г. Челябинск |
|
07 марта 2008 г. |
Дело N А34-3496/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарём судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федоровой Веры Дмитриевны на решение Арбитражного суда Курганской области от 28 ноября 2007 г. по делу N А34-3496/2007 (судья Крепышева Т.Г.), при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану Вараксиной И.П. (доверенность от 03.03.2008 N 05-14/5267), Черва С.В. (доверенность от 28.12.2007 N 05-13/30849),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Федорова Вера Дмитриевна (далее - заявитель, налогоплательщик, ИП Федорова В.Д.) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее по тексту- налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 04.06.2007 N 29 в части доначисления сумм единого налога на вменённый доход (далее по тексту - ЕНВД) за 1 квартал 2004 г. в размере 8801 рублей.
Решением суда первой инстанции от 28 ноября 2007 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ИП Федорова В.Д. обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка положениям пункта 7 статьи 3 Закона Курганской области от 26.11.2002 N 256 "О едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории Курганской области" (далее по тексту - Закон Курганской области от 26.11.2002 N 256) (в редакции Закона от 26.11.2003 N 248).
Заявитель указывает, что, поскольку Законом Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 248) значение корректирующего коэффициента К2.6 для осуществляемой им деятельности не установлено, иной методики исчисления коэффициента К2, кроме как произведение корректирующих коэффициентов К2.1, К2.3, К2.4, К2.5, К2.6, Законом от 26.11.2002 N 256 не предусмотрено, им представлена уточнённая налоговая декларация по ЕНВД за 1 квартал 2004 г., в которой ЕНВД правомерно рассчитан с применением корректирующего (понижающего) коэффициента К2.6, равного 0,1. При этом податель апелляционной жалобы ссылается на этимологию слова "применяется", использованного в названном Законе Курганской области от 26.11.2002 N 256 в отношении корректирующего коэффициента К2.6 к отдельным видам предпринимательской деятельности.
По мнению ИП Федоровой В.Д., использование значения коэффициента К2.6 в размере 0,1 при подаче уточнённой налоговой декларации произведено правомерно, в связи с чем вынесение налоговым органом оспариваемого решения противоречит действующему законодательству. Податель апелляционной жалобы полагает, что Курганской областной Думой в Закон Курганской области от 26.11.2002 N 256 в нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) введено понятие "подвид" предпринимательской деятельности. Заявитель полагает, что норма, устанавливающая корректирующий (понижающий) коэффициент К2.6 для отдельных видов деятельности (социальных служб населения, социальные услуги населению, социально-бытовое обслуживание), незаконна и противоречит пункту 2 статьи 3 НК РФ, согласно которой не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Также заявитель ссылается на процедурные нарушения, допущенные налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки, а именно на нарушение сроков проверки и вынесения оспариваемого решения.
ИП Федорова В.Д., надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, явку своих представителей не обеспечила. С учётом мнения представителей налогового органа дело в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представители налогового органа возражают против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва.
В обоснование своей позиции в споре налоговый орган ссылается на неправомерное применение заявителем корректирующего коэффициента К2.6, равного 0,1, указывая, что пунктом 7 статьи 3 Закона Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 348) значение коэффициента К2.6, являющегося одной из составляющих корректирующего коэффициента К2, определено от 0,1 до 0,75 только для определённых, поименованных им подвидов деятельности, для вида деятельности, осуществляемого заявителем (розничная торговля с применением контрольно-кассовой техники через магазины, павильоны), значение корректирующего коэффициента К2.6 не установлено, в связи с чем доводы заявителя в этой части инспекция считает необоснованными.
Налоговый орган указывает, что федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации при установлении ЕНВД полномочием по определению значения коэффициента К2 и конкретных особенностей ведения предпринимательской деятельности, установление Законом Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 348) подвидов предпринимательской деятельности, в отношении которых используется корректирующий (понижающий) коэффициент К2.6, согласуется с положениями пункта 1 статьи 3 НК РФ, а сомнений и неясностей в названом Законе, противоречий с НК РФ не усматривается.
Налоговый орган указывает, что в постановлении Курганской областной Думы от 24.04.2007 N 2240 "Об официальном толковании пункта 7 статьи 3 Закона Курганской области "О едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории Курганской области" дано официальное толкование спорной правовой нормы, согласно которому коэффициент К2.6 применяется при расчёте ЕНВД в значениях, указанных в таблице пункта 7 статьи 3 этого Закона, только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими подвиды деятельности, указанные в данной таблице; для иных подвидов предпринимательской деятельности, не указанных в названной таблице, значения К2.6 не определены, и данный коэффициент в расчёте корректирующего коэффициента базовой доходности К2 не учитывается. При этом инспекция отмечает, что в силу положений статьи 58 Закона Курганской области от 08.10.2004 N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области", статьи 54 Регламента Курганской областной Думы от 13.04.2002 Курганской областной Думе принадлежит право официального толкования принимаемых ею нормативных правовых актов.
