г. Челябинск
01 сентября 2008 г. |
N 18АП-4923/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 июня 2008 г. по делу N А07-3596/2008 (судья Вальшина М.Х.), при участии: от подателя апелляционной жалобы - Кашаповой Р.М. (старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Прокуратуры Челябинской области, служебное удостоверение N128641), от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс" - Гайсиной А.С. (доверенность N14/02-Д от 14 февраля 2008 г.),
УСТАНОВИЛ
Прокуратура Республики Башкортостан (далее - Прокуратура, истец) в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к сельскому поселению Исмагиловский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Аургазинскому району (далее - Исмагиловский сельсовет в лице КУС МЗИО РБ по Аургазинскому району) и обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс" (далее - ООО "Агрогалс") о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 03 августа 2005 г. N 443/0675-05, заключенного между ответчиками, применении последствия ничтожности сделки, а именно - обязании общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс" возвратить сельскому поселению Исмагиловский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 02:05:00 00 00:0060 общей площадью 324,5 га, находящийся на территории Аургазинского района в границах Исмагиловского сельсовета, полученного на основании указанного договора аренды, а также признании недействительным зарегистрированного за ООО "Агрогалс" права по указанному договору аренды на названный земельный участок, номер государственной регистрации, номер регистрации 02-04-29/005/2006-186.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 июня 2008 г. в удовлетворении заявленных исковых требований Прокуратуре РБ отказано.
Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции указал на то, что Прокуратора не представила доказательства определения субъектом Российской Федерации средства массовой информации для опубликования сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, право собственности на которые не разграничено. Постановлением главы администрации муниципального образования Исмагиловский сельсовет от 21 июля 2005 г. N 19 "О предоставлении в аренду земельных участков обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс" определен порядок передачи спорного земельного участка без проведения торгов, воспользовавшись правом определения порядка передачи земельных участков, предоставленным ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При этом, названный ненормативный акт в установленном законом порядке незаконным не признан. Прокуратура не представила доказательства того, что на момент совершения оспариваемой сделки имелись иные желающие арендовать спорный земельный участок. Также суд первой инстанции сослался на сезонный характер сельскохозяйственного производства, проведение ООО "Агрогалс" весенних полевых работ, обеспечение ООО "Агрогалс" трудоустройства населения при стабильности материального вознаграждения, Прокуратурой не проведен анализ освоения сельскохозяйственных угодий Республики Башкортостан в целом и Аургазинского района в частности, наличия желающих осваивать и вкладывать средства в сельскохозяйственное производство.
Прокуратура не согласилась с указанным решением и обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.
Мотивируя апелляционную жалобу, ее податель указал, что в соответствии с подп. 5 п. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" средствами массовой информации, в которых в соответствии с п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 13 и ст. 14 названного Федерального закона предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. При этом в соответствии с п. 67 Регламента Аургазинского районного Совета, утвержденного решением Аургазинского районного Совета от 26.05.2004 N 35, источником опубликования нормативных правовых актов, принимаемых представительным органом, является районная газета "Путь Родины". Информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в указанном источнике не публиковалась.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органе местного самоуправления лежит обязанность подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участках. Также податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что без признания незаконным решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка не может быть оспорена и сама сделка по мотивам нарушения порядка передачи земельного участка в аренду. Прокуратура при обращении в суд в настоящем случае действовала в соответствии с полномочиями, предоставленными ей в ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оспариваемая сделка нарушает права неопределенного круга лиц, имеющих право на равный доступ к информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения, передаваемых в долгосрочную аренду. Податель апелляционной жалобы не согласился с выводом суда об отсутствии претендентов на спорный земельный участок, так как наличие лиц, желающих арендовать земельный участок, можно определить лишь после опубликования соответствующей информации. Не подтвержден и вывод суда о том, что признании сделки недействительной приведет к ухудшению социального положения.
В судебном заседании прокурором поддержаны доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
ООО "Агрогалс" в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал, что основанием для заключения договора аренды является решение уполномоченного органа о передаче земельного участка в аренду, при этом нормы п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют действия органов местного самоуправления до принятия решения о передаче земельного участка в аренду, а не процесс заключения самого договора аренды. Постановление главы администрации сельского поселения Исмагиловский сельсовет муниципального района Аургазинский район N 7 от 12 сентября 2007 г. "Об отмене постановления главы администрации муниципального образования Исмагиловский сельсовет Аургазинского района N 19 от 21 июля 2005 г." не подлежит применению в силу противоречия его требованиям действующего законодательства, которые, в частности, не предусматривают возможность прекращения арендных отношений путем отмены органом местного самоуправления ранее принятого решения о предоставлении земельного участка. Истец не указал, каким образом оспариваемая сделка нарушает государственные и общественные интересы, а также в защиту чьих прав и законных интересов он выступает.
Представитель ООО "Агрогалс" в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддерживает, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исмагиловский сельсовет в лице КУС МЗИО РБ по Аургазинскому району извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей Исмагиловского сельсовета.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования Исмагиловский сельсовет от 21 июля 2005 г. N 19, на основании заявления ООО "Агрогалс", вынесено решение о предоставлении ООО "Агрогалс" в аренду земельных участков в границах Исмагиловского сельсовета Аургазинского района, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 324, 5 га (л.д. 7-8).
Во исполнение указанного постановления, между Исмагиловский сельсовет в лице КУС МЗИО по Аургазинскому району и ООО "Агрогалс" заключен договор аренды земельного участка от 03 августа 2005 г. N 444/0675-05 (л.д. 7, 8), по условиям которого администрация (арендодатель) передала, а ООО "Агрогалс" (арендатор) приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:05:00 00 00:0060 в границах Исмагиловского сельсовета, указанных в кадастровом плане участка (л.д. 11-12). Срок договора установлен с 01 мая 2005 г. по 31 декабря 2025 г.
Договор аренды прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, номер государственной регистрации 02-04-29/005/2006-186 (л.д. 12 оборот).
В соответствии с письмом Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Аургазинскому району от 25 сентября 2007 г. N 367 в адрес Прокуратуры Аургазинского района Республики Башкортостан (л.д. 18) при предоставлении указанного земельного участка в аренду на основании названного договора информационное сообщение не публиковалось, торги не проводились.
Факт отсутствия публикации информации о предстоящем предоставлении земельного участка и непроведения торгов при его предоставлении лицами, участвующими в споре, не отрицается.
Постановлением главы администрации от 12 сентября 2007 г. N 7 на основании представления Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан об устранении нарушения земельного законодательства постановление главы администрации муниципального образования Исмагиловский сельсовет от 21 июля 2005 г. N 19 отменено, оспариваемый договор аренды предписано расторгнуть с 01 декабря 2007 г., ООО "Агрогалс" обязано после уборки урожая и осуществления осенней обработки почвы вернуть земельный участок по акту приема-передачи, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Аургазинскому району поручено заключить с ООО "Агрогалс" соглашение о расторжении договора.
Считая названый выше договор аренды ничтожной сделкой, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из указанных норм следует, что предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов допускается лишь в случае, когда при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
Следовательно, опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации является обязанностью соответствующего органа, осуществляющего распоряжение такими земельными участками (в данном случае - органа местного самоуправления).
При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Между тем, из материалов дела следует и не отрицается лицами, участвующими в деле, что в рассматриваемом случае информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка не публиковалась, торги по предоставлению земельного участка не проводились.
Следовательно, для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии иных претендентов на земельный участок и необходимо было проведение публичных процедур, что сделано не было.
Не обоснован сделанный на основании пояснений ответчика вывод суда первой инстанции об отсутствии установленного субъектом Российской Федерации средства массовой информации, в котором должна публиковаться такая информация. В соответствии с подп. 5 п. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" средствами массовой информации, в которых в соответствии с п. 2 ст. 10 названного Закона предусмотрено опубликование сообщений, является источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, который в рассматриваемом случае определен, таким средством массовой информации является районная газета "Путь Родины".
В соответствии с абз. 12 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Следовательно, в том случае, если судом будет установлено, что ненормативный правовой акт противоречит требованиям законодательства, данный акт не подлежит применению судом независимо от того, признан ли данный акт недействительным в порядке рассмотрения самостоятельно спора или нет.
При таких обстоятельствах, указание суда первой инстанции и на то, что оспариваемая сделка не может быть признана недействительной без предварительного признания недействительным ненормативного акта, на основании которого данная сделка была заключена, является необоснованным. Более того, постановление главы администрации муниципального образования Исмагиловский сельсовет Аургазинского района N 19 от 21 июля 2005 г. отменено самим органом, его принявшим в порядке нормоконтроля.
Также суд апелляционной инстанции считает неверным довод ООО "Агрогалс", изложенный им в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что Прокуратура не представила доказательства нарушения чьих-либо прав и законных интересов оспариваемой сделкой.
Согласно ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также о применении последствий недействительности таких сделок.
В данном случае оспаривается сделка, совершенная органом местного самоуправления, следовательно, Прокуратура вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным оспариваемого договора.
Кроме того, податель апелляционной жалобы обоснованно указал, что оспариваемая сделка нарушает права неопределенного круга лиц, имеющих право на участие в процедурах приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. При этом в настоящем случае желающие приобрести земельный участок на условиях договора аренды были лишены такого права.
Ссылки суда первой инстанции на сезонный характер сельскохозяйственного производства, проведение ООО "Агрогалс" весенних полевых работ, обеспечение ООО "Агрогалс" трудоустройства населения, отсутствие желающих осваивать и вкладывать средства в сельскохозяйственное производство правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, вследствие чего не подлежат оценке суда апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Положениями ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании изложенного выше решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Прокуратуры - удовлетворению.
В силу ничтожности оспариваемого договора аренды запись о государственной регистрации данного договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может быть сохранена в силу недействительности основания внесения данной записи.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчиков подлежат взысканию расходы по государственной пошлине по заявлению в размере 2000 руб., уплаченной платежным в доход федерального бюджета государственную пошлину по исковому заявлению в размере 2000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 500 руб. с каждого.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 июня 2008 г. по делу N А07-3596/2008 отменить, апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Башкортостан удовлетворить.
Исковые требования Прокуратуры Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка от 03 августа 2005 г. N 444/0675-05, заключенный между муниципальным образованием Исмагиловский сельсовет Аургазинского района Республики Башкортостан в лице Аургазинского районного комитета по управлению собственностью и обществом с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс".
Применить последствия ничтожности сделки, а именно обязать общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс" возвратить сельскому поселению Исмагиловский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 02:05:00 00 00:0060 общей площадью 324,5 га, находящийся на территории Аургазинского района в границах Исмагиловского сельсовета, полученный на основании указанного договора аренды.
Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 03 августа 2005 г. N 444/0523-05, заключенного между муниципальным образованием Исмагиловский сельсовет Аургазинского района Республики Башкортостан в лице Аургазинского районного комитета по управлению собственностью и обществом с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс" от 18 июля 2006 г., номер регистрации 02-04-29/005/2006-186.
Взыскать с сельского поселения Исмагиловский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по исковому заявлению в размере 2000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 500 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Агрогалс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по исковому заявлению в размере 2000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3596/2008
Истец: Прокуратура РБ
Ответчик: Сельское поселение Исмагиловский Сельсовет МР Аургазинский район РБ в лице КУС МЗИО РБ по Аургазинскому району, ООО СХП "Агрогалс"
Кредитор: МИФНС России N 15 по РБ
Третье лицо: УФРС по РБ, ООО "СХП "Агрогалс"