г. Челябинск
28 мая 2008 г. |
N 18АП-2424/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 февраля 2008 года по делу N А76-5100/2007 (судья В.В. Худякова), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" - Базанова А.В. (доверенность N 165 от 04.05.2008), от Территориального отделения Управления Роспотребнадзора в Катав-Исановском районе - Шкериной О.С. (доверенность N 15/30-06 от 09.01.2008),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" (далее - заявитель, общество, ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз") 24.01.2007 обратилось с заявлением в Катав-Ивановский городской суд об отмене постановления от 12.01.2007 N 341 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей, вынесенного заместителем главного государственного санитарного врача по Челябинской области Прачкиным П.И.
Решением от 02.02.2007 Катав-Ивановского городского суда спорное постановление оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Определением от 26.03.2007 судьи Челябинского областного суда решение от 02.02.2007 Катав-Ивановского городского суда отменено.
Сопроводительным письмом от 16.04.2007 N 1922 городского суда дела передано по подведомственности в Арбитражный суд Челябинской области, где принято к производству 23.04.2007.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2007 по настоящему делу в удовлетворении заявления общества к территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Катав-Ивановском районе отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2007 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.12.2007 по делу N Ф09-10319/07-С1 решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2008 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе указано, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к компетенции органов местного самоуправления. Следовательно, организация горячего водоснабжения это функция Юрюзанского городского поселения. Поэтому общество не может нести ответственность за соблюдение санитарных норм и правил.
В качестве ответчика судом первой инстанции указано Территориальное отделение Управления Роспотребнадзора в Катав-Ивановском районе, который не имеет статуса юридического лица. Таким статусом обладает Управление Роспотребнадзора по Челябинской области.
Решение в отношении Территориального отдела без участия Управления Роспотребнадзора по Челябинской области является незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Территориального отделение Управления Роспотребнадзора в Катав-Ивановском районе устно возражала не нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения предстателей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" зарегистрировано в качестве юридического лица, создано Областным государственным унитарным предприятием "Челябоблжилкомхоз", действует на основании устава (л.д. 19).
На основании распоряжения от 01.12.2006 N 161 начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Катав-Ивановском районе Прачкина П.И. проведено внеплановое мероприятие по контролю (надзору) системы горячего водоснабжения г. Юрюзани в отношении ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз", по результатам чего составлен акт от 26.12.2006 N 514 (л.д. 8-9, 118).
Этим же должностным лицом 27.12.2006 составлен протокол N 341 об административном правонарушении юридического лица - ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз", по статье 6.3 КоАП РФ (л.д. 17).
По результатам мероприятий по контролю территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Катав-Ивановском районе в лице его начальника Прачкина П.И. вынесено постановление от 12.01.2007 N 341 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, с наложением на ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 7).
По существу вышеуказанными документами обществу вменено нарушение требований СанПин 4723-88 от 01.01.1989 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения" - пункты 1.4, 2.1, 3.1, 4.10, 4.11, 4.12; СанПин 2.1.4 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" - раздел 3. Качество горячей воды не соответствует требованиям СанПин 2.1.4. 1074-01 по органолептическим свойствам - мутность, цветность, а также температура.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
На момент выявления данного факта и привлечения общества к административной ответственности санкция данной статьи устанавливала аналогичные размеры штрафа, но кратно к минимальным размерам оплаты труда.
Из материалов дела следует, что система горячего водоснабжения в г. Юрюзани Катав-Ивановского района функционирует в нарушение требований СанПин. Эксплуатация системы централизованного горячего водоснабжения осуществляется при открытой системе теплоснабжения без комиссионного разрешения на ввод в эксплуатацию, как того требует п. 2.13 СанПин 4723-88. Существующая система горячего водоснабжения и качество горячей воды не соответствует государственным санитарно-эпидимиологическим правилам и нормативам, что подтверждается результатами лабораторных испытаний, разбор горячей воды производится из системы отопления. Лабораторный контроль качества горячей воды управляющей организацией не осуществляется. В связи с чем, не обеспечивается эпидемическая безопасность воды и благоприятность ее органолептических свойств, не предупреждается возможность вредного влияния микробиологического и химического состава воды на организм человека.
