Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30 июня 2008 г. N 18АП-3882/2008
г. Челябинск |
|
30 июня 2008 г. |
N 18АП-3882/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бабкиной С.А., судей Рачкова В.В., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Майорова Олега Сергеевича, Шиндяпина Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 мая 2008 года по делу N А76-27119/2007 (судья Н.В. Шведко), при участии в заседании от Майорова О.С., Шиндяпина А.В. - Шуклина А.В. (доверенность от 20.12.2007), от открытого акционерного общества "Электромашина" - Мирного Н.В. (доверенность N 57/112 от 19.06.2008), Борзиковой А.А. (доверенность N 57/69 от 01.01.2008), Пухова В.С. (доверенность N 57/67 от 01.01.2008),
УСТАНОВИЛ:
Майоров Олег Сергеевич, Шиндяпин Александр Владимирович (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Электромашина" (далее - ОАО "Электромашина", Общество, ответчик) об обязании Общества предоставить надлежащим образом заверенные копии следующих документов (с учетом уточнения иска в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 44,45 т-2)):
- годовой отчет общества за 2000 г. 2001 г., 2002 г.;
- бухгалтерский баланс общества за 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.;
- аудиторское заключение за 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.;
- план работы Совета директоров на период 2007 - 2008 года;
- иные не поименованные выше внутреннее документы, существующие в обществе, утвержденные общим собранием акционеров и/или Советом директоров и/или иными полномочными органами управления;
- протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа (правления) с 01.01.2004 по настоящее время;
- аудиторские заключения за период за 2005 г., 2006 г., а также все аудиторские заключения по проверкам проведенным в 2007 г. по сегодняшний день;
- заключения независимых оценщиков по оценке имущества (при продаже имущества, внесению имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, переоценки стоимости основных средств для целей налогового учета и в во всех других случаях) с 2004 г. по настоящее время;
-заключения государственных и/или муниципальных органов финансового контроля с 2004 г. по настоящее время;
- документы, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе перечня имущества, находящего на балансе общества, свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, плана приватизации, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества, и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время;
- документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями и долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на иное движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе);
- список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
- список лиц, имеющих право на получение дивидендов;
- бухгалтерские балансы (на 01.01.2005, 01.01.2006, 01.01.2007) с приложениями, предоставляемыми в налоговые органы (отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4,приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу);
- организационную структуру общества (с указанием всех структурных подразделений);
- штатное расписание действующее на сегодняшний день;
- документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам, как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004 - 2007 годы;
- документы бухгалтерского учета (первичные бухгалтерские документы подтверждающие) командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.05.2007 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Истцы просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований.
Ответчик представил отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявители ссылаются на неполное выяснение судом обстоятельств дела, ошибочность выводов суда в отношении отнесения сведений к государственной тайне, необоснованное применение судом Распоряжения Правительства Российской Федерации N 22 от 09.01.2004 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций", применения нормативного акта (Постановления Правительства Российской федерации N 880 от 30.07.1999) недействующего на момент рассмотрения спора; выводы суда по мнению заявителей не основаны на имеющихся в деле доказательствах, неправильно применен Федеральный закона "Об акционерных обществах".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 и пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцы являются акционерами общества "Электромашина". Согласно выписок из реестра акционеров по состоянию на 21.01.2008 истцы являются владельцами в совокупности 42625 обыкновенных акций общества (т.1, л.д.94,95). Сведений об изменении состояния лицевого счета на момент рассмотрения спора материалы дела не содержат. Данный факт сторонами не оспаривается.
23 октября 2007 года истцы направили в адрес ответчика требование о предоставлении документов:
1. годовой отчет общества за 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.;
2. бухгалтерский баланс общества за 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.;
3. отчет ревизионной комиссии за 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.;
4. аудиторское заключение за 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. (л.д.9 т-1).
Письмом от 25.01.2008 за N 40/13 ответчик предоставил истцам часть документов: годовой отчет общества за 2003, 2004 год; отчет ревизионной комиссии за 2000, 2001, 20002, 2003, 2004 год. В остальной части отказал, указав на отсутствие бухгалтерского баланса за 2002 год и невозможности предоставления бухгалтерского баланса и аудиторского заключения за год, поскольку в соответствии с Приказом РАВ N129 от 28.12.2001 бухгалтерская отчетность содержит сведения, относящиеся к государственной тайне (л.д.109 т-1).