Также в отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган указывает, что в резолютивной части оспариваемого решения инспекции указано на начисление исчисленной к уменьшению суммы ЕНВД за 1 квартал 2004 г., такая формулировка сама по себе не влечёт возникновения обязанности у налогоплательщика, требования об уплате сумм налога решение не содержит.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей налогового органа, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и видно из материалов дела, по первичной налоговой декларации заявителя по ЕНВД за 1 квартал 2004 г., представленной в налоговый орган 15.04.2004, налог к уплате составил 9744 рублей (л.д.21-25). 08.01.2007 (дата отправки по почте) заявитель представил уточнённую налоговую декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2004 г., согласно которой налог к уплате составил 943 рубля (л.д.86-89). Представление уточнённой налоговой декларации и перерасчёт заявителем налоговых обязательств (суммы налога) обусловлено применением корректирующего (понижающего) коэффициента К2.6. Таким образом, разница между суммами ЕНВД по первоначальной и уточнённой налоговым декларациям составила 8801 рублей. К уточнённой налоговой декларации приложено заявление о зачёте излишне уплаченных сумм ЕНВД в счёт будущих платежей по данному налогу (л.д.84-85).
Инспекция письмом от 12.04.2007 оставила заявление налогоплательщика о зачёте без исполнения, указав на проведение камеральной налоговой проверки (л.д.83). По итогам камеральной налоговой проверки уточнённой налоговой декларации должностным лицом налогового органа составлен акт от 18.04.2007 N 281 (л.д.57-67), на который заявитель представил письменные возражения от 17.05.2007 (л.д.54).
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекция приняла решение от 04.06.2007 N 29 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым в привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ отказано на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ (в связи с отсутствием события налогового правонарушения) (пункт 1), начислена исчисленная к уменьшению сумма ЕНВД за 1 квартал 2004 г. в размере 8801 рублей (пункт 2) (л.д.33-43).
Не согласившись с названным решением налогового органа и посчитав его в оспариваемой части незаконным, ИП Федорова В.Д. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия у налогоплательщика правовых оснований для применения в проверяемом периоде понижающего коэффициента К2.6.
Выводы суда являются правильными, соответствующими обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
Спор сводится к правомерности использования заявителем при исчислении ЕНВД в проверяемом налоговом периоде (1 квартал 2004 г.) корректирующего коэффициента К2.6, расхождений по иным расчётным показателям базовой доходности, физическому показателю и его величине не имеется.
При рассмотрении дела положения главы 26.3 НК РФ подлежат применению в редакции, действующей в проверяемом периоде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признаётся величина вменённого дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определённому виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Пунктом 4 статьи 346.29 НК РФ установлено, что базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.
В соответствии со статьёй 346.27 НК РФ, определяющей основные понятия в целях обложения ЕНВД, коэффициент К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 346.26, пункту 7 статьи 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются законами субъектов Российской Федерации.
Осуществление в проверяемом периоде вида предпринимательской деятельности - розничная торговля товарами через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации не более 150 квадратных метров заявитель не отрицает. Ведение данного вида предпринимательской деятельности с использованием контрольно-кассовой техники дополнительно подтверждено материалами дела (л.д. 76-81, 95-104).
В статье 3 Закона Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 348, действующей в 2004 г.) было установлено, что значение корректирующего коэффициента К2 определяется как произведение корректирующих коэффициентов К2.1, К2.2, К2.3, К2.4, К2.5, К2.6. Право на применение понижающего корректирующего коэффициента К2.6 подтверждается соответствующими документами (пункт 8 статьи 3 названого Закона).
При этом данным Законом значение коэффициента К2.6, являющегося одной из составляющих коэффициента К2, определено для отдельных видов (подвидов) деятельности, прямо перечисленных в таблице пункта 7 статьи 3 этого Закона. Такой вид (подвид) деятельности, как розничная торговля товарами через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации не более 150 квадратных метров (осуществляемый заявителем), в данной таблице не указан, что сам заявитель не отрицает.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 348, действующей в 2004 г.) установлено, что если для отдельных видов предпринимательской деятельности значения одного или нескольких корректирующих коэффициентов К2.2, К2.3, К2.4, К2.5, К2.6 не определены, то такие коэффициенты в расчёте корректирующего коэффициента базовой доходности К2 не учитываются.
Следовательно, поскольку для деятельности, осуществляемой заявителем, значение коэффициента К2.6 не установлено, он не мог учитываться в расчёте корректирующего коэффициента базовой доходности К2, иное противоречило бы системному и логическому толкованию названных выше положений Закона Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 348). Доводы подателя апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном применении (истолковании) приведённых норм права и не соответствуют конкретным обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению.
