубаньэнерго" КСП "Краснодарэнергоспецремонт"-31.07.2007 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 31.07.2007 г.
8. Межрайонной ИФНС N 8 сведения о передаче сальдо были переданы в отношении Краснополянской гидростанции филиала "Краснодарская ТЭЦ"ОАО "Кубаньэнерго"-17.07.2006 г., инспекцией разнесены в лицевой счет 23.04.2007 г.
9. Межрайонная ИФНС России N 6 сведения о передаче сальдо были переданы в отношении: 1) Пламя о/к филиал ОАО "Кубаньэнерго"- 30.06.2006 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару получены 13.07.2006 г., 2) б/о инал кубанская генерация филиал ОАО "Кубаньэнерго"- 27.07.06 г., инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет 16.08.2006 г., 3) ЧРСУ пред-во Краснодарэнергоспецремонт ф-ла ОАО "Кубаньэнерго"- 14.07.2006, инспекцией ФНС России N 3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет- 31.07.2006 г., 4) Туапсинский участок сочинского ОАО "Кубаньэнерго"- 06.07.2006 г., ФНС России N 3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет- 18.09.2006 г., 5) Шаумянский сет. участок Туапсинского РРЭС Сочинских ЭС ОАО "Кубаньэнерго"- 17.08.2006 г., ИФНС России N 3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет 04.10.2006 г., 6) Адыгейские элек. Сети ТСУ пр-во ОАО "Кубаньэнерго"- 21.06.2006 г., ИФНС России N 3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет 14.05.2007 г., 7) Контролерский пункт в п. Новомиха ловский ОАО "Кубаньэнерго"-30.06.2006 г., инспекцией получены 30.06.2006 г.
10. Межрайонная ФНС N 5 по Краснодарскому краю сведения о передаче сальдо были переданы в отношении Обособленного подразделения Армавирского МРО филиала "Энергосбыт"- 26.02.2007 г., ИФНС России N 3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет 24.04.2007 г., Тбилисского района распределительных электрических сетей- 11.09.2006 г., инспекцией получены 11.09.2006 г.
11. ИФНС по г. Белореченску сведения о передаче сальдо были переданы в отношении Белореченского производственного участка Майкопского межрайонного отделения энергосбыт Кубаньэнерго - 08.09.2006 г., ИФНС России N 3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет 04.10.2006 г., Белореченский ремонтно-строительный участок- 19.10.2006 г., инспекцией получены 19.10.2006 г.
12. ИФНС по Гулькевичскому району база данных "Контейнер" по налогу на прибыль в отношении Гулькевичского производственного участка Армавирского МРО филиала "Энергосбыт" ИНН/КПП 2309001660/232932001, филиала Армавирские электрические сети ИННН/КПП 2309001660/232903002 переданы 31.10.2006 г., инспекцией получены 01.11.2006 г.
13. МРИФНС N 7 г. Сочи переданы сальдовые остатки в отношении Сочинских электрических сетей Кубаньэнерго - 11.07.2006 г., разнесены в лицевой счет инспекцией - 07.08.2006 г.; Межрайонного отделения энергосбыта Кубаньэнерго - 23.01.2007 г., разнесены в лицевой счет инспекцией -03.08.2007 г.; Сочинского района распределительных электрических сетей -25.01.2007 г., инспекцией разнесены в лицевой счет - 03.08.2007 г.; Энергосети Дагомыс Кубаньэнерго - 11.09.2006 г., инспекцией разнесены в лицевой счет - 16.04.2007 г.; электросети Лазаревское Кубаньэнерго - 01.09.2006 г., ИФНС России N3 по г. Краснодару разнесены в лицевой счет - 14.12.2006 г.
14. ИФНС по г. Славянску-на-Кубани передача сальдовых остатков налога на прибыль по филиалам ОАО "Кубаньэнерго" произвела 31.10.2006 г., инспекция разнесла в карточку лицевого счета - 19.10.2006 г.
15. ИФНС по Кореновскому району сальдовые остатки по налогу на прибыль по Кореновскому участку Эл. Сетей Кубаньэнерго переданы 05.09.2006 г., инспекцией получены 18.09.2006 г.
16. ИФНС по Апшеронскому району передало сальдовые остатки в отношении Апшеронского энергосбыта 28.02.2006 г., инспекцией получено - 23.03.2006 г.; в отношении Адыгейских электрических сетей, Апшеронского мастерского частка Кубаньэнерго переданы 28.02.2006 г., получено инспекцией -27.03.2006 г.