12.11.2007 истцы направили в общество вновь требование о предоставлении документов:
1. устав, а также все существующие изменения и/или дополнения к уставу;
2. свидетельство (или постановление) о государственной регистрации;
3. свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
4. свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
5. положение об общем собрании акционеров;
6. положение о ревизионной комиссии;
7. положение о генеральном директоре;
8. положение о совете директоров;
9. план работы Совета директоров на период 2007 - 2008 года;
10. положение об информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации);
11 иные не поименованные выше внутренние документы, существующие в обществе, утвержденные общим собранием акционеров и/или Советом директоров и/или иными полномочными органами управления;
12. протоколы общих собраний акционеров за период с 01.01.2004 по настоящее время;
13. протоколы заседаний совета директоров за период с 01.01,2004 по настоящее время;
14. протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа (правления) с 01.01.2004 по настоящее время;
15. аудиторские заключения за период за 2005 г., 2006 г., а также все аудиторские заключения по проверкам проведенным в 2007 г. по сегодняшний день;
16. заключения ревизионной комиссии с 2004 г. по настоящее время;
17. заключения независимых оценщиков по оценке имущества (при продаже имущества, "внесению имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, переоценки стоимости основных средств для целей налогового учета и в во всех других случаях) с 2004 г. по настоящее время;
18. заключения государственных и/или муниципальных органов финансового контроля с 2004 г. по настоящее время;
19. документы, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе перечня имущества, находящего на балансе общества, свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, план приватизации, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества, и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время;
20. документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемые на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями и долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на m движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе);
21. список аффилированных лиц общества на последнюю дату с указанием количества принадлежащих им акций;
22. список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
23. список лиц, имеющих право на получение дивидендов;
24. бухгалтерские балансы (на 01.01.2005, 01.01.2006, 01,01.2007) с приложениями, предоставляемыми в налоговые органы (отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4, приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу);
25. организационную структуру общества (с указание всех структурных подразделений);
26. штатное расписание, действующее на сегодняшний день;
27. решения о выпуске ценных бумаг;
28. отчеты об итогах выпуска ценных бумаг;
29. документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам, как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004 -2007 годы;
30. документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы, подтверждаю командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007.
Письмом от 25 января 2008 года ответчик сообщил истцам о возможности предоставления только устава Общества, изменения N 1-5 к уставу, свидетельства о государственной регистрации от02.06.1994 и 21.06.1996 года, свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, положения об общем собрании акционеров, положения о ревизионной комиссии, положения о генеральном директоре, положения о совете директоров, положения об информации ограниченного доступа (конфиденциальной информации), протокола общего собрания акционеров за 2004, 2005, 2006, 2007 годы, протокола заседаний совета директоров за 2004, 2005, 2006 годы, списка аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2007, решения о выпуске ценных бумаг, отчета о выпуске ценных бумаг. В предоставлении остальных документов истцам было отказано (л.д.106,107 т-1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований в силу статьи 89, 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", а также отнесение запрашиваемых истцами документов, к документам содержащим сведения составляющих государственную тайну, отсутствие у истцов специального допуска и невозможности предоставления документов.
Между тем, выводы суда следует признать не соответствующими действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 91 ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
В статье 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" перечислены документы, подлежащие хранению, к таким документам законодатель относит: договор о создании общества; устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положение о филиале или представительстве общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров; отчеты независимых оценщиков; списки аффилированных лиц общества; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в качестве обоснования своих требований и возражений.
Обращаясь с требованием о предоставлении документов (выдачи их копий) истцы должны доказать наличие таких документов в обществе и уклонения общества от их выдачи.
Между тем, доказательств наличия в обществе годовых отчетов, в деле не имеется, а ответчик отрицает наличие таких документов, ссылаясь на истечение срока хранения (т.1, л.д.109). При отсутствии документов, факт уклонения общества отсутствует, и как следствие, не усматривается нарушение прав истцов. При отсутствии документов в обществе решение суда неисполнимо, что не соответствует статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По этим же основаниям отказано правомерно в предоставлении документов: плана работы совета директоров за период 2007- 2008 год (л.д. 25 т-2), заключения независимых оценщиков по оценке имущества (при продаже имущества, "внесению имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, переоценки стоимости основных средств для целей налогового учета и в во всех других случаях) с 2004 г. по настоящее время (л.д.99 т-1), заключения государственных и/или муниципальных органов финансового контроля с 2004 г. по настоящее время; (л.д.99 т-1).
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право. Нарушение права акционера в получении информации имеет место только при необоснованном уклонении обществом от предоставления имеющейся в обществе информации. По смыслу статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить доступ к имеющимся в обществе документам. При этом законодательством предусмотрена ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, финансовую деятельность и предоставлении, в том числе акционерам информации о деятельности общества (п.2 статьи 88 ФЗ "Об акционерных обществах").
В связи с чем, в этой части в удовлетворении требований истцов отказано правомерно.
В отношении требования о предоставлении бухгалтерского баланса за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005-2007 годы и приложения предоставляемые в налоговые органы за период 2005-2007 годы: отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4, приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу; аудиторских заключений за период 2000-2007 годы, документы, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время, документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемые на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями и долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе) следует признать, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления являются ошибочными.
Истцы являются держателями 25,29 % акций в совокупности, что сторонами не оспорено и подтверждено выписками из реестра акционеров (л.д.94,95 т-1).
Согласно статье 1 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
В силу статьи 9 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Таким образом, документы, подтверждающие права на имущество ответчика, в том числе документы, являющиеся основанием возникновения права на имущество относятся к первичным документам бухгалтерского учета и подлежат выдаче акционерам, обладающим в совокупности более 25% акций.
Хранение заключения аудитора непосредственно предусмотрено ст.89 закона "Об акционерных обществах", что позволяется истцам требовать выдачу данных документов.
По аналогичному основанию подлежит удовлетворению требование истцов о предоставлении документов бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам, как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004 -2007 годы; документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы, подтверждаю командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007.
Указание судом на то, что в данных документах содержатся сведения, относящиеся к государственной тайне не подтверждено доказательствами и не основано на законе.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее- Закон N5485-1) государственная тайна, это - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
В статье 5 Закона N 5485-1 поименован перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Статья 6 названного Закона определяет принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений, согласно которым отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
В статье 8 Закона N 5485-1 устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Согласно статье 9 Закона N 5485-1 отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.
Порядок засекречивания сведений и их носителей предусмотрен в статье 11 названного закона, согласно которой должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Таким образом, делая вывод о наличии в данных документах сведений содержащих государственную тайну, суд должен был установить должностное лицо, в ведении которого находились вопросы установления на предприятии ответчика степени секретности.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, какие конкретно сведения и какой степени секретности содержатся в запрашиваемых истцами документах, кто из государственных должностных лиц является полномочным лицом, обеспечивающим режим секретности на предприятии ответчика.
Выводы суда основаны на вероятностных предположениях, что недопустимо при принятии судебного акта, поскольку в силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Необоснованна ссылка суда на Постановление Правительства Российской Федерации N 880 от 30.07.1999 "Вопросы Российского агентства по обычным вооружениям", поскольку данный нормативный акт утратил силу с 28.07.2005 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 455.
Учитывая, что ст.89 Федерального закона "Об акционерных обществах" не содержит ограничений в части выдачи документов бухгалтерского учета за исключением положений ст.91 Федерального закона "Об акционерных обществах"), то выводы суда в этой части следует признать необоснованными.
Требования истцов в части выдачи документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности подлежат удовлетворению за исключением требования о выдаче плана приватизации.
В выдаче плана приватизации должно быть отказано по следующим основаниям.
К указано ранее, к документам бухгалтерского учета относятся первичные документы, на основании которых объекты поставлены на бухгалтерский учет.
Предъявляя требование о выдаче всего плана приватизации истцы не учли следующего.
Указом Президента РФ от 29.01.1992г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (действовавшего до 29.03.2003г. до издания Указа Президента РФ N 370) были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации (Приложение N 2) согласно которых, был установлен порядок оценки имущества приватизируемого предприятия при определении величины уставного капитала акционерного общества (пункт 1.2). Оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с "основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетом" (письмо Минфина СССР от 30.12.1982г. N 179) с последующими изменениями и дополнениями, "Указаниями о порядке проведения инвентаризации незавершенного производственного строительства" (Постановление Госкомстата СССР от 10.11.1989 N 207). По итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия (Приложение 1-9) (пункт 1.3. Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации).
Согласно пункту 5.1. Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации комиссией составляются акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации (приложения 1-9), подписываемыми членами комиссии по приватизации. Указанные акты оценки утверждаются соответствующими комитетами. За недостоверную информацию, представленную в приложениях 1-9 и в передаточном бухгалтерском балансе, члены комиссии несут ответственность (пункт 5.3.). Несоблюдение администрацией предприятия требований настоящих методических указаний является основанием для расторжения контракта, заключенного с соответствующими должностными лицами (пункт 5.6).
Указом Президента N 721 от 01.07.1992г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (далее по тексту Положение о коммерциализации) рабочими комиссиями по приватизации, создаваемыми на каждом предприятии. Персональная ответственность за подготовку и своевременное представление соответствующих документов возлагается на руководителей предприятий (пункт 4 Указа N 721).
Согласно пункту 3 Положения о коммерциализации на каждом предприятии образуются рабочие комиссии по приватизации. Комиссия готовит и не позднее 1 октября 1992 года представляет для утверждения в комитет следующие документы: план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества. Если до 01.10.1992г. документы не представлены в комитет, подготовка документов возлагается на комиссию по приватизации предприятия, созданную комитетом и действующую в соответствии с Указом от 29.01.1992г. N 66 (пункт 4 Положения).
Величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Положением определяется в порядке установленным Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента РФ от 29.01.1992г. N 66 (за исключением пунктов 1.3, 2.4, 3.1.1, 3.4.1, первого и шестого абзацев пункта 5.1., пунктов 5.2, 5.3,5.4, 5.5) по состоянию на 01 июля 1993 г.
С учетом анализа вышеназванных норм следует, что при приватизации имущества к плану приватизации рабочая комиссия предприятия должна оформить достоверный акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на определенную дату по форме и содержанию соответствующего приложению N 9 к Временным методическим указаниям по оценке стоимости объектов приватизации утвержденных указом Президента N 66. Согласно данного приложения, акт оценки должен содержать и справочную информацию о первоначальной (балансовой стоимости) износе и остаточной стоимости имущества, в том числе пообъектно.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в отношении имущества предприятия первоначально приобретенного в порядке приватизации оформляется приложение N 9 - акт оценки имущества, данный акт является первичным документом для постановки на учет имущества. При таких обстоятельствах в выдаче всего плана приватизации должно быть отказано, поскольку данный документ не предусмотрен ст.89 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Что касается требования о выдаче списка лиц, имеющих право на участии в общем собрании акционеров и имеющих право на получение дивидендов, то данное требование истцов соответствует статье 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", однако истцами не указан период, за который необходимо выдать запрашиваемые списки, что делает невозможным исполнить требование. Требования истцов должны быть определенными, чтобы общество смогло подготовить соответствующие документы при их наличии.
Необоснован отказ общества и в выдаче организационной структуры общества (с указанием структурных подразделений) и штатного расписания на сегодняшний день (день обращения 12.11.2007), поскольку доказательств отнесения данных сведений по обществу ответчика к сведениям, составляющим государственную тайну материалы дела не содержат. В статье 89 ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрена возможность акционера запросить иные документы, предусмотренные уставом и законами и подлежащими хранению. Поскольку штатное расписание в обществе подлежит обязательному составлению в силу ст.15 Трудового кодекса Российской Федерации, а доказательств отсутствия организационной структуры общества материалы дела не содержат, ответчик об отсутствии данных документов в обществе суду не заявил, то следует признать, что данное требование необоснованно отклонено судом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в полном объеме и принятии нового судебного акта, которым требования истцов подлежат удовлетворению в части предоставления: бухгалтерского баланса за 2000-2007 годы и приложения предоставляемые в налоговые органы за период 2005-2007 годы (отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4, приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу); аудиторских заключений за период 2000-2007 годы; документов, подтверждающих права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время; документов, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемые на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями и долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе); документов бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам, как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004 -2007 годы; документов бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы, подтверждающие командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007., организационной структуры общества (с указанием структурных подразделений) и штатного расписания
на сегодняшний день (день обращения 12.11.2007).
В остальной части иска следует отказать.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены и признаны состоятельными.
Расходы по государственной пошлине по иску подлежат отнесению на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований (ст.110 АПК РФ). С ответчика в пользу истцов подлежит взысканию госпошлина по иску в сумме по 500 руб. каждому.
Расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на стороны, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы ответчика частично. С ответчика в пользу истцов подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме по 250 руб. каждому.
Кроме того, при обращении с совместной апелляционной жалобой истцы оплатили госпошлину в сумме 2000 руб., тогда как размер госпошлины в силу ст.333,21 Налогового кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе составляет 1000 руб., излишне оплаченная госпошлина подлежит возврату истцам по 500 руб. каждому из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2008 по делу N А76-27119/2007 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество "Электромашина" предоставить Майорову Олегу Сергеевичу и Шиндяпину Александру Владимировичу в течение 15 дней с момента принятия постановления надлежащим образом заверенные копии следующих документов: бухгалтерского баланса за 2000- 2007 годы и приложения предоставляемые в налоговые органы за период 2005-2007 годы (отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4, приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу); аудиторских заключений за период 2000-2007 годы; документов, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время; документов, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемые на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями и долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе); документов бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам, как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004 -2007 годы; документов бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы, подтверждающие командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007., организационной структуры общества (с указанием структурных подразделений) и штатного расписания на сегодняшний день (день обращения 12.11.2007).
В остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Электромашина" в пользу Майорова Олега Сергеевича и Шиндяпина Александра Владимировича расходы по государственной пошлине по иску в сумме по 500 руб. каждому.
Взыскать с открытого акционерного общества "Электромашина" в пользу Майорова Олега Сергеевича и Шиндяпина Александра Владимировича расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме по 250 руб. каждому.
Возвратить Майорову Олегу Сергеевичу из федерального бюджета излишне оплаченную госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 руб.
Возвратить Шиндяпину Александру Владимировичу из федерального бюджета излишне оплаченную госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
В.В. Рачков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27119/2007
Истец: Шиндяпин Александр Владимирович, Шиндяпин А.В., Майоров Олег Сергеевич, Майоров О.С.
Ответчик: ОАО "Электромашина"
Третье лицо: Департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3882/2008