г. Челябинск |
|
"18" марта 2008 г. |
Дело N А47-9116/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиатор" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 декабря 2007 по делу N А47-9116/2007 (судья Е.Г. Цыпкина), при участии: от заявителя - Молоткова С.В. (доверенность от 14.12.2007),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авиатор" (далее -заявитель, ООО "Авиатор", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга, инспекция) от 12.09.2007 N 87 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25 декабря 2007 года по настоящему делу в удовлетворении требований обществу отказано.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям. Производство по делу об административном правонарушении проведено с грубыми нарушениями. Налоговая инспекция не правомочна проводить контроль наличия справки к ГТД, поскольку такой контроль возложен на Роспотребнадзор. В деле нет сведений о том, что требование о предоставлении справки к собственнику алкогольной продукции предъявлялось. При осуществлении производства по делу налоговый орган не учел положения п.6 Правил заполнения справки к ГТД.
Нарушен срок составления протокола об административном нарушении, который составляется немедленно после выявления нарушения. При составлении протокола не выполнены требования КоАП РФ об ознакомлении представителя юридического лица с протоколом и о проверке правильности его составления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явился представитель инспекции.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.05.2007 Межрайонной ИФНС N 10 по Оренбургской области внесена запись в ЕГРЮЛ об ООО "Авиатор" за основным государственным регистрационном номером 1075658009404, о чем выдано свидетельство серии 56N 002437719 (л.д. 37).
Сотрудниками инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга 04.09.2007 на основании распоряжения и.о. начальника инспекции N 40 от 03.09.2007 была проведена проверка бара "Авиатор", расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 50, принадлежащего ООО "Авиатор".
В результате проверки установлено, что на реализации находилась водка "Мягков", особая "Немиров" с незаполненным разделом "Б" копии справки к ГТД последним собственником товара. По мнению налогового органа, о чем имеется запись в протоколе осмотра, нарушен п. 2 "О справке, прилагаемой к ГТД", утвержденный постановлением Правительства от 31.12.2005 N 872.
В момент проверки составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей, изъяты документы на алкогольную продукцию (протокол без номера), арестована алкогольная продукция (протокол без номера) и взяты объяснения с директора Майсурадзе О.О, в которых директор признал факт нарушения, пояснив также, что документы будут представлены к 06.09.2007.
Факт реализации алкогольной продукции в данном баре подтверждается актом покупки, удостоверяющий факт денежных расчетов.
06 сентября 2007 года в отношении ООО "Авиатор" в присутствии директора общества Майсурадзе О.О., составлен протокол N 87 об административном правонарушении, где обществу инкриминировано нарушение постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 "О справке к грузовой таможенной декларации".
12 сентября 2007 года инспекцией внесено постановление N 87 по делу об административном правонарушении. Согласно, данного постановления, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. В этот же день постановление получено директором общества.
Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из доказанности факта совершения предпринимателем вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, является нарушение иных (то есть не указанных в частях 1, 2 данной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Иные правила предусмотрены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ), разделом "XIX. Особенности продажи алкогольной продукции" и "1. Общие положения" Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию". В случае нарушения требований данных нормативных актов наступает ответственность по ч. 3 ст. 14.16. КоАП РФ.
В части 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требования настоящего Федерального закона. К документам, сопровождающим оборот спиртосодержащей продукции, согласно ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона N171-ФЗ, относится, в том числе: справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55) - далее по тексту Правила продажи предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь копии справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также копии справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" утверждены Правила заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации. В п. 6 данных Правил установлено, что раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. Пунктом 2 данного Постановления установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.
При розничной продаже алкогольной продукции продавец обязан иметь, и соответственно представлять по требованию покупателей, надлежаще заполненные и заверенные копии справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Все торговые операции, осуществляемые в торговой точке, проводятся от имени юридического лица, то за допущенные противоправные виновные действия (без действие) при продаже товаров, а именно за не соблюдение установленных правил продажи алкогольной продукции, административную ответственность несет, в том числе юридическое лицо.
Из материалов дела следует, что нарушение подтверждено копиями справок к ГТД N 10009170\230507\0000195 разделы "А" и "Б" на водку "Мягков" и справки к ГТД N 10009020\080607\П001755 разделы "А" и "Б" на водку особую "Немиров", изъятые во время проверки (л.д. 52-53, 55-56). Данные документы, в совокупности с иными материалами административного дела, подтверждают факт совершения обществом правонарушения, а именно, то, что общество не заполнило правые части разделов "Б" справок ГТД и не заверило их печатями на водку особую "Немиров" и "Мягков". После проверки общество устранило недостатки в оформлении названных документов, что подтвердил представитель заявителя в судебном заседании апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях общества инкриминируемого правонарушения, поскольку за перечисленные действия предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности административным органом не допущено.
Согласно ч. 2 ст.2 7.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
В ст. 25.4. КоАП РФ определено понятие законного представителя юридического лица, который осуществляет защиту прав и законных интересов юридического лица, каковым является руководитель юридического лица, либо иной орган в соответствие с учредительными документами.
Однако, ст. 27.8. КоАП РФ предусматривает возможность проведения осмотра не только в присутствие законного представителя юридического лица, но и иного представителя, полномочиями которого в данном случае обладает бармен в баре, что следует из обстановки, в которой действует бармен, осуществляя продажу алкогольной продукции от имени юридического лица, то есть именно он должен представлять по требованию покупателей необходимую информацию о реализуемой алкогольной продукции, в том числе документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции (ч. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 27.10 КоАП РФ изъятие вещей и документов осуществляется в присутствии понятых. Данная норма административным органом не нарушена, что подтверждается материалами дела (л.д. 50).
Довод общества о том, что инспекцией нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку срок составления протокола, установленный ст. 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным. Такой срок носит дисциплинирующий характер, и его нарушение само по себе не является в силу вышеназванной нормы и ст. 2.1, 2.10, 4.1 КоАП РФ основанием для признания незаконным вынесенного на основании такого протокола постановления о привлечении к административной ответственности. Этот вывод также согласуется с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих, возникающих у судов при применении КоАП" разъяснено, что нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что требования к продавцу (бармену) общества о предоставлении документов на алкогольную продукцию, а также само проведение контрольной покупки налоговым органом является незаконным. Исходя из ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Протоколы об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статья 23 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу ст. 2 данного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 142 Правил продажи контроль за их соблюдением осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции, действовавшей в спорный период), Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктами 5.13, 6.6 данного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право на проверку деятельности юридических лиц, а также применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, налоговый орган, выполняя функции по контролю за соблюдением юридическими лицами положений законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, вправе проверять у продавцов наличие документов, сопровождающих оборот такой продукции, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 декабря 2007 года по делу N А47-9116/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиатор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9116/2007
Истец: ООО "Авиатор"
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Ленинскому району г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-541/2008