г. Челябинск
16 июля 2008 г. |
N 18АП-4180/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Степановой М.Г., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 июня 2008 года по делу N А76-6369/2008 (судья Щукина Г.С.), при участии: от Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области - Булатовой И.Н. (доверенность N 45 от 30.04.2008), Эйхгорн О.Л. (доверенность N 29 от 08.04.2008),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Спецсервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене постановления от 30.04.2008 N 103, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области (далее - Межрайонная инспекция, административный орган, налоговый орган, МРИФНС России N 3 по Челябинской области) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) за нарушение Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03 июня 2008 года по настоящему делу в удовлетворении требований обществу отказано.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в данном случае судом сделан вывод о наличии вины общества во вменяемом ему административном правонарушении на основании того, что вина общества определяется виной его работника, однако, данный вывод не соответствует положениям ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ, т.е. не установлено в чем же заключается вина общества при неприменении ККМ.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором указал, что поскольку деятельность осуществлялась с привлечением лиц, работающих в организациях, допущенные работником заявителя противоправные виновные действия (бездействие) не освобождают юридическое лицо от административной ответственности, т.к. все операции по оказанию услуг, осуществляемые в организации заявителя, проводятся от его имени, следовательно, принимая на работу администратора, в обязанность которого входит надлежащее оформление документов на оказание услуги, заявитель несет ответственность за допущенные им нарушения. В связи с этим, организацией не были приняты все зависящие от нее меры по надлежащему выполнению правил оказания услуг с применением ККТ, не осуществлялся должный контроль за работником, поскольку не было обеспечено соблюдение требований закона.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель общества не явился, заявитель представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
С учетом мнения представителей административного органа и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей административного органа, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом 04.04.2008 на основании поручения от 04.04.2008 N 175 была проведена выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ в пункте оказания услуг - гостиница "Малахит" ООО "Спецсервис", расположенного по адресу: г. Кыштым, ул. Фрунзе, 3, принадлежащего обществу.
В ходе проверки был установлен факт осуществления наличных денежных расчетов при оказании услуг по предоставлению гостиничного номера N 9 без телевизора по цене 380 руб., без применения контрольно-кассовой техники, что нашло свое отражение в акте от 04.04.2008 N 231.
Результаты проверки отражены в акте от 14.03.2008 N 193171, в котором зафиксировано выявленное правонарушение.
По факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, 22.04.2008 административным органом составлен протокол N 103 об административном правонарушении.
На основании протокола об административном правонарушении и материалов проверки, постановлением от 30.04.2008 N 103 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В силу ст. 14.5 КоАП РФ продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов, применять контрольно-кассовую технику.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в том числе фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Юридическое лицо несет ответственность за действия своего работника при исполнении последним трудовых обязанностей. Ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, наличие его вины в совершении правонарушения не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О установлено, что вина общества проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой техники.
Допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают общество от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от его имени, следовательно, принимая на работу сотрудника, потребительское общество несет ответственность за неприменение им контрольно-кассовой техники.
При этом заключенный обществом с работником трудовой договор, договор материальной ответственности, а также составленная заявителем должностная инструкция, не является обстоятельством, исключающим вину юридического лица во вменяемом ему административном правонарушении.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции согласен с соответствующим выводом суда первой инстанции и считает, что вина общества в совершении вменяемого административным органом правонарушении установлена и материалами дела подтверждена.
При указанных обстоятельствах, доводы подателя апелляционной жалобы, в том числе, о том, что виновность лица, в отношении которого ведется административное производство, не доказана, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции как необоснованные и основанные на неверном толковании норм права, поскольку факт совершения правонарушения установлен и подтвержден, а вина общества заключается в ненадлежащем исполнении работником своих трудовых обязанностей. В связи с чем, обществом не приняты все меры для надлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей.
Нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, учитывая требования п. 2 ст. 3.5, статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении N 14-П от 12.05.1998, которые предусматривают, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, приходит к выводу о том, что назначенное обществу судом наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей соответствует указанным выше критериям.
С учетом изложенных выше обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Спецсервис".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 июня 2008 года по делу N А76-6369/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.Г. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6369/2008
Истец: ООО "Спецсервис"
Ответчик: МИФНС России N 3 по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4180/2008