г. Челябинск |
|
24 апреля 2008 г. |
Дело N А76-8802/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей: Баканова В.В., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска и Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 февраля 2008 года по делу N А76-8802/2007 (судья Попова Т.В.), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска - Фролова К.И. (доверенность от 09.01.2008 N 05-02/125), Трапезниковой Т.В. (доверенность от 08.02.2008 N 05-02/5368); от Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Кудрявцевой А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 07-31/2); от закрытого акционерного общества "Манта" - Тимошевича В.Н. (доверенность от 27.12.2007 б/н), Тетюкова К.В. (доверенность от 10.01.2008 б/н);
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Манта" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.03.2007 N 3/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в сумме 8262127 руб., пеней по налогу на прибыль в сумме 2341928 руб. 10 коп., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 5569443 руб.19 коп., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 780305 руб., налоговых санкций, начисленных по п.3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль в сумме 3212350 руб. 50 коп., за неуплату НДС - в сумме 2118917 руб. 95 коп. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) от 25.05.2007 N 26-07/001353 об утверждении решения инспекции от 28.03.2007 N 3/14.
Инспекция, на основании п.3 ст. 45 НК РФ обратилась со встречным заявлением о взыскании с общества налогов, пеней и штрафов по решению от 28.03.2007 N 3/14 в общей сумме 22285071 руб. 28 коп. (т.3, л.д. 91- 96).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.02.2008 заявленные обществом требования удовлетворены, в удовлетворении требований по встречному заявлению налоговому органу отказано.
Инспекция и управление с решением суда не согласились и обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводом суда о недоказанности наличия в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, ссылаясь на то, что представленными в дело материалами выездной налоговой проверки налогоплательщика и проведенных в ее рамках контрольных мероприятий доказана и подробно описана схема, посредством которой общество, создав сеть организаций-посредников, через которых производилось приобретение товара, завышало себестоимость и увеличивало расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, а также наращивало входной НДС, подлежащий возмещению из бюджета. Инспекция ссылается на то, что товары транспортировались обществу напрямую от производителя, общество не представило товарно-транспортные накладные, свидетельствующие о перемещении и доставке товара от посредников; на то, что лица, указанные в качестве руководителей и главных бухгалтеров посредников: ООО "Энерготехсервис", ООО "А-Строй", ЗАО "Центрополис", ООО "Фотон-ЛТД", ООО "СибОпт", ЗАО "ЖелДорБлок" отрицают создание указанных юридических лиц, осуществление в них деятельности и подписание договоров поставки. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что посредники действовали помимо воли лиц, их учредивших, что противоречит положениям ст.49-53 ГК РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, налоговый орган сделал вывод о том, что сделки, заключенные налогоплательщиком с ООО "Фотон ЛТД", ООО "А-Строй", ЗАО "Центрополис", ООО "СибОпт", ООО "Энерготехсервис" являются мнимыми, совершены лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а следовательно не влекущих юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. На этом основании налоговый орган считает, что правомерно рассчитал себестоимость запорно-пломбировочных устройств по отпускной цене изготовителя товара, исключив наценку, осуществленную организациями-посредниками, и сделал вывод о завышении обществом стоимости приобретенного товара, занижении налоговой базы по налогу на прибыль и завышении суммы вычетов по НДС.
Инспекция не согласна с выводами суда о неправильности произведенного расчета доначисленных налогов, ссылаясь на то, что для расчета использовались цены, указанные в спецификации к договорам, заключенным между ЗАО ИПК "Страж" и ЗАО "ЖелДорБлок", имеющих длительный характер и устанавливающих цены на товар на проверяемый период, а также не согласна с выводом о недоказанности взаимозависимости организаций - участников схемы в соответствии с п.1 ст. 20 НК РФ. Указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что Лебедев В.Н., Лебедев П.Н., Лебедев А.П. значатся в различные периоды учредителями, или руководителями перечисленных организаций, либо лицами, обратившимися с заявлением о регистрации данных юридических лиц.
С учетом изложенных обстоятельств, налоговый орган считает, что общество правомерно привлечено к ответственности. Ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявления налогоплательщику отказать и удовлетворить встречное заявление, о взыскании с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в общей сумме 22285071 руб. 28 коп.
Управление в апелляционной жалобе указывает те же обстоятельства, которые приводит инспекция, принятое инспекцией решение от 28.03.2007 N 3/14 считает правильным, просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявления налогоплательщику отказать.
