г. Челябинск |
|
29 февраля 2008 г. |
Дело N А76-5022/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Пивоваровой Л.В., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению компании "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" к администрации города Челябинска и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, общество с ограниченной ответственностью "Оптовый рынок "Северный",
при участии: от компании "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" - Кривошеиной Е.Б. (доверенность от 09.01.2008), Бобина П.Н. (доверенность от 03.10.2007), от администрации города Челябинска - Шеянова А.А. (доверенность от 09.06.2006),
УСТАНОВИЛ:
постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2008 года по настоящему делу на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменено решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2007 (судья В.В. Худякова) по данному делу (том 3, л.д. 132-136). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Оптовый рынок "Северный" (далее - ООО "Оптовый рынок "Северный"). Определением от 06.06.2007 (том 1, л.д. 16-17) и определением от 18.06.2007 (том 1, л.д. 23-24) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - управление архитектуры), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Дело в порядке части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается судом апелляционной инстанции по правилам арбитражного суда первой инстанции.
Компания "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" (далее - компания "Аксель", компания, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к администрации города Челябинска (далее - администрация) и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет) с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования г. Челябинск, выразившегося в уклонении администрации от принятия решения о предоставлении компании "Аксель" в собственность земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, а также в уклонении комитета от заключения с компанией "Аксель" договора купли-продажи указанного земельного участка; об обязании администрации в двухнедельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении компании "Аксель" в собственность земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, а также обязании комитета в тот же срок направить в адрес компании "Аксель" договор купли-продажи указанного земельного участка.
В обоснование доводов заявленного требования заявитель указывает на то, что земельный участок площадью 2,7038 га предоставлялся заявителю в аренду для строительства. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель, как собственник зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке площадью 27038 кв.м, обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка, путем его выкупа.
Для реализации данного права компания обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о продаже данного земельного участка и приложением его кадастрового плана. В связи с тем, что земельный участок уже сформирован, прошел кадастровый учет и имеет кадастровый номер, застроен объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности, данный земельный участок должен быть предоставлен в собственность компании "Аксель" в соответствующих границах.
Администрация представила отзыв на заявление, в котором указала, что с доводами заявителя не согласна, просит отказать компании в удовлетворении заявленных требований. Также в отзыве заинтересованное лицо пояснило, что поскольку компания "Аксель" заключила с администрацией договор аренды спорного земельного участка после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (договор был зарегистрирован 07.06.2002, а Земельный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 30.10.2001), она утратила свое исключительное право на приватизацию данного земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Бездействие администрации по предоставлению земельного участка отсутствует, поскольку имеется мотивированный отказ компании "Аксель" в выкупе испрашиваемого земельного участка (письмо от 06.06.2007 N 5101), направленный заявителю уполномоченным органом (структурным подразделением администрации) - Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска. Основанием для отказа компании "Аксель" в приватизации земельного участка является то, что границы земельного участка в представленной кадастровой карте не совпадают с границами землепользования. По мнению заинтересованного лица, заявитель просит предоставить в собственность земельный участок большей площадью, чем необходима для использования объектов недвижимости, принадлежащих компании "Аксель" на праве собственности.
В судебном заседании 20.02.2008 представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.02.2008 объявлялся перерыв до 15 час. 40 мин. 22.02.2008.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание после перерыва представители сторон (за исключением заявителя) не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Челябинска от 04.07.2001 N 801-п компании "Аксель" предоставлен земельный участок площадью 2,7038 га в аренду, сроком на 5 лет для проектирования и строительства вещевого оптово-розничного рынка на перекрестке Свердловского тракта и ул. Черкасской в Курчатовском районе города Челябинска (том 1, л.д. 10).
На основании постановления между заявителем и комитетом 06.07.2001 заключен договор аренды земельного участка УЗN 002656-К-2001 (том 1, л.д. 29 - 33). Право арены зарегистрировано 07.06.2002 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельство серия 74-АЕN 009281 (том 1, л.д. 28).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2005 по делу N 76-30792/05-9-883 было признано право собственности компании "Аксель" на самовольно возведенные на вышеназванном земельном участке объекты (том 1, л.д. 116 - 117).