Довод подателя апелляционной жалобы о неясности, противоречии названных норм Закона Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 348) положениям НК РФ подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) система налогообложения в виде ЕНВД вводилась в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Подпункт 3 пункта 3 статьи 346.26 НК РФ (в указанной редакции) прямо предписывал установление значения корректирующего коэффициента К2, указанного в статье 346.27 НК РФ, законом субъекта Российской Федерации. Установление названного значения предопределяет наполнение правовым содержанием связанных и обуславливаемых им факторов.
Согласно легальному определению понятия коэффициента К2, данному в статье 346.27 НК РФ, им учитывается совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. Из буквального толкования приведённой нормы права следует, что перечень "особенностей ведения предпринимательской деятельности", предложенный законодателем в статье 346.27 НК РФ, не является исчерпывающим и может быть дополнен при определении конкретных значений коэффициента К2 законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, на территории которого вводится в действие ЕНВД.
На основании положений пункта 4 статьи 1, пункта 5 статьи 3 НК РФ Курганская областная Дума, как законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации (Курганской области), обладая дискреционным полномочием, предоставленным подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.26 НК РФ, вправе определить факторы влияния на результаты предпринимательской деятельности, учитываемые корректирующим коэффициентом базовой доходности К2, и установить конкретные его значения в разрезе видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД на территории данного субъекта Российской Федерации.
Исходя из предоставленных полномочий законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей, факторов его ведения, либо значения так называемых "подкоэффициентов К2" (в данном случае - корректирующий коэффициент К2.6), учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.
Анализ содержания и смысла приведённых выше положений Закона Курганской области от 26.11.2002 N 256 (в редакции Закона от 26.11.2003 N 348) показывает, что данные правовые нормы достаточно чётко и однозначно определяют, к каким именно конкретным видам (подвидам) деятельности применяется корректирующий коэффициент К2.6. Каких-либо сомнений, неясностей, неопределённостей и противоречий в их содержании, позволяющих истолковать положения пункта 7 статьи 3 Закона таким образом, что они распространяются на всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности, перечисленных в пунктах 1, 3, 5 статьи 2 данного Закона, не имеется. Названная правовая норма содержит формальную определённость, достаточную точность, чем обеспечивается её правильное понимание и применение.
Как обоснованно отмечает налоговый орган, налогоплательщик при определении базовой доходности вправе учитывать корректирующий коэффициент К2 в значениях, определённых для его вида деятельности по иным коэффициентам - К2.1, К2.2, К2.3, К2.4, К2.5, как это установлено в ходе камеральной налоговой проверки.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит обоснованными довод налогового органа и вывод суда первой инстанции о том, что формулировка резолютивной части решения налогового органа не влечёт возникновения у налогоплательщика обязанности по повторному внесению в бюджет ранее уплаченных сумм налога. Инспекция не определяет сумму 8801 рублей как недоимку в понятии статьи 11 НК РФ, решение не содержит требования об уплате данной суммы, по сути, инспекцией восстанавливается в прежнем объёме налогового обязательства сумма, исчисленная заявителем к уменьшению.
Довод заявителя о том, что оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в связи с нарушением налоговым органом сроков проведения камеральной налоговой проверки и вынесения по её результатам решения, предусмотренных статьёй 88 НК РФ, следует отклонить.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", рассматривая дело о признании недействительным решения налогового органа, суд оценивает характер допущенных нарушений и непосредственное влияние этих нарушений на законность и обоснованность принятого налоговым органом решения.
Материалами дела подтверждается, в оспариваемом решении отражено и заявителем не отрицается, что на рассмотрении материалов проверки присутствовал его представитель Достовалов В.Л., действующий по нотариально удостоверенной доверенности от 27.04.2006 с правом представления интересов в налоговом органе (л.д.53). С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что вынесение налоговым органом решения по истечении установленного НК РФ срока не влечёт его безусловную недействительность, поскольку данное нарушение не может быть отнесено к числу существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не влечёт последствий, предусмотренных пунктом 14 статьи 101 НК РФ. Налогоплательщик не был лишён возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, а также возможности представить объяснения, дополнительные документы и доводы.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик в полной мере реализовал свои права, предусмотренные НК РФ. Нарушение инспекцией названных сроков по статье 88 НК РФ не влияет на правомерность выводов налогового органа, сделанных по результатам проведённой налоговой проверки. Поэтому, исходя из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая предусматривает проверку оспариваемого ненормативного акта не только на законность, но и с точки зрения нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя, довод заявителя о существенном нарушении его прав ввиду нарушения сроков вынесения налоговым органом оспариваемого решения судом апелляционной инстанции с учётом конкретных обстоятельств дела не принимается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования применительно к положениям части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие приведённым выше нормам материального права и не соответствующие материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учётом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа - отказать.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Поскольку при подаче апелляционной жалобы госпошлина заявителем уплачена, взыскание в судебном порядке не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28 ноября 2007 г. по делу N А34-3496/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федоровой Веры Дмитриевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3496/2007
Истец: Индивидуальный предприниматель Федорова Вера Дмитриевна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Кургану
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-302/2008