г. Челябинск |
|
08 апреля 2008 г. |
Дело N А47-420/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08 февраля 2008 года по делу N А47-420/2008 (судья Книгина Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рица" (далее - заявитель, ООО "Рица", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 73 от 27.12.2007 инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом при принятии решения норм материального права.
По мнению налогового органа, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ инспекцией полностью доказана, а ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте рассмотрения материалов проверки не повлекло существенного нарушения прав этого лица.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором высказал возражение на ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции. Считает, что заявитель неправомерно привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в магазине "Продукты", расположенном по адресу: г.Оренбург, ул. Томилинская, д. 237, принадлежащем ООО "Рица".
В ходе проверки установлено, что в зале для обслуживания посетителей не доведена в доступной и наглядной форме до сведения покупателей информация о действующей лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, отсутствовали Правила продажи.
Результаты проверки отражены в акте проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, юридическим лицом при продаже товаров (оказании услуг) населению б/н от 26.11.2007 (л.д. 41), протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от 26.11.2007 (л.д. 37), протоколе изъятия алкогольной продукции, документов, ценников б/н от 26.11.2007 (л.д.40).
К акту проверки по факту выявленного нарушения приложены пояснения продавца Поляковой Е.Н. (уголок покупателя отсутствовал в связи с перестановкой в магазине с воскресенья до понедельника) (л.д. 42).
По результатам проверки налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении N 0118 от 14.12.2007 (л.д. 33), на основании которого вынесено постановление N 73 от 27.12.2007 о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. (л.д.25).
Считая указанное постановление инспекции незаконным ООО "Рица" обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из наличия нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод арбитражного суда является правильным, подтверждается материалами дела и соответствует действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных (кроме поименованных в ч. 1 и 2 названной статьи) правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон). Согласно статье 2 Закона под оборотом понимается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с положениями статьи 10.2 Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Порядок осуществления розничной торговли спорной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
В соответствии с п.9 Правил продажи отдельных видов товаров данные правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателя.
Согласно п.10 указанных правил если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
На момент проверки указанная информация отсутствовала.
Таким образом, факт совершения заявителем правонарушения материалами дела подтвержден.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что постановление по делу об административном правонарушении составлено без участия законного представителя общества. Из копий почтового конверта и письма, которым руководитель общества приглашается на рассмотрение материалов проверки (л.д. 22,30), усматривается, что уведомление было направлено заинтересованным лицом в адрес заявителя лишь 27.12.2007, т.е. в день вынесения обжалуемого постановления N 73 о привлечении общества к административной ответственности. Иных доказательств извещения общества о месте и времени рассмотрения административного дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя общества о рассмотрении административного дела.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом допущены существенные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, и при таких обстоятельствах оснований для привлечения к ответственности не имелось.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2008 года по делу N А47-420/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-420/2008
Истец: ООО "Рица"
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1779/2008