Компания "Аксель" направила в администрацию заявку от 08.02.2007 N 024/02-07 на приобретение в собственность земельного участка, в которой просила продать в собственность земельный участок, находящийся по адресу: перекресток Свердловского тракта и ул. Черкасской в Курчатовском районе города Челябинска площадью 2,7038 га (том 1, л.д. 9).
Бездействие администрации в ответ на заявку послужило основанием для обращения компании "Аксель" с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования г. Челябинск, выразившегося в уклонении администрации от принятия решения о предоставлении компании "Аксель" в собственность земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, а также в части обязания администрации в двухнедельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении компании "Аксель" в собственность земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска,.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исключение из этого правила допускается только в том случае, если договор аренды был заключен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Наличие такого договора не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязан в двухнедельный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок, площадью 27038 кв.м, сформирован, прошел кадастровый учет, ему присвоен номер 74:36:07 03 001:0036, земельный участок застроен объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности.
Земельный участок предоставлен обществу в аренду 06.07.2001, то есть до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, границы этого земельного участка согласно землеустроительной и проектной документации установлены и изменению не подвергались, земельный участок используется заявителем по назначению и неразрывно связан с эксплуатацией расположенных на нем строений.
Между тем, от заключения с заявителем договора купли-продажи земельного участка площадью 27038 кв.м администрация уклоняется, бездействует.
При таких обстоятельствах компанией "Аксель" соблюдены все условия для реализации своего исключительного права на приобретение указанного земельного участка в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, договор аренды земли УЗ N 002656-К-2001 от 06.07.2001 (том 1, л.д. 29-32) заключен на основании Постановления Главы города Челябинска от 04.07.2001 N 801-п "О предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов (городская застройка) в аренду для проектирования и строительства вещевого оптово-розничного рынка на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасская в Курчатовском районе компании "Аксель" Полному товариществу "Бескровный и Субачев" (том 1, л.д. 10). Пунктом 1 названного постановления и пунктом 1.1.1 договора аренды земли установлено, что земельный участок площадью 2.7038 га предоставляется в аренду компании "Аксель" для проектирования и строительства оптово-розничного рынка. Поскольку договор аренды от 06.07.2001 был заключен в целях проектирования и строительства, следовательно, собственником недвижимости исключительное право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации реализовано не было.
В связи с изложенным довод администрации со ссылкой на пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" об отсутствии у компании "Аксель" исключительного права на приобретение в собственность спорного участка, поскольку, по мнению администрации, такое право заявителем было реализовано при заключении договор аренды земли от 06.07.2001, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Также в силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Границы и размеры предоставляемого земельного участка согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что заявителем были представлены документы, подтверждающие границы и площадь земельного участка, прилегающего к принадлежащим ему зданиям, а также подтверждение фактического использования заявителем участка в указанных размерах в период с момента приобретения права аренды на земельный участок и права собственности на объекты недвижимости.
Принадлежащие заявителю здания составляют единый комплекс, истребуемый заявителем земельный участок замкнут, в том числе посредством возведения ограждений (заборов), что подтверждает факт сложившегося использования в комплексе указанных зданий и земельного участка в установленных на плане границах.
На основании вышеизложенного, требование заявителя к администрации города Челябинска о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования г. Челябинск, выразившегося в уклонении администрации от принятия решения о предоставлении компании "Аксель" в собственность земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, подлежит удовлетворению, поскольку бездействие является незаконным, противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушенное исключительное право общества на приобретение земельного участка в собственность подлежит восстановлению путем обязания администрации города Челябинска устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность компании земельного участка площадью 28976 кв.м (кадастровый номер 74:36:06 14 014:0004), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска в двухнедельный срок со дня принятия постановления по настоящему делу.