17. ИФНС N 4 по г. Краснодару сальдо расчетов передано в отношении ПС Витаминкомбинат Кубаньэнерго и ПС Западная-2 Краснодарских электросетей Кубаньэнерго - 07.06.2006 г., получено инспекцией - 12.07.2006 г.; в отношении ПС Лорис Кубаньэнерго и Елизаветинский участок Кубаньэнерго передано 09.06.2006 г., инспекцией получено - 13.07.2006 г.
18. ИФНС по г. Анапа сальдовые остатки переданы по КПП 23013001 и КПП 230103002 20.06.2006 г., получены инспекцией - 17.07.2006 г.
19. МРИФНС N 2 по Республике Адыгея направлены сальдо расчетов филиалов ОАО "Кубаньэнерго" в МРИ ФНС N 1 по республике Адыгея 08.09.2006 г.. МРИФНС N 1 РА приняло сальдо 28.11.2006 г.
20. МРИФНС N 4 по Краснодарскому краю передавало сальдовые остатки по структурным подразделениям: Каневский мастерский участок ОАО "Кубаньэнерго" 19.06.2006 г., ИФНС N 3 получено 06.07.2006 г.; Каневский производственный участок Тимашевского МРО - 19.06.2006 г., ИФНС N 3 получен 06.07.2006 г.; Каневский РРЭС - 19.06.2006 г., ИФНС N 3 получен 06.07.2006 г.; Брюховецкий РРЭС Тимашевского ЭО ОАО "Кубаньэнерго" -15.05.2006 г., инспекцией получен 06.07.2006 г.; Брюховецкий ПЗУ МРО "Энергосбыт" - 17.03.2008 г., ИФНС N 3 получен 31.03.2008 г.
21. ИФНС по г. Горячий Ключ передало сальдо расчетов по ФЛ ОАО "Кубаньэнерго" Горячеключевской производственный участок межрайонного отделения 13.11.2006 г., инспекция получила 06.03.2007 г.
22. ИФНС по Гулькевичскому району Краснодарского края передало базу данных по налогу на прибыль (Гулькевичский производственный участок Армавирского МРО филиала "Энергосбыт"), зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, 31.10.2006 г. Инспекция получила 01.11.2006 г.
23. ИФНС России по г.Армавиру передавало сальдовые остатки по структурным подразделениям: Армавирское межрайонное отделение "Энергосбыта" ОАО "Кубаньэнерго"- 07.03.2006 г., Армавирские электрические сети- филиал ОАО "Энергетики и эл. Кубани" 14.03.2006 г. Инспекцией принято решение о принятии данных сальдо расчетов с бюджетом от 04.05.2006 г.
24. ИФНС России N 2 по г. Краснодару передало сальдовые остатки 15.06.2006 г., уточненные остатки- 15.09.2006 г.
25. ИФНС России по Темрюкскому району краснодарского края передало сальдовые остатки 11.09.2006 г.
26. Межрайонная инспекция N 1 по республике Адыгея передала сальдовые остатки 25.10.2007 г. в связи с ликвидацией обособленных подразделений.
Обществом в налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений 01.02.2006 г. были поданы заявления о зачете излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год, что подтверждается почтовыми реестрами (л.д.84 -135 т.4). Вследствие чего, у инспекции по месту нахождения обособленных подразделений возникла обязанность произвести зачет.
Как было отмечено выше, с 01.01.2006 г. общество в порядке ст.288 НК РФ перешло на налоговый учет в ИФНС России N 3 по г. Краснодару.
В соответствии с ч.2 ст.78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок возмещения (зачета) налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе нормами НК РФ не регламентирован.
Вместе с тем, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (ст.30 НК РФ).
Поскольку ИФНС России N 3 по г. Краснодару и налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений в Краснодарском крае входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, они должны в пределах своей компетенции исполнять возложенные на них обязанности, в том числе, по возврату(зачету) (ст.32 НК РФ), во взаимосвязи и взаимодействии. Из системного толкования НК РФ следует, что после перехода общества на налоговый учет в ИФНС России N 3 по г. Краснодару обязанность по возврату обществу налога, не исполненная инспекциями по прежнему месту налогового учета, не прекратилась и не изменилась.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 1334/06 по делу N А40-57694/04-33-543.
Тем более, что налоговый орган для решения вопроса о наличии оснований для возврата (зачета) излишне уплаченного налога вправе запросить у налоговых органов по месту нахождения обособленных подразделений необходимые документы и проверить обоснованность требования налогоплательщика о возврате (зачете) излишне уплаченного налога. Налоговые органы входят в единую систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, и передача документов в отношении общества из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения прав налогоплательщика.