В соответствии со статьями 11, 25, 29, 32 и 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Факты выявленных нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела (л.д. 43-49, 101-107, 127-133) и обществом не оспариваются.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в его невиновных действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к компетенции органов местного самоуправления, следовательно, организация горячего водоснабжения это функция Юрюзанского городского поселения, поэтому общество не может нести ответственность за соблюдение санитарных норм и правил, подлежат отклонению.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Между тем, согласно пункту 1.5 устава предметом деятельности общества является производство и распределение пара и горячей воды.
Согласно договору от 01.05.2005 N 4, заключенному между Катав-Ивановским комитетом по управлению имуществом и ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз", комитет передал обществу функции осуществления хозяйственной деятельности по управлению многоквартирным жилищным фондом, и общество осуществляет управление этим фондом в соответствии с действующим законодательством, применяет методы и способы управления, обеспечивающие повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, улучшение качества услуг одновременным снижением затрат.
Общество обязуется контролировать полноту и качество предоставляемых поставщиками жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.1.4 договора).
При этом уставом ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" установлена цель деятельности - получение прибыли, в которую включается, в том числе плата за коммунальные услуги.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), закреплены следующие понятия:
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором (подпункт б) пункта 49 Правил).
Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги соответственного качества, безопасные для жизни и здоровья населения.
Пункт 76 Правил определяет, что исполнитель несет ответственность за вред, причиненный здоровью вследствие оказания некачественных коммунальный услуг независимо от его вины и не освобождается от ответственности при нарушении обязательств со стороны контрагентов или отсутствия у исполнителя денежных средств на оказание качественных услуг.
Как пояснил представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Катав-Ивановском районе, вред здоровью населения г. Юрюзани на момент вынесения оспариваемого решения установлен, зарегистрировано 14 случаев ротовирусной кишечной инфекции у лиц, проживающих в многоквартирных домах, и у организованных детей (посещающих детские учреждения). Общим у данных лиц является потребление горячей воды, которая не отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде, как того требуют санитарные нормы, а является технической водой, подаваемой из системы отопления без надлежащей очистки и дезинфекции.
Таким образом, именно управляющая компания несет ответственность за то, что система горячего водоснабжения в г. Юрюзани Катав-Ивановского района функционирует с нарушением требований санитарных норм и правил при отсутствии со стороны ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" обязательного лабораторного контроля, что подтверждается предписанием от 26.12.2006 N 514, предписанием от 05.03.2007 N 96, предписанием от 27.04.2007 N 102, а также письмом от 21.06.2006 N 291 Главы Юрюзанского городского поселения о том, что подачу горячей воды потребителю, а также контроль за качеством горячей воды осуществляет ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" (л.д. 39, 40, 93, 100).
Орган местного самоуправления в данном случае выполнил свою функцию по организации горячего водоснабжения, передав этот вопрос по договору в ведение и ответственность управляющей организации, что последняя приняла на себя, но контрольные полномочия не исполнила, поэтому действия ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном даме включает в себя плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в плату за коммунальные услуги включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение).
Из материалов дела следует, что обществом взимается плата за жилое помещение, в том числе за горячую воду (т. 1 л.д. 12, т. 2 л.д. 77-83).
В соответствии со ст. 424 ГК РФ выполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В Челябинской области уполномоченным государственным органом является Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области". Постановление ГК ЕТО по определению тарифа на горячее водоснабжение г. Юрюзани на момент вынесения оспариваемого решения отсутствовало. Ссылка заявителя на постановление об утверждении тарифа на тепловую энергию является несостоятельной, поскольку по данному тарифу оплачивается услуга по отоплению помещений, а не горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления от 12.01.2007 N 341 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в качестве ответчика судом первой инстанции указано Территориальное отделение Управления Роспотребнадзора в Катав-Ивановском районе, который не имеет статуса юридического лица, таким статусом обладает Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, решение в отношении Территориального отдела без участия Управления Роспотребнадзора по Челябинской области является незаконным, подлежит отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку по данному делу оспаривается постановление, вынесенное заместителем главного государственного санитарного врача по Челябинской области Прачкиным П.И.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается. Существенных процессуальных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущено. Наказание назначено в пределах санкции статьи вмененного правонарушения, в минимальном размере.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними и не устраняют выявленных в действиях заявителя нарушений.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах с учетом доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 февраля 2008 года по делу N А76-5100/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5100/2007
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Катав-Ивановском районе