Общество с доводами, изложенными в апелляционных жалобах не согласно, считает, что решение суда является законным и обоснованным, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Налогоплательщик ссылается на то, что в судебном заседании не нашло подтверждение, что между обществом и ЗАО "ЖелДорБлок", ЗАО ИПК "Страж" имелись какие-либо договорные отношения, а также согласованность в действиях с посредниками, направленными на получение необоснованной налоговой выгоды за счет увеличения расходов на приобретение товара. Общество осуществляло сделки с реальным товаром, приобретало запорно-пломбировочные устройства у ООО "Энерготехсервис", ООО "А-Строй", ЗАО "Центрополис", ООО "Фотон-ЛТД", ООО "СибОпт" и в последующем реализовало его на экспорт и на внутреннем рынке. Приобретенный у посредников товар оприходован и оплачен, что документально подтверждено и не оспорено налоговым органом. Инспекция не представила доказательств того, что общество получало доход исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность от сделок со своими контрагентами. Кроме того, у налогового органа не было оснований для исчисления налогов расчетным путем, примененный им расчет не основан на ст. 40 НК РФ, поскольку инспекция не использовала информацию о рыночных ценах на идентичный (однородный товар) в сравниваемом периоде, реализовавшийся на идентичных (сопоставимых) условиях. Обществом представлены прайс - листы на реализацию в г.Челябинске идентичного товара, в котором цены приведены выше, нежели тех, по которым приобретался товар у посредников.
Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, общество просит в удовлетворении апелляционных жалоб инспекции и управлению отказать, решение суда первой инстанции от 04.02.2008 оставить без изменения.
Третьи лица: ЗАО ИПК "Страж" и ЗАО "ЖелДорБлок" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционные жалобы не представили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (извещения от 24.04.2008).
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали изложенные доводы.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, НДС за период с 01.10.2004 по 30.06.2006, по результатам которой составлен акт проверки от 22.02.2007 N 3 (т.1, л.д.15 - 43) и вынесено решение от 28.03.2007 N 3/14 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д. 44- 64) по п.3 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в сумме 3212350 руб. 50 коп., за неуплату НДС - в сумме 2118917 руб. 95 коп., обществу также предложено уплатить доначисленные проверкой налоги и пени, в том числе: налог на прибыль в сумме 8262127 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 2341928 руб. 10 коп., НДС в сумме 5569443 руб.19 коп., пени по НДС в сумме 780305 руб.
Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о том, что общество в проверяемом периоде приобретало запорно-пломбировочные устройства, для последующей реализации на экспорт Петропавловскому филиалу некоммерческого партнерства "Центр учета и контроля за использованием и утилизацией запорно-пломбировочных устройств на железнодорожном транспорте" в Республику Казахстан через посредников: ЗАО "ЖелДорБлок" (г.Тверь), ООО "Энерготехсервис" (г.Горно-Алтайск), ООО "А-Строй" (г.Челябинск), ЗАО "Центрополис" (г.Челябинск), ООО "СибОпт" (г.Новосибирск), которые номинально участвовали в приобретении товаров, так как товары поступали напрямую от изготовителя товара ЗАО ИПК "Страж" (г.Москва) в общество. Из проведенного анализа представленных деклараций по НДС следует, что сумма налога к уплате в бюджет за проверяемый период организаций - посредников составила 240306 руб., тогда как сумма НДС, поставленная обществом к возмещению из бюджета составила 1366262 руб. От приобретения товара по цепочке общество получало незаконную налоговую выгоду, так как на каждом этапе осуществлялось наращивание входного НДС, подлежащего возмещению из бюджета при оплате поставщикам по более высокой цене по сравнению с ценой производителя. При приобретении реальной, экономически оправданной себестоимости запорно-пломбировочных устройств налоговым органом была использована отпускная цена предприятия-изготовителя данного товара ЗАО ИПК "Страж" (т.1, л.д. 44- 50).
Суд, удовлетворяя заявление, посчитал, что изложенные инспекцией в решении обстоятельства не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика, и не являются основанием для привлечения его к ответственности, доначисления налогов и пеней. Судом также указано на неправомерность расчета доначисленных налогов, произведенного без учета соблюдения правил определения рыночной цены.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Из материалов дела следует, что обществом были заключены договоры поставки с ООО "Энерготехсервис", ООО "А-Строй", ЗАО "Центрополис", ООО "СибОпт" на приобретение запорно-пломбировочных устройств. Указанный товар поступил в адрес налогоплательщика, был им оприходован, оплачен и в последующем реализован. Указанные обстоятельства не оспариваются налоговым органом и подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами: сводными реестрами документов, копиями счетов-фактур и накладных (т.4, л.д.51- 151, т.5, л.д. 1-62, т.6, л.д. 18- 96).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Инспекция не оспаривает, что представленные обществом документы соответствуют требованиям законодательства, а указывает на то, что фактически имело место поступление товара напрямую от завода -изготовителя, что подтверждается свидетельскими показаниями директора ЗАО "ЖелДорБлок" - Столбинской Н.И. и контрольными мероприятиями, в ходе которых установлено, что регистрация организаций-поставщиков была осуществлена с нарушением действующего законодательства на "подставные" физические лица (т.1, л.д.45).
Из представленных в материалы дела протокола допроса свидетеля Столбинской Н.И. от 18.12.2006 (т.2, л.д. 67- 68), следует, что в проверяемом периоде она являлась директором ЗАО "ЖелДорБлок". В 2004 и в 2005гг. между ЗАО "ЖелДорБлок" и ЗАО ИПК "Страж" были заключены договоры поставки запорно-пломбировочных устройств. Заключение договоров согласовывалось с ЗАО "Манта". В связи с отсутствием складских помещений у ЗАО "ЖелДорБлок", поставка товара осуществлялась с завода-изготовителя напрямую.
Между тем, в материалы дела представлено заявление Столбинской Н.И. от 26.02.2007, из которого следует, что она дала неправильные показания и от них отказывается (т.4, л.д.8).
Из отзыва ЗАО ИПК "Страж", привлеченного в дело в качестве третьего лица следует, что изготавливаемая продукция в адрес ЗАО "Манта" не поставлялась и не отпускалась по указанию ООО "Энерготехсервис", ООО "А-Строй", ЗАО "Центрополис", ООО "СибОпт", с указанными организациями: ООО "Энерготехсервис", ООО "А-Строй", ЗАО "Центрополис", ООО "СибОпт" договоры поставки не заключались. Поставка продукции осуществлялась в адрес ЗАО "ЖелДорБлок" в соответствии с договорами поставки от 27.01.2004 N К-20/04 и от 24.12.2004 N К-14/05. Условия заключенных с ЗАО "ЖелДорБлок" договоров поставки и цены на продукцию с ЗАО "Манта" не согласовывались (т.4, л.д.64-65).
Инспекция в обоснование довода о том, что представителем на железной дороге ЗАО "ЖелДорБлок" являлось ЗАО "Манта", соответствующих доказательств суду не представило.
Не принимается судом апелляционной инстанции довод инспекции о недоказанности обществом факта реального перемещения товаров от поставщиков в связи с непредставлением товарно-транспортных накладных.
Принятие товара на учет в рассматриваемых случаях подтверждалась обществом товарными накладными по форме N ТОРГ-12, соответствующей форме первичных документов, установленной ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 указанного Закона.
В альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, имеется такой первичный учетный документ, как товарная накладная по форме N ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и служит основанием для оприходования этих ценностей.
Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная по форме 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Таким образом, товарно-транспортная накладная является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей с организациями-перевозчиками, и служит для расчетов грузоотправителей или грузополучателей с перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Поскольку организация осуществляет торговые операции, а не перевозку товаров, первичными документами для нее являются не товарно-транспортные накладные, а товарные накладные.
В данном случае приобретенные налогоплательщиком товары приняты на учет по оформленным в установленном порядке товарным накладным, которые являются первичными документами.
В обоснование недобросовестности налогоплательщика налоговый орган ссылается на то, что посредниками были допущены нарушения законодательства при регистрации юридических лиц и на то, что сумма НДС, подлежащая уплате за проверяемый период посредниками, составила 240306 руб., тогда как сумма НДС, указанная обществом к возмещению из бюджета составила 1366262 руб. (т.1, л.д.45).
Между тем, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогоплательщика подтверждать уплату в бюджет НДС другими налогоплательщиками-поставщиками материальных ресурсов. Приобретение и уплату стоимости товаров, включая НДС, непосредственным поставщикам заявитель подтвердил надлежащими доказательствами, не опровергнутыми налоговым органом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Кроме того, в случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога юридическими лицами - контрагентами налогоплательщика налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование источника возмещения сумм НДС.
Доводы налогового органа о регистрации организаций-посредников с нарушением действующего законодательства на "подставные" физические лица" основаны ссылкой на протоколы опросов граждан (п.1.1.15 акта проверки). Между тем, каких-либо доказательств касающихся признания регистрации данных предприятий недействительной, исключения их из ЕГРЮЛ, налоговый орган не представил. Направление налоговых деклараций поставщиками общества с одного адреса: г.Челябинск, ул. Труда, 95 не является нарушением требований законодательства, поскольку гражданское законодательство не содержит ограничений осуществления хозяйственной деятельности в зависимости от территориальной регистрации налогоплательщика.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается статьями 65 и 200 АПК РФ на орган, который принял решение.