Учитывая, что порядок возмещения (зачета) налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию не регламентирован, общество не может быть лишено право на зачет (возврат) на том основании, что обратилось с заявлением в инспекции по месту нахождения обособленных подразделений, а не по месту налогового учета. Выше указанные обстоятельства также не позволяют сделать вывод о том, что обществом не был соблюден досудебный порядок.
Данная позиция также подтверждается Письмом ФНС РФ от 30.06.2006 N ГВ-6-02/664@ "О представлении корректирующих (уточненных) налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций".
Таким образом, следует признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару, выразившееся в непроведении (зачета) возврата излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год.
Вместе с тем, излишне уплаченная сумма налога на прибыль за 2002 год приходится как на бюджеты Краснодарского края, так и на бюджеты Республики Адыгея.
На момент подачи заявления о зачете в инспекции по месту учета обособленных подразделений общества (в инспекции Краснодарского края и Республики Адыгея) излишне уплаченный налог на прибыль за 2002 в размере 13 657 624 руб. распределился по бюджетам в следующем порядке: в бюджет субъекта РФ - 1 406 031 руб., в местный бюджет - 12251 593 руб.
После составления акта сверки, выполненного сторонами во исполнение Определения суда от 06.06.2008 г., выяснилось, что сумма излишне уплаченного налога, которая возвращена либо зачтена инспекциями по месту учета обособленных подразделений общества составила 3 516 198,57 руб.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции предложил участвующим в деле лицам распределить сумму 10 141 425,43 руб., заявленную к возврату, на бюджеты (субъекта и местные) Республики Адыгеи и Краснодарского края.
Из пояснений налогоплательщика судом апелляционной инстанции установлено:
Республика Адыгея бюджет субъекта 92 635 руб. (л.д.105-106 т.8),
Республика Адыгея местный бюджет 174 924 руб.
Всего по Республике Адыгея не возвращено - 267 559 руб.;
Краснодарский край местный бюджет 9 873 866,43 руб.
Доказательств неправомерности указанного расчета инспекция не представила.
В соответствии со ст.288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Республика Адыгея и Краснодарский край являются самостоятельными субъектами Российской Федерации, сальдовые остатки по обособленным подразделениям, расположенным на территории Республики Адыгея, были переданы 28.11.2006 г. в МИФНС N 2 по РА, что подтверждается письмом МИФН N 2 по РА (л.д.36 т.6).
Таким образом, обязанность по зачету (возврату) инспекции по месту нахождения обособленных подразделений в Республике Адыгея перешла к МИФНС N 2 по РА, следовательно, по требованиям в сумме 267 559 руб. обществом досудебный порядок не соблюден, поскольку на основании поданных обществом в феврале 2006 года заявлений обязанность по возврату (зачету) налога к ИФНС N 3 на основании ст.288 НК РФ перейти не могла.
То обстоятельство, что в настоящий момент общество не состоит на налоговом учете в Республике Адыгея, не влечет за собой безусловное возникновение у ИФНС России N 3 по г. Краснодару обязанности по возврату (зачету) налога на основании заявлений, поданных в инспекции в 2006 году.
Обязанность возместить (зачесть) налог в размере 9 873 866,43 руб. возникла у ИФНС России N 3 по г. Краснодару в порядке перехода неисполненной обязанности от инспекции по месту нахождения обособленных подразделений в Краснодарском крае. В отношении заявлений, поданных в инспекции по Республике Адыгея (иной субъект РФ), такая обязанность к ИФНС России N 3 по г. Краснодару перейти автоматически не могла, а в материалах дела отсутствуют доказательства обращения в ИФНС России N 3 по г. Краснодару с заявлениями о возврате (зачете) налога, уплаченного по месту нахождения обособленных подразделений в Республике Адыгея, после ликвидации обособленных подразделений.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каких-либо иных доказательств соблюдения досудебного порядка в указанной части обществом также не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным решение суда в части 267 559 руб., приходящихся на инспекции по Республике Адыгея, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 марта 2009 г. по делу N А32-18151/2006-34/316 изменить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару, выразившееся в непроведении возврата излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в сумме 9 873 866,43 рубля.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару возвратить ОАО "Кубаньэнерго" из бюджета 9 873 866,43 рубля налога на прибыль за 2002 год.
В остальной части решение суда от 23.03.2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18151/2006-34/316
Истец: открытое акционерное общество "Кубаньэнерго"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару
Третье лицо: УФНС России по КК