г. Челябинск
04 июня 2008 г. |
N 18АП-2971/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Малышева М.Б., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 марта 2008 года по делуN А76-26323/2007 (судья В.В. Ваганова), при участии от подателя апелляционной жалобы - Сковпень Е.Р. (доверенность от 03.12.2007 N 137), Пивоваровой Л.В. (доверенность от 01.02.2008 N 63), от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области - Малофеева А.Е. (доверенность от 09.01.2008 N 49/8), от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" - Бородулина Н.А. (доверенность от 21.01.2008 N 2),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" (далее ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ" им. академ. Е.И. Забабахина", унитарное предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - УФАКОН, Управление Роснедвижимости), Комитету по управлению имуществом города Снежинска Челябинской области (далее - комитет, КУИ г. Снежинска), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП") с заявлением: 1) о признании незаконными действий УФАКОН по утверждению 01.11.2004 землеустроительного дела N 04/199 земельного участка с кадастровым номером 74:40:01 06:008:0008, расположенного в г. Снежинск Челябинской области и обязании Управления Роснедвижимости отменить утверждение 01.11.2004 землеустроительного дела N04/199 земельного участка с кадастровым номером 74:40:01 06:008:0008; 2) признании незаконными действий ФГУ "ЗКП" по проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:40:01 06:008:0008 и постановке его на кадастровый учет, и обязании ФГУ "ЗКП" устранить допущенные нарушения путем восстановления положения, существовавшего до совершения оспариваемых действий; 3) о признании незаконным бездействия комитета по согласованию карты (плана) границ земельного участка с кадастровым номером 74:40:01 06:008:0008, расположенного в г. Снежинске Челябинской области (с учетом уточнений, принятых судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л.д. 62 - 64, 104, т. 2, л.д. 38).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, садоводческое некоммерческое товарищество N 5 (определение от 10.12.2007 - т. 1, л.д. 1), общество с ограниченной ответственностью "Гео-Консультатн", Яскина Лариса Ивановна (определение от 25.01.2008, т. 1, л.д. 113 - 114).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2008 в удовлетворении заявленных требований унитарному предприятию было отказано.
ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ" им. академ. Е.И. Забабахина" не согласилось с решением суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе унитарное предприятие просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованное неприменение судом первой инстанции положений статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", нормативных правовых актов о проведении землеустройства и межевания, считает, что действиями заинтересованных лиц были нарушены его права как смежного землепользователя, поскольку унитарное предприятие не было извещено в установленном законом порядке о предстоящем установлении и согласовании границ спорного земельного участка.
Унитарное предприятие считает, что Управление Роснедвижимости утвердило землеустроительную документацию, составленную с нарушениями статей 17, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", ФГУ "ЗКП" осуществило постановку спорного земельного участка на кадастровый учет в нарушение статей 19 и 20 Федерального закона от 02.01.2000 N28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок и заявки о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, КУИ г. Снежинска незаконно уклонился от осущетвления функции муниципального земельного контроля за использованием земель на территории ЗАТО г. Снежинска, возложенного на него пунктом 11 частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Судом первой инстанции, по мнению подателя апелляционной жалобы, также не была дана оценка тому обстоятельству, что земельный участок ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ" им. академ. Е.И. Забабахина", как ранее учтенный с 1994 года, поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, дана экономическая и качественная оценка.
Лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители Управления Роснедвижимости и ФГУ "ЗКП" отклонили доводы апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители КУИ г. Снежинска и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя унитарного предприятия, Управления Роснедвижимости и ФГУ "ЗКП", не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы местной администрации г. Челябинск-70 (в настоящее время - город Снежинск) от 04.02.1994 N 54-св "О выдаче свидетельств на право пользование землей РФЯЦ-ВНИИТФ" унитарному предприятию выдано свидетельство от 24.02.1994 N 17-с о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком общей площадью 2976,5856 га, включая земельный участок из состава земель промышленности, транспорта, энергетики и обороны за пределами городской черты под линией электропередач (ЛЭП 110 кв.) площадью 172, 5 га (т. 1, л.д. 8 - 9, 10). Приложением к указанному постановлению является план магистралей наружных коммуникаций и сооружений ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ (т. 1, л.д. 54).
В ноябре 2006 года унитарное предприятие представило в Территориальный отдел N 2 Снежинского городского округа Управления Роснедвижимости по Челябинской области землеустроительное дело N 50/1473-05 по межеванию земельного участка, имеющего адресные ориентиры: г. Снежинск, линия электропередач (т. 1, л.д. 13 - 34).
Территориальный отдел письмом от 30.11.2006 N 09-29/252 возвратил заявителю землеустроительное дело N 50/143-05 на доработку, поскольку в ходе рассмотрения дела были выявлены наложения на земельные участки, ранее поставленные на государственный кадастровый учет (т. 1, л.д. 35). Письмом от 29.10.2007 N 09-29/252 унитарному предприятию были представлены уточнения о 23 земельных участках, расположенных под линией электропередач и поставленных на государственный кадастровый учет, имеющих наложения с земельным участком заявителя, а также правоустанавливающие документы, представленные в утвержденных землеустроительных делах (т. 1, л.д. 37 - 38).
Основанием для обращения ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ" им. академ. Е.И. Забабахина" с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд послужило то обстоятельство, что Управлением Роснедвижимости 01.11.2004 было утверждено и согласовано землеустроительное дело N 04/199 земельного участка с кадастровым номером 74:40:01 06:008:0008 по земельному участку (т. 1, л.д. 71), принадлежащему на момент рассмотрения спора Яскиной Л.И. (договор купли-продажи от 29.06.2005, свидетельство о государственной регистрации права - т. 2, л.д. 83, 87 - 89), без согласования границ со смежным землепользователем - унитарным предприятием, что привело к наложению границ земельных участков; спорный земельный участок был поставлен ФГУ "ЗКП" на государственный кадастровый учет.
В силу части 1 части 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений действующего законодательства в действиях (бездействии) заинтересованных лиц, а также недоказанности наличия нарушенных прав заявителя. По мнению суда, заявителем был неверно выбран способ защиты при наличии спора о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.
В пункте 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
На основании статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 76-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства (к числу которых относятся земельные участки - статья 1 названного закона) представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности, их согласование, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В силу статей 19, 22 Федерального закона от 18.06.2001 N 76-ФЗ "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, в том числе материалы межевания.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке (пункт 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий).
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396) межевание объектов землеустройства проводится как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства. Межевание земельного участка включает в себя различные виды работ, в том числе и согласование его границ.
В силу пункта 14.2 названных Методических рекомендаций перед процедурой согласования границ объекта землеустройства границы предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями. На основании сведений государственного земельного кадастра определяется круг лиц (смежных землепользователей), которых необходимо пригласить на процедуру согласования.
Из акта установления и согласования границ спорного земельного участка не следует, что заявитель является смежным землепользователем (т. 1, л.д. 82), следовательно, унитарное предприятие не подлежало извещению о проведении землеустройства.
При отсутствии сведений о земельном участке ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ" им. академ. Е.И. Забабахина" в землеустроительном деле Управление Роснедвижимости было лишено возможности осуществления контроля проведения работ по межеванию.
Кроме того, отсутствие согласования границ не является безусловным основанием для признания недействительными результатов межевания, если при этом не нарушены права заявителя.
Отсуствие нарушенных прав, по мнению суда, вытекает из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшем на момент совершения заинтересованными лицами оспариваемых действий) описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки представляют собой государственный кадастровый учет земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным. Единый государственный реестр земель относится к основным документам государственного земельного кадастра и содержит установленные законом ведения о земельных участках (пункт 2 статьи 13 и пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Внесение в Единый государственный реестр земель каких-либо сведений возможно только на основании названного закона. Внесение сведений в Единый государственный реестр земель о ранее учтенных земельных участках производится в силу прямого указания данного закона.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздел "земельные участки" (в редакции Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 29.07.2002 N П/301) внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. Внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что границы земельного участка, принадлежащего унитарному предприятию на праве бессрочного (постоянного) пользования были определены ориентировочно и подлежали уточнению при межевании (план главных магистралей наружных коммуникаций и сооружений ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ - т. 1, л.д. 54), выписка из государственного земельного кадастра от 25.08.2005 N 40-05-01-0547 - т. 1, л.д. 18).
Поскольку на дату утверждения землеустроительного дела N 04/199/302 по межеванию земельного участка с кадастровым номером 74:40:01 06:008:0008 землеустроительные работы в отношении земельного участка заявителя проведены не были, т.е. границы земельного участка не были определены, что свидетельствует об отсутствии сведений, позволяющих идентифицировать земельный участок заявителя, вывод суда первой инстанции о соответствии действий Управления Роснедвижимости и ФГУ "ЗКП" действующему законодательству является обоснованным.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о том, что заинтересованным лицам было известно о местоположении земельного участка заявителя, как не основанный на материалах дела. Согласно перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 74:40 графические материалы к земельному участку заявителя отсутствуют (т. 2, л.д. 139 - 140).
Судом первой инстанции правомерно было отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований к КУИ г. Снежинска. Оспаривая бездействие КУИ г. Снежинска, унитарное предприятие ссылается на невыполнение комитетом обязанности, установленной подпунктом 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель полагает, что бездействие комитета выразилось в том, что он не присутствовал при определении и согласовании границ объекта землеустройства на местности.
Однако судом установлено и подтверждается материалами дела, что в материалах оспариваемого землеустроительного дела отсутствуют сведения об извещении комитета для участия в установлении и согласовании в натуре границ спорного земельного участка. При таких обстоятельствах бездействие комитета нельзя признать незаконным.
На основании изложенного решение суда первой инстанции соответствует конкретным материалам дела, является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 марта 2008 года по делу 3А76-26323/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26323/2007
Истец: ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики им. ак. Е.И. Забабахина"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, Комитет по управлению имуществом г. Снежинска
Третье лицо: Яскина Лариса Ивановна, ТУ ФАУФИ поЧелябинской области, Садоводческое некоммерческое товарищество N 5, Общество с ограниченной ответственностью "Гео- Консультант"