Вместе с тем, требование компании о признании незаконным бездействия комитета, выразившегося в уклонении комитета от заключения с заявителем договора купли-продажи упомянутого участка, не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, порядок которых определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Устава города Челябинска в компетенцию Главы города входит издание постановлений и распоряжений.
Из Положения о комитете распоряжение земельными участками (до разграничения государственной собственности на землю) комитет осуществляет после принятия решения администрацией города Челябинска о предоставлении земельного участка.
Согласно пунктам 1.3-1.4 постановления главы города Челябинска от 28.08.2002 N 1220-п "Об утверждении Временного порядка подготовки и оформления документов при продаже земельных участков приватизированным предприятиям на территории города Челябинска" и статьи 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет по управлению имуществом выступает продавцом земельных участков на основании постановления главы города "О предоставлении в собственность земельного участка".
Следовательно, в отсутствие указанного постановления главы города Челябинска нет оснований в признании незаконным бездействия комитета, выразившегося в уклонении комитета от заключения с заявителем договора купли-продажи земельного участка.
Довод администрации о необоснованности заявленного компанией "Аксель" размера испрашиваемого земельного участка с учетом норм статей 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 2 стать 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 данной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
При этом границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой заявителем площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что компанией земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, размер истребуемого в собственность земельного участка обоснован. Согласно заключению, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Анкор-Челябинск" по определению необходимых площадей для обслуживания объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Челябинск, Курчатовский район, пересечение Свердловского тракта и ул.Черкасской компании "Аксель", для объектов компании "Аксель" по расчету требуется земельный участок площадью 27 000-28 000 кв.м. Данным заключением подтверждается, что земельный участок площадью 27 038 кв. м в границах кадастрового плана N 74:36:07 03 001:0036 необходим для нормального функционирования, содержания, эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости компании "Аксель", расположенных по адресу: г.Челябинск, Курчатовский район, пересечении Свердловского тракта и ул.Черкасской (том 2, л.д. 48-50). Указанное заключение подготовлено на основании нормативов для расчета земельных участков для рыночных комплексов, указанных в приложении 7 "Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков" к СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", выводы о размере земельного участка основаны на изложенных в тексте заключения расчетах.
Между тем, в представленном администрацией техническом заключении по земельному участку на пересечении Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе г.Челябинска от 10.12.2007, подготовленном открытым акционерным обществом "Институт "Челябинский Промстройпроект" не указано на основании какого нормативного документа, регулирующего данный вопрос, автор заключения пришел к выводу о том, что для эксплуатации по функциональному назначению зданий компании "Аксель" необходим земельный участок общей площадью 20 168 кв.м (т. 2, л.д. 144-147). В данном заключении отсутствует расчет и ссылки на установленные нормативы, вывод о размере земельного участка ничем не обоснован. Указанный в письме от 19.02.2008 N 156/900 расчет имеет приблизительный характер, взятые для расчета данные документально не подкреплены, размер необходимой площади, указанный в письме не соответствует размеру, указанному в техническом заключении (том 4, л.д. 34). В связи с чем, техническое заключение от 10.12.2007, подготовленное открытым акционерным обществом "Институт "Челябинский Промстройпроект", судом апелляционной инстанции не может быть принято в качестве доказательства надлежащего обоснования администрацией необходимого обществу земельного участка.
Судом отклоняется довод администрации о неправомерности предоставления заявителю земельного участка, поскольку часть его находится в пределах водоохраной зоны реки Миасс.
В силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны не относятся к землям водного фонда.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, где не предусмотрено изъятие из оборота, либо установление ограничений в обороте земельного участка, находящегося в водоохранной зоне.
В пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Положения о водоохраной зоне содержатся в Водном кодексе Российской Федерации, в пункте 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлена ширина водоохраной зоны реки свыше 50 километров независимо от ее протяженности - 200 метров, при этом ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров, а ширина береговой полосы составляет - 20 метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В частях 15-17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерального установлены ограничения использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Из письма Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 13.07.2007 N 470 следует, что ширина водоохранной зоны реки Миасс составляет - 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы - 50 метров, земельный участок, истребуемый компанией в собственность, находится на расстоянии от 75 до 320 метров от среднемноголетнего уреза воды в реке Миасс, то есть около 50% земельного участка с объектами торгового комплекса находится в водоохраной зоне реки Миасс, но за пределами прибрежной защитной полосы (том 2, л.д. 28).
Поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений в обороте земельных участков, частично расположенных в водоохраной зоне, а Водный кодекс Российской Федерации допускает эксплуатацию таких земельных участков с учетом требований и запрещений, создающих их специальный режим, то компания вправе реализовать свое исключительное право на приобретение такого земельного участка в собственность.
Ссылка администрации на нарушение прав и законных интересов арендатора смежного земельного участка общества с ограниченной ответственностью "Оптовый рынок "Северный" является несостоятельной.
Из материалов дела следует, что, обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании неправомерных действий (бездействия) органов местного самоуправления, компания "Аксель" просила суд обязать администрацию предоставить в собственность ранее отведенный ей земельный участок площадью 27038 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 03 001:0036. Следовательно, требования заявителя касаются только отведенного ему земельного участка в существующих границах согласно кадастровой карты (плана) участка. Заявление компании не содержит требований о пересмотре границ участка (увеличении его площади) за счет смежных землепользователей. Доказательства нарушения прав и законных интересов ООО "Оптовый рынок "Северный" в материалах дела отсутствуют, заинтересованными лицами не представлены. Однако имеются доказательства, свидетельствующие о согласованности границ земельных участков и отсутствии территориальных споров между компанией "Аксель" и ООО "Оптовый рынок "Северный". Градостроительный регламент на земельный участок компании "Аксель" (рег. N 000332-07-2006), согласован смежными землепользователями ООО "Оптовый рынок "Северный" без претензий и замечаний (том 3, л.д. 71-75). Согласно акту выноски поворотных точек земельного участка в натуру от 14.02.2008, составленному по результатам обследования земельного участка лицензированной организацией, специализирующейся на выполнении землеустроительных и геодезических работ общество с ограниченной ответственностью "Теллус", границы фактического землепользования совпадают с границей земельного участка в натуре, объект недвижимости под литером А17 находится в границах земельного участка компании "Аксель" (том 4, л.д. 39).
Довод администрации со ссылкой на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрен такой способ защиты нарушенных прав как обязание органов местного самоуправления принимать какие-либо решения (в виде актов ненормативного, либо нормативного характера), в силу чего не подлежит удовлетворению требование общества об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, является несостоятельным.
Требование заявителя об обязании совершения заинтересованным лицом определенных действий не является самостоятельным предметом разбирательства и соответственно не являются способом защиты нарушенного права.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
требования компании "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Челябинска, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении компании "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" в собственность земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул. Черкасской в Курчатовском районе города Челябинска, как противоречащее статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию города Челябинска устранить допущенное нарушение прав компании "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" путем принятия решения о предоставлении в собственность компании "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе города Челябинска в двухнедельный срок со дня принятия постановления по настоящему делу.
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, выразившегося в уклонении от заключения с компанией "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" договора купли-продажи земельного участка площадью 27038 кв.м (кадастровый номер 74:36:07 03 001:0036), расположенного на перекрестке Свердловского тракта и ул.Черкасской в Курчатовском районе города Челябинска, отказать.
Взыскать с администрации города Челябинска в пользу компании "Аксель" полного товарищества "Бескровный и Субачев" государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную в федеральный бюджет платежным поручением от 17.04.2007 N 409 на сумму 4000 рублей. Платежное поручение оставить в деле.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5022/2007
Истец: Компания "Аксель " полного товарищества "Бескровный и Субачев"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Администрация г. Челябинска
Кредитор: Межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам, ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" , ООО "Оптовый рынок "Северный", Общество с ограниченной ответственностью "Оптовый рынок "Северный", Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска