г. Челябинск
09 июля 2008 г. |
N 18АП-3177/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Степановой М.Г., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белая река" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 апреля 2008 года по делу N А07-3615/2008 (судья Галимова Н.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белая река" (далее - общество, заявитель, ООО "Белая река") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 03.03.2008 N N 29, 30 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная инспекция, административный орган, заинтересованное лицо, МРИФНС России N 10 по Республике Башкортостан), которым общество и руководитель общества Бурханова Т.Ю. привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административных штрафов в размере 30 000 и 3 000 рублей соответственно.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных обществом требований в части признания незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Башкортостан от 03.03.2008 N 29 отказано, в части заявленных обществом требований в части признания незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Башкортостан от 03.03.2008 N 30 производство по делу прекращено.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке, указав в апелляционной жалобе на то, что необходимые для проверки документы находились в папке, которая лежала на прилавке в доступном для покупателей месте, которая была отдана проверяющему во время проведения проверки. По разрешению проверяющего, Бурханова Т.Ю. поехала домой, чтобы привезти недостающие документы, однако, не дождавшись ее, административным органом был составлен акт проверки без присутствия представителя общества в присутствии Мухаметшиной С.Р., которая с заявителем в трудовых отношениях не состоит.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает на то, что как в ходе проведения проверки и составления, так и при составлении протокола об административном правонарушении административный орган не ознакомил представителя общества с правами в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, в графе о разъяснении прав отсутствует подпись Бурхановой Т.Ю. При составлении протокола Бурханова Т.Ю. указывала административному органу на необходимость перевода некоторых юридических терминов, однако, в нарушение ст. 25.10 КоАП РФ данное требование оставлено без внимания.
Налоговый орган представил ходатайство о рассмотрении дела по жалобе общества без участия его представителя, в котором также указал, что с доводами апелляционной жалобы заявителя не согласен и полностью поддерживает решение арбитражного суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон, с надлежащим образом оформленными полномочиями, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Межрайонной инспекции 28.02.2008 на основании поручения от 28.02.2008 N 2 проведена проверка в отношении общества по вопросам соблюдения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ), в магазине, расположенном по адресу: Салаватский район, д. Мурсалимкино, ул. Пепеляева, 7Б, принадлежащего обществу. Результаты проведенной проверки отражены в акте от 28.02.2008 (л.д. 11-13, 28-30).
В ходе проверки установлен факт осуществления реализации алкогольной продукции двадцати наименований отсутствуют сопроводительные документы, товарно-транспортные накладные, справки А и Б, сертификаты соответствия. В уголке покупателя отсутствуют Правила продажи алкогольной продукции и лицензия на право реализации алкогольной продукции.
По факту выявленного правонарушения административным органом в присутствии представителя общества - директора общества Бурхановой Т.Ю. 29.02.2008 были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ N N 29, 30 в отношении общества и директора общества соответственно (л.д. 9-10, 17-18, 33-36, 37-38).
На основании протоколов и материалов проверки Межрайонной инспекцией вынесены постановления по делу об административном правонарушении от 03.03.2008 N N 29, 30, в соответствии с которыми заявитель и директор общества привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 и 3 000 руб. соответственно (л.д. 7-8, 15-16, 35-36, 39-40).
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части признания незаконным постановления административного органа от 03.03.2008 N 29 арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оснований для освобождения общества от административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ отсутствуют ввиду выявленных Межрайонных инспекцией нарушений требований закона. Прекращая производство по делу в части требования заявителя о признании незаконным постановления от 03.03.2008 N 30 арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный спор в силу положений части 1 стати 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ административным правонарушением в области предпринимательской деятельности признается нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, помимо предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Применение ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ возможно только в системной связи с нормой, устанавливающей конкретные правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку указанная норма имеет бланкетный характер, то есть основывается на предписании соответствующей нормы законодательства о государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 10 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" предусматривает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона (справка к ТТН, ГТД).
Порядок осуществления розничной торговли спорной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В пункте 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Указанные документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию покупателя и для проверки.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что системное толкование указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что при продаже алкогольной продукции продавец обязан иметь соответствующие документы непосредственно в торговом месте и предъявить их по первому требованию покупателя и проверяющих органов.
Как установлено судом, подтверждается материалами и не оспаривается заявителем, в момент прихода проверяющих и начала проведения проверки директор общества Бурханова Т.Ю. вместе с Мухаметшиной С.Р. находились в магазине, в связи с чем, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Бурханова Т.Ю. должна была исполнить требование проверяющих о представлении всех необходимых для проведения проверки документов. Из материалов дела и из текста апелляционной жалобы заявителя следует, что по время проведения проверки Бурханова Т.Ю. ушла из магазина домой за недостающими документами. Арбитражный суд апелляционной инстанции согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что данный факт свидетельствует об отсутствии в момент проведения проверки в торговой точке всех, предусмотренных законом, документов на алкогольную продукцию.
Доводы заявителя о том, что все необходимые для проведения проверки документы находились в папке в момент проведения проверки которая была представлена проверяющим, не находит своего подтверждения, вместе с тем общество не оспаривает, что факты, отраженные в акте, являются достоверными. Кроме того, в материалах дела имеются другие доказательства совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Довод апелляционной жалобы относительно отсутствия трудовых отношений заявителя с Мухаметшиной С.Р. подлежит отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции поскольку, на момент проверки она представляла интересы общества, осуществляла действия от имени общества, а в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие лица может явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Довод заявителя о том, что по окончании проверки административный орган оставил уведомление не разъяснив права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции как несостоятельный по следующим основаниям.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В данном случае, заявитель не представил каких-либо доказательств того, что не разъяснение представителю общества его прав носит существенный характер и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Кроме того, акт проверки не является самостоятельным процессуальным документом, а лишь фиксирует факт обнаружения события правонарушения, соответственно, действующим законодательством не предусмотрено участие представителей лица, в отношении которого производится проверка, не определен статус лиц, участвующих при этом, а, следовательно, у административного органа отсутствует обязанность разъяснять лицам, участвующим при проведении проверки какие-либо права и определять их статус. Указанные лица лишь фиксируют правомерность действий проверяющих и правильность содержания составляемого при проверке документа. В нарушение положений ст. 65 АПК РФ, заявитель не обосновал свою позицию относительно обязанности административного органа разъяснять права и определять статус лиц, участвующих при составлении проверки, не указал какую-либо норму права, устанавливающую такую обязанность административного органа.
По указанным выше основаниям подлежит отклонению также довод заявителя о нарушении административным органом нарушений ст. 25.1 и ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, выразившиеся в отсутствии подписи Бурхановой Т.Ю., как законного представителя общества, в графе о разъяснении ей прав и обязанностей. Из материалов дела и фактических обстоятельств дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении 29.02.2008 присутствовал законный представитель общества - директор Бурханова Т.Ю., копию протокола получила, о чем свидетельствует ее подпись и не оспаривается, в тексте протокола содержатся положения о правах и обязанностях, предусмотренных ст. 24.2 и 25.1 КоАП РФ.
При составлении протокола Бурханова Т.Ю. указывала административному органу на необходимость перевода некоторых юридических терминов которое оставлено Межрайонной инспекцией без внимания, однако, не указала какие именно юридические термины ей не понятны.
Неисполнение вышеназванных требований к розничной продаже алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Как установлено судом и подтверждается материалами, дела на момент проведения проверки проверяющим не были предоставлены все необходимые документы на алкогольную продукцию, отсутствующие в момент проверки документы были представлены обществом административному органу после окончания проверки.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях общества имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними и не устраняют выявленных в действиях заявителя нарушений.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах с учетом доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Арбитражный суд апелляционной инстанции учитывает, что налоговый орган назначил обществу минимальный размер штрафа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, учитывая требования п. 2 ст. 3.5, статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении N 14-П от 12.05.1998, которые предусматривают, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, приходит к выводу о том, что назначенное обществу налоговым органом наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. соответствует указанным выше критериям, в связи с чем, доводы заявителя относительно неоднократности совершения обществом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 апреля 2008 года по делу N А07-3615/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белая река" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.Г. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3615/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Белая река", Бурханова Тагзима Юсуповна
Ответчик: МИФНС России N 10 по РБ
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3177/2008