г. Челябинск |
|
7 апреля 2008 г. |
Дело N А76-419/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Фотиной О.Б., судей Серковой З.Н., Соколовой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Челябинской области на определение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2008 по делу N А76-419/2007 (судья Кузнецова М.В.), при участии: от уполномоченного органа - Зяблицевой Т.Е. (доверенность от 16.11.2007, N 74АА637300), от ОАО "Челябэнерго" - Даниловой Е.А. (доверенность от 10.01.2008 N ЧЭ-263),
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.08.2007 закрытое акционерное общество "Кыштымская фабрика швейных спортивных изделий "Динамо" (далее - ЗАО "КФШСИ "Динамо") признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком до 08.08.2008, конкурсным управляющим утверждена Белоусова Тамара Григорьевна.
В период процедуры наблюдения в отношении должника Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС РФ) в лице Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 по Челябинской области обратилась с требованием о признании обоснованной и включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в сумме 6293360 рублей, в том числе 2335100 рублей - недоимки, 3733060 рублей - пени, 225200 рублей - штрафа.
Определением от 12.07.2007 требования уполномоченного органа были признаны обоснованными частично, в сумме 533 852 рублей. В остальной части в удовлетворении заявления было отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2007 определение в части отказа в удовлетворении требования ФНС РФ отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела ФНС России ходатайством от 30.11.2007 N 09-13/40006 уточнила требования, уменьшив их размер, просила арбитражный суд установить и включить в реестр требований кредиторов требование по обязательным платежам в сумме 249800 рублей, в том числе 226446 рублей - недоимки и 23354 рублей - пени.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2008 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что при проведении выездной и камеральной налоговых проверок по соблюдению должником налогового законодательства было установлено, что должник необоснованно исключил из основных средств по счету 01 имущество, находящееся у него на праве полного хозяйственного ведения, в результате чего произошло занижение налоговой базы и образовалась спорная задолженность.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Челябэнерго" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что объект налогообложения, о котором идет речь в апелляционной жалобе, отсутствовал, т.к. имущество было признано собственностью Российской Федерации.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
С учетом мнения явившихся в судебное заседание представителей и в соответствии со ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, заслушав объяснения представителей уполномоченного органа и ОАО "Челябэнерго", проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, и было правильно установлено судом первой инстанции, Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 3 (далее - МИФНС РФ N 3) в период с 06.09.2006 по 15.09.2006 была проведена выездная налоговая проверка по соблюдению ЗАО "КФШСИ "Динамо" налогового законодательства по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль и налога на имущество за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, по результатам которой установлена неуплата налога на имущество за 2005 год в сумме 150964 рублей в результате занижения налоговой базы, вследствие необоснованного исключения должником из состава основных средств имущества, переданного учредителем в уставный капитал ЗАО "КФШСИ "Динамо" балансовой стоимостью 6862000 рублей. По результатам проверки инспекцией был составлен акт от 29.09.2006 N 977 (л.д.8 т.4), и 27.10.2006 вынесено решение N 150 (л.д.4 т.4) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде наложения штрафа в размере 20% от неуплаченного налога в сумме 30193 рублей. ЗАО "КФШСИ "Динамо" было предложено уплатить налог на имущество в сумме 150964 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 23354 рублей.
В ходе проверки, проведенной в сентябре 2006 года по соблюдению ЗАО "КФШСИ "Динамо" налогового законодательства по вопросу своевременности расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 полугодие 2006 года инспекцией был установлен факт занижения должником налоговой базы в сумме 6862000 рублей за счет необоснованного исключения из состава основных средств имущества, переданного учредителем в уставный капитал ЗАО "КФШСИ "Динамо" балансовой стоимостью 6862000 рублей, результатом чего явилась неуплата налога в размере 75482 рублей. По результатам проверки был составлен акт от 25.09.2006 N 1360 (л.д.13 т.4), и 16.10.2006 вынесено решение N 351 (л.д.131 т.4) об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором должнику предлагалось уплатить авансовый платеж по налогу на имущество за 1 полугодие 2006 года в сумме 75482 рублей и пени в сумме 2025,44 рублей.
На основании вынесенных МИФНС России N 3 решений должнику были выставлены требования об уплате налога на имущество от 18.10.2006 N 17586 на сумму 75482 рублей недоимки (л.д.28 т.2) и от 03.11.2006 N 17863 на сумму 150964 рублей недоимки и 23354 рублей пени (л.д.7 т.2). В связи с неуплатой должником налога и пени в добровольном порядке, инспекцией были приняты решения от 16.11.2006 N 3020 (л.д.31 т.2) и от 13.12.2006 N 3257 (л.д.9 т.2) о взыскании налога и пени в принудительном порядке за счет денежных средств должника, а впоследствии, в связи с отсутствием у должника денежных средств - решения об обращении взыскания на его имущество от 21.03.2007 N 602 (л.д.4 т.2) и от 17.04.2007 N 386 (л.д.22 т.2), на основании которых были вынесены постановления о взыскании налога и пени за счет имущества должника. По постановлению N 602 от 21.03.2007 судебным приставом-исполнителем 24.03.2007 было возбуждено исполнительное производство, которое окончено 28.03.2007, по основаниям п.5 статьи 27 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В связи с нахождением ЗАО "КФШСИ "Динамо" в процедуре банкротства, ФНС РФ в лице МИФНС РФ N 3 по Челябинской области обратилась в арбитражный суд за установлением требований к должнику в порядке, установленном ст.71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Отказывая в удовлетворении требований уполномоченного органа, арбитражный суд исходил из неправомерного начисления налога на прибыль, что повлекло недействительность выставленных требований об уплате налогов от 18.10.2006 N 17586 на сумму 75482 рублей недоимки (л.д.28 т.2) и от 03.11.2006 N 17863 на сумму 150964 рублей недоимки и 23354 рублей пени.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным, основанным на материалах дела и законе.
Согласно п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется приказами Министерства финансов РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". В соответствии с названными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 "Основные средства". В соответствии с п.22 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; в иных случаях.
Согласно постановлению Челябинской региональной организации ОГО ВФСО "Динамо" от 16.10.2003 N 2 ЗАО "КФШСИ "Динамо" создано в результате преобразования государственного предприятия - Кыштымской фабрики швейных спортивных изделий ВФСО "Динамо" (л.д.96 т.4), 18.12.2003 МИФНС России N 3 произведена государственная регистрация ЗАО "КФШСИ "Динамо" (л.д.1 т.5). В соответствии с п.5.1 Устава ЗАО "КФШСИ "Динамо" уставный капитал общества равен 6862000 рублей и вносится учредителями в виде основных фондов. Согласно передаточному акту от 05.10.2003 Кыштымская швейная фабрика спортивных изделий "Динамо" в лице директора Могильного В.И. передала ЗАО "Кыштымской швейной фабрике спортивных изделий "Динамо" в лице директора Могильного В.И. основные средства в сумме 6862000 рублей, включающие в себя здания, машины и оборудование (л.д.154 т.4). На момент проведения налоговой проверки указанное имущество не было отражено на балансовом счете N 01 "Основные средства" ЗАО "КФШСИ "Динамо" и предприятие не начисляло на него налог на имущество, поскольку не являлось собственником этого имущества. Так, в соответствии со ст.ст.96, 97, 99 Гражданского кодекса РФ имущество закрытого акционерного общества формируется за счет вкладов учредителей и принадлежит ему на праве собственности, а не на праве хозяйственного ведения. Согласно ст.96 ГК РФ создание акционерных обществ путем приватизации государственных предприятий определяются законами о приватизации этих предприятий. Государственная регистрация ЗАО "КФШСИ "Динамо" должна была быть произведена с учетом положений Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, так как общество создано на базе государственного предприятия - Кыштымской фабрики швейных спортивных изделий ВФСО "Динамо". Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы о переходе имущества от государственного предприятия к ЗАО "КФШСИ "Динамо" в законном порядке. Более того, отсутствие у ЗАО "КФШСИ "Динамо" имущества подтверждается решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.01.2008 по делу N А76-23874/2007, которым было установлено право собственности на переданное в уставный капитал ЗАО "КФШСИ "Динамо" имущество за Российской Федерацией (л.д.9 т.5), а также отчетами о результатах проведения процедуры наблюдения и конкурсного производства.
Таким образом, начисление налоговым органом налога на имущество произведено неправомерно, в силу принадлежности этого имущества не должнику.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованном исключении должником из основных средств по счету 01 имущества, находящегося у него на праве полного хозяйственного ведения и занижения налоговой базы по налогу на имущество, повторяет его довод в суде первой инстанции, правильно оцененный в обжалуемом определении как несостоятельный. При этом ссылки уполномоченного органа на ст.374 НК РФ судом апелляционной инстанции также не принимается, так как имущество, о котором идет речь в апелляционной жалобе, является не собственностью должника, а собственностью Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2008 по делу N А76-419/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
З.Н.Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-419/2007
Истец: ОАО ЭиЭ "Челябэнерго"
Ответчик: ЗАО "Кыштымская фабрика швейных спортивных изделий "Динамо"
Третье лицо: ФНС России в лице МИФНС России N3 по Челябинской области, ФНС России, конкурсному управляющему ЗАО" КФШСИ "Динамо" Белоусовой Т.Г., конкурсному управляющему ЗАО "КФШСИ "Динамо" Белоусовой Т.Г.