г. Челябинск |
|
16 сентября 2008 г. |
Дело N А76- 4641/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Баканова В.В., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Челябинска и открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 10" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2008 по делу N А76-4641/2008 (судья Зайцев С.В.), при участии от подателя жалобы Администрации г. Челябинска - Пупыкиной И.А. (доверенность от 28.11.2005 N 01-20/2164), от ОАО "ТГК N 10" - Реннер Е.В. (доверенность от 07.07.2008 N 173), от истца - Хужина В.Г. (доверенность от 30.04.2008),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Автомобилист" (далее по тексту - ООО "Автомобилист", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации города Челябинска (далее по тексту - Администрация), Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее по тексту - ГУАиГ), производственному кооперативу Головной проектный институт "Челябинскгражданпроект" (далее по тексту ПК ГПИ "Челябинскгражданпроект"), открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 10" (далее по тексту ОАО "ТГК N 10"), Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска (далее по тексту - КУИЗО), муниципальному унитарному предприятию "Архитектурно-планировочный цент Администрации города Челябинска (далее по тексту - МУП "АПЦ") с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным распоряжения Администрации г. Челябинска N 2902 от 20.08.2007 "Об утверждении акта выбора земельного участка для размещения трассы теплопровода N 0081-01-2007 и предварительном согласовании места размещения трассы магистрального теплопровода 2Д-800 мм на участке от павильона ПЗ второй тепломагистрали ЧТЭЦ-3 до существующей теплотрассы на пересечении улиц Хлебозаводской - Новостроек в Металлургическом районе г. Челябинска ОАО "ТГК N10", в части утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения трассы магистрального теплопровода на участке, смежном с земельным участком ООО "Автомобилист"; признании недействительным распоряжения Администрации города Челябинска N 3322 от 21.09.2007 "О предоставлении земельного участка для строительства магистрального теплопровода 2Д-800 мм на участке от павильона ПЗ второй тепломагистрали ЧТЭЦ-3 до существующей теплотрассы на пересечении улиц Хлебозаводской - Новостроек в Металлургическом районе г. Челябинска ОАО "ТГК N 10", в части предоставления земельного участка на участке смежном с земельным участком ООО "Автомобилист".
Определением суда от 21.05.2008 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ГУАГиГ, ПК ГПИ "Челябинскгражданпроект", ОАО "ТГК N 10", КУИЗО, МУП "АПЦ", путем исключения из числа ответчиков по настоящему делу.
Определением суда от 17.06.2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2008 исковые требования удовлетворены.
Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции исходил из того, что заявление подано с соблюдением предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование акта органа местного самоуправления. Заявитель является собственником земельного участка площадью 26569 кв.м. с кадастровым номером 74:36:01 10 006:0001. По его заявке утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта АЗС, разрабатываются проекты. В соответствии с "Типовыми правилами охраны коммунальных теплосетей", "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утв. Приказом Министерства энергетики РФ N 115 от 24.03.2003 и СНиП 41-02-2003 охранная зона, связанная с размещением жилых и общественных зданий при надземной прокладке теплотрассы должна быть не менее 25 метров. Границы охранной зоны не могут налагаться на земельные участки других собственников. Оспариваемое распоряжение Администрации г. Челябинска утвердившее акт выбора земельного участка для размещения трассы теплопровода и предварительное согласование места размещения трассы нарушает права заявителя, так как наложение 25 метров охранной зоны теплотрассы на земельный участок заявителя лишает его возможности строительства объектов недвижимости.
Кроме того, ответчиком не представлено заявление ОАО "ТГК N 10" о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта в подтверждение законности проведения процедуры выбора. Доказательств информирования населения о предоставлении ОАО "ТГК N 10" земельного участка в нарушение ч. 3 ст. 293 ЗК не представлено.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Челябинска обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что факт наличия заявления о предоставления земельного участка от ОАО "ТГК N 10" в судебном заседании не оспаривался, следовательно, весь порядок предоставления земельного участка был соблюден. Нормы СНиП и "Типовые правила охраны коммунальных теплосетей", "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок" не распространяются на правоотношения по порядку предоставления земельных участков. Согласование со смежными землепользователями при издании актов о предоставлении земельных участков законодательством не предусмотрено. Межевание земельного участка ООО "Автомобилист" не проводилось, земельный участок не сформирован, следовательно, заключение ООО "КТБ "Челябинск-Автотранс" является недопустимым доказательством. Наложение земельных участков заявителя и ОАО "ТГК N 10" отсутствует, согласование заключения договора аренды с владельцами соседних земельных участков законодательством не предусмотрено.
ОАО "ТГК N 10" не согласившись с принятым решением, также обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что примененные судом нормы СНиП и "Типовые правила охраны коммунальных теплосетей", "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок" не регулируют порядок предоставления земельных участков, являются рекомендательными и определяют расстояние от уже существующих построек. Заявителем не доказано нарушение его прав, так как представленная заявителем проектная документация может свидетельствовать лишь о будущем строительстве. Отсутствуют документы, позволяющие определить точные границы земельного участка заявителя на местности, так как межевание не проводилось. Судом допущены процессуальные нарушения, так как сведения о предстоящем строительстве ОАО "ТГК N 10" теплотрассы были официально опубликованы в силу чего заявителем пропущен срок исковой давности, суд вышел за пределы заявленных требований восстановив срок.
Податели апелляционной жалобы в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, изложив их в тезисной форме.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, 23.11.1998 года постановлением Управления государственной регистрации Администрации г. Челябинска N 8-3 зарегистрировано ООО "Автомобилист", находящееся по адресу: 454038 г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, 6-11. 30.12.2002 года на основании свидетельства серии 74 N 002070374, выданного ИМНС РФ по Советскому району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о постановке на учет ООО "Автомобилист" за основным государственным регистрационным номером - 1027402931500.
На основании договора купли-продажи земельного участка N 179 от 26.10.1993, свидетельства о государственной регистрации права собственности 74 АБ 280350 от 15.03.2006, выданного ГУФРС по Челябинской области ООО "Автомобилист" является собственником земельного участка площадью 26569 кв.м. с кадастровым номером 74:36:01 10 006:0001, расположенного по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, Северовосточный промрайон, ул. Героев Танкограда.
21.11.2005 года и 27.12.2006 ООО "Автомобилист" обратился в ГУАиГ с заявками о подготовке и утверждении архитектурно-планировочного задания с целью строительства автозаправочной станции и административно-бытового корпуса с магазином. По заявкам ООО "Автомобилист" 20.02.2006 года утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта административно-бытового корпуса с магазином, а 23.03.2007 утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта автозаправочной станции, после чего заявитель приступил к разработке проектов, планируемых к строительству объектов.
В 2006 году ОАО "ТГК N 10" обратилось к ООО "Автомобилист" с просьбой согласовать акт выбора теплотрассы, строительство которой планировалось вдоль одной из границ земельного участка Общества.
Полагая, что строительство теплотрассы в представленном виде затрагивает его интересы ООО "Автомобилист" отказалось от согласования акта выбора теплотрассы и 10.01.2007 года обратилось в Администрацию г. Челябинска с письмом N 01/07, указав о возможности согласования акта выбора теплотрассы при условии ее выполнения в подземном варианте.
26.07.2007 года ООО "Автомобилист" направило в адрес ОАО "ТГК N 10" письмо N А3-12/07, которым сообщила о том, что при проектировании теплотрассы не учтены интересы ООО "Автомобилист", так как планируемая к строительству теплотрасса будет преграждать доступ к АЗС планируемой к строительству на земельном участке ООО "Автомобилист".
20.08.2007 года распоряжением Администрации г. Челябинска N 2902-д "Об утверждении акта выбора земельного участка для размещения трассы теплопровода N 0081-01-2007 и предварительно согласовании места размещения трассы магистрального теплопровода 2Д-800 мм на участке павильона ПЗ второй тепломагистрали ЧТЭЦ-3 до существующей теплотрассы на пересечении улиц Хлебозаводской - Новостроек в Металлургическом районе г. Челябинска ОАО "ТГК N 10", утвержден акт выбора земельного участка для размещения трассы теплопровода N 0081-01-2007 и предварительно согласовано место размещения трассы теплопровода на земельном участке от павильона ПЗ второй тепломагистрали ЧТЭЦ-3 до существующей теплотрассы на пересечении улиц Хлебозаводской - Новостроек в Металлургическом районе г. Челябинска.
Распоряжением Администрации г. Челябинска N 3322-д от 21.09.2007 года "О предоставлении земельного участка для строительства магистрального теплопровода 2Д-800 мм на участке от павильона ПЗ второй тепломагистрали ЧТЭЦ-3 до существующей теплотрассы на пересечении улиц Хлебозаводской - Новостроек в Металлургическом районе г. Челябинска ОАО "ТГК N 10" в аренду ОАО "ТГК N 10" предоставлен сроком на 11 месяцев земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5,1417 га для строительства магистрального теплопровода 2Д-800 мм. на участке от павильона ПЗ второй тