г. Челябинск
04 июня 2008 г. |
N 18АП-3183/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Костина В.Ю., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07 апреля 2008 по делу N А47-597/2008 (судья Цыпкина Е.Г.),
УСТАНОВИЛ
государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (далее - заявитель, учреждение, пенсионный фонд) 01.02.2008 обратилось с заявлением от 30.01.2008 в Арбитражный суд Оренбургской области о взыскании с закрытого акционерного общества "Электрон-Сервис" (далее - ответчик, общество, ЗАО "Электрон-Инвест", страхователь) в порядке абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" финансовых санкций в сумме 3047 рублей 80 копеек за предоставление недостоверных сведений за 2006 год по персонифицированному учету.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07 апреля 2008 по настоящему делу требования учреждения удовлетворены частично. Суд взыскал с общества в доход пенсионного фонда штраф в размере 3046 рублей 90 копеек. В остальной части требований отказал. Взыскал с ответчика в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 499 рублей 85 копеек.
Пенсионный фонд не согласился с указанным судебным решением в части отказанных требований и обжаловал его в апелляционном порядке. В жалобе указал, что судом неверно проведен анализ имеющегося в материалах дела документа - ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11), поскольку в графе "начислено страховых взносов на страховую часть пенсии" указана сумма именно 28965 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии указана сумма 1513 рублей, соответственно сумма начисленных страховых взносов составляет 30478 рублей, при этом размер финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ) исчислен заявителем правильно и составляет 3047 рублей 80 копеек (10% от 30478). Суд неправильно указал, что по ведомости (форма АДВ-11) сумма начисленных страховых взносов на страховую часть страхователь указал 28956 рублей, что не соответствует обстоятельствам дела, поскольку эта сумма находится в графе "уплачено страховых взносов", а не начислено.
При этом в апелляционной жалобе учреждение утверждает, что по материалам дела сумма начисленных за 2006 год взносов ответчика меньше суммы уплаченных страховых взносов.
Общество не представило отзыв на апелляционную жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители сторон в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит основания для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела закрытое акционерное общество "Электрон-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.02.1994, ОГРН 1025601998817, по адресу: 462404, Оренбургская область, г. Орск, ул. Чернышева, 22, зарегистрировано в пенсионном фонде в качестве страхователя N 066-423-001122, постоянно действующим исполнительным органом является директор - Никольская Валентина Павловна, зарегистрированная по адресу: 462404, Оренбургская область, г. Орск, ул. Котовского, 49 (л.д. 20-25, 38-42).
27.02.2007 ответчиком в пенсионный фонд представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2006 год, из которой следует (раздел 2 декларации), что сумма начисленных платежей по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за расчетный период составила 28637 рублей, сумма начисленных платежей по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за расчетный период составила 1492 рубля. Всего начислено 30129 рублей. В разделе 3 декларации сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указана в размере 30470, то есть 29957+1513 (л.д. 16-18).
Обществом 24.01.2007 представлена ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) по состоянию на 31.12.2006 из расчета числа застрахованных лиц - 6, в которой начислено страховых взносов всего 30478 рублей, из них на страховую часть трудовой пенсии - 28965 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - 1513, а уплачено всего 30469 рублей, из них 28956 рублей и 1513 рублей соответственно (л.д. 19).
Пенсионным фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности предоставления сведений персонифицированного учета страхователем - ЗАО "Электрон-Сервис", о начисленных страховых взносах.
Обществу 30.07.2007 направлено уведомление о выявленном в ходе камеральной проверки несоответствии между формой АДВ-11 и налоговой декларацией, а именно начислено страховых взносов: на страховую часть 28965 рублей, на накопительную часть 1513 рублей (по АДВ-11), начислено страховых взносов: на страховую часть 28637 рублей, на накопительную часть 1492 рублей (по декларации). Разница: страховая часть 329 рублей, накопительная часть 20 рублей. Ответчику предложено в срок до 10.08.2007 представить необходимые пояснения по выявленным расхождениям в пенсионный фонд по указанному адресу, в противном случае буде составлен акт камеральной проверки, на основании которого будет рассмотрен вопрос о применении к обществу финансовых санкций в соответствии со ст. 17 закона N 27-ФЗ. Данное уведомление направлено почтой 31.07.2007 при отсутствии доказательств его получения страхователем (л.д. 5, 6-7).
Актом от 10.08.2007 N 509 камеральной проверки установлено, что страхователем нарушен п. 2 ст. 11 закона N 27-ФЗ: предоставлены недостоверные сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (в части соответствия начисленных сумм по форме АДВ-11, в связи с чем в соответствии со ст. 17 закона N 27-ФЗ сумма финансовых санкций, подлежащая к уплате обществом, составила 3047 рублей 80 копеек (30478х10%). В акте пенсионный фонд уведомляет ответчика, что рассмотрение материалов о привлечении к ответственности состоится 05.09.2007 с 16-00 до 16-30 по адресу учреждения (л.д. 8).
Направленная почтой 14.08.2007 копия акта возвращена заявителю 21.08.2007 с отметкой о том, что организация не зарегистрирована (л.д. 9-10).
18 сентября 2007 года учреждением принято решение N 509 о взыскании с ЗАО "Электрон-Инвест" за представление недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, финансовых санкций в размере 3047 рублей 80 копеек, с предложением добровольной уплаты. Копия решение возвращена в пенсионный фонд 25.09.2007 с аналогичной отметкой (л.д. 11, 12).
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке названного решения (его неполучением) пенсионный фонд требованием от 23.10.2007 N 509 предложил в досудебном порядке уплатить сумму финансовых санкций. Данное требование ответчиком также не получено и 25.20.2007 возвращено заявителю с отметкой о том, что организация не зарегистрирована (л.д. 13, 14-15).
Неисполнение ЗАО "Электрон-Инвест" требования послужило основанием учреждению для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для такого взыскания, однако посчитал, что заявитель неправильно исчислил размер финансовой санкции, так как по ведомости (форма АДВ-11) страхователь указал сумму начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 28956 рублей, а не 28965 рублей, как везде указывает заявитель. Поэтому суд пришел к выводу, что размер финансовой санкции должен составлять 3046 рублей 90 копеек (30469 (28956+1513) х 10%).
Требования пенсионного фонда и выводы арбитражного суда первой инстанции являются ошибочными, основанными на неправильном толковании действующего материального и процессуального законодательства.
В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.
Согласно ст. 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Во исполнение требований Закона N 27-ФЗ такая Инструкция утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" (далее - Инструкция).
Из содержания п. 57 Инструкции территориальный орган ежегодно, в частности, до 1 марта осуществляет прием индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку сумм уплаченных им страховых взносов за расчетный период с данными о суммах платежей, учтенных в базе данных территориального органа. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к ведомости по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с п. 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество необходимые для осуществления персонифицированного учета за 2006 г. сведения первоначально представило в учреждение 27.02.2007. В июле 2007 года в ходе проверки указанных сведений пенсионным фондом обнаружены ошибки.
Однако устранения ошибок в порядке вышеназванных положений Инструкции не последовало, так как ЗАО "Электрон-Инвест" уведомление, акт камеральной проверки, решение и требование пенсионного фонда не получало - эти документы направлялись почтой по юридическому адресу общества, возвращены за отсутствием такой организации по адресу: 462404, Оренбургская область, г. Орск, ул. Чернышева, 22.
Пенсионным фондом при определении размера финансовой санкции и судом при рассмотрении требований по существу не учтено следующее.
Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" (далее - информационное письмо N 79) размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Во исполнение изложенного Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 разъяснил, что его территориальным органам следует четко руководствоваться положениями пункта 16 информационного письма N 79 и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд только в отношении тех застрахованных лиц, за которых вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
Как следует из материалов дела, ни в акте камеральной проверки от 10.08.2007 N 509, ни в решении от 18.09.2007 N 509 о привлечении общества к ответственности не отражено, в отношении какого числа своих работников обществом представлены недостоверные сведения. Между тем отражение указанной информации влияет на размер штрафа, так как он исчисляется только от платежей, начисляемых на застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Таким образом, неправомерным является вывод учреждения о том, что начисление суммы штрафа производится из общей суммы начисленных обществом страховых взносов за 2006 год.
По тем же основаниям неправильным является решение суда первой инстанции.
Кроме того, пенсионным фондом нарушен порядок привлечения страхователя к установленной ответственности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 13 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ (в редакции от 30.12.2006) "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, начавшиеся после 31 декабря 2006 г., проводятся в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона).
Согласно положениям п. 2, 14 ст. 101 Налогового кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Материалами дела подтверждается, что уведомление от 30.07.2007, акт камеральной проверки от 10.08.2007 N 509, решение от 18.09.2007 N 509 и требование от 23.10.2007 N 509 страхователь (общество) не получал.
При этом фактически материалы проверки были рассмотрены и решение о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, вынесено учреждением 18.09.2007, однако, в акте камеральной проверки указано, что материалы проверки будут рассмотрены 05.09.2007. Доказательств того, что пенсионным фондом в период с 05.09.2007 по 18.09.2007 ЗАО "Электрон-Инвест" надлежащим образом извещалось о новой дате, времени и месте рассмотрения результатов камеральной проверки, не представлено.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих надлежащее извещение страхователя о рассмотрении материалов проверки именно 18.09.2007, а не 05.09.2007.
Следовательно, не обеспечив возможность участия общества в процессе рассмотрения материалов проверки, учреждение нарушило положения п. 2 ст. 101 Налогового кодекса, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных управлением требований о взыскании с предпринимателя 3047 рублей 80 копеек штрафа.
Вместе с тем, заявитель обладал информацией не только о юридическом адресе общества, но и его директоре, учредителях, адреса и телефоны которых имеются в выписке из ЕГРЮЛ, которую само учреждение представило в арбитражный суд первой инстанции.
Несмотря на это пенсионный фонд не предпринял исчерпывающих мер по получению доказательств надлежащего извещения страхователя о проводимой камеральной проверке и ее результатах.
Вместе с тем, арбитражным апелляционным судом получен письменный отзыв от 03.06.2008 на вызов суда в судебное заседание от Никольской Валентины Павловны, в котором указано, что она не является директором ЗАО "Электрон-Инвест" с мая 2007 года, а также не является акционером общества с июля 2007 года. Представила копии: приказа от 24.05.2007 N 1 общества об увольнении ее с должности директора и Малаховой Нины Ивановны с должности главного бухгалтера в связи со сменой собственника и реорганизацией предприятия; договора купли-продажи от 24.07.2007 100 штук обыкновенных акций частному лицу Нуриеву Намигу Анвер оглы; акта от 24.07.2007 приемки и передачи документов; ответа от 23.10.2007 Никольской В.П. заместителю начальника учреждения по поводу письма от 17.10.2007 пенсионного фонда о необходимости приведения в соответствие сведений за расчетный период 2006 г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 г. с приложением копии приказа от 24.05.2007 N 1 о ее увольнении с должности директора ЗАО "Электрон-Инвест", полученное учреждением согласно почтовому уведомлению 24.10.2007.
Ни пенсионным фондом, ни судом вышеуказанные материальные и процессуальные основания не проверялись, не исследовались, оценка им не дана.
Это соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 25.12.2007 N Ф09-9857/07-С-1 по делу N А60-8974/07, от 18.03.2008 N Ф09-1622/08-С1 по делу N А71-6003/07).
Руководствуясь статьей 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07 апреля 2008 по делу N А47-597/2008 отменить полностью.
В удовлетворении заявленных государственным учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области, требований о взыскании с закрытого акционерного общества "Электрон-Сервис" в порядке абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" финансовых санкций в сумме 3047 рублей 80 копеек за предоставление недостоверных сведений за 2006 год по персонифицированному учету, отказать в полном объеме.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-597/2008
Истец: ГУ - УПФР в г. Орске Оренбургской области
Ответчик: Закрытое акционерное общество "Электрон - Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3183/2008