Инспекция не представила доказательств того, что общество получало доход исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность от сделок со своими контрагентами.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляло сделки с реальным товаром и в последующем реализовало его на экспорт (т.5, л.д. 116-143).
Доказательств реализации приобретенного товара по цене ниже либо равной себестоимости, сформированной поставщиками товара, налоговый орган не привел.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.2007 N 9893/07, для признания за налогоплательщиком права на вычет НДС и на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных затрат требуется подтверждение факта совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров.
С учетом изложенного, подлежат отклонению доводы налогового органа о создании обществом схемы движения товаров с целью удлинения цепочки посредников, заключении экономически необоснованных сделок и увеличении стоимости товара с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Арбитражный апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований у налогового органа для применения расчетного метода и о том, что произведенный расчет не учитывает требования ст. 40 НК РФ.
Из решения инспекции от 28.03.2007 N 3/14 следует, что при определении сумм налоговых вычетов, инспекцией был применен расчетный метод.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Пунктом 1 статьи 166 НК РФ предусмотрен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, исходя из которого сумма налога при определении налоговой базы на основании статей 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Согласно пункту 7 статьи 166 Кодекса в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.
Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).
Исходя из статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, названных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 171 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, при рассмотрении вопроса обоснованности заявленных налоговых вычетов налоговый орган вправе исходить лишь из тех документов, которые представляет налогоплательщик, при этом надлежащими документами в силу положения статьи 172 НК РФ являются первичные документы и счета-фактуры. Обязанности по проведению дополнительных контрольных мероприятий либо по определению суммы вычета расчетным способом при отсутствии у налогоплательщика необходимых документов у налогового органа не возникает.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражный Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.10.2007 N 8686/2007.
Апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции о несоблюдении инспекцией правил определения рыночной цены при вынесении решения о доначислении налога на прибыль.
В соответствии с положениями статьи 40 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в указанных случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 НК РФ рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи, при этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.
В частности, при определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитываются информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях, количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств. При этом принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Согласно пункту 11 статьи 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что инспекцией при осуществлении расчетов не были использованы официальные источники информации о рыночных ценах на приобретенные обществом запорно-пломбировочные устройства, что является нарушением требований ст. 40 НК РФ.
При расчете налога на прибыль учитывались отпускные цены завода-изготовителя ЗАО "ЖелДорБлок", без учета расходов по доставке продукции до г.Челябинска.
Обществом представлены прайс - листы на реализацию в г.Челябинске идентичного товара, в котором цены приведены выше, нежели тех, по которым приобретался товар у посредников (т.5, л.д.144).
Апелляционный суд считает несостоятельными доводы налогового органа о недоказанности налоговым органом взаимозависимости организаций - участников схемы в соответствии с п.1 ст. 20 НК РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на орган, который принял решение.
В соответствии со ст.20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в пункте 3.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 441-О, право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 НК РФ, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом и если заинтересованность указанных лиц повлияла на условия или экономические результаты их деятельности в виде отклонения цены реализации в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены, определяемой по правилам пунктов 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
Вместе с тем, налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие взаимозависимость участников сделок, а также доказательств родственных отношений между Лебедевым В.Н., Лебедевым П.Н., Лебедевым А.П., и того, каким образом эти отношения повлияли на результаты финансово-хозяйственных отношений.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах аналогичны доводам, изложенным в оспариваемом решении инспекции, отзыве на заявленные требования и явились предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции. Суд оценил доказательства в их совокупности и взаимной связи относительно возможности (невозможности) отнесения заявителя к категории добросовестных налогоплательщиков. В решении суда первой инстанции мотивировано отклонены выводы и обстоятельства, на которых построена позиция налогового органа. Выводы суда первой инстанции сделаны на основании исследования всех материалов дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и учитывая, что НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с управления подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь частью 1 статьи 110, статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской от 04 февраля 2008 года по делу N А76-8802/2007 оставить без изменения, апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска и Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8802/2007
Истец: ЗАО "Манта"
Ответчик: УФНС по Челябинской области, ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Третье лицо: ЗАО ИПК "Страж", ЗАО "ЖелДорБлок"
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5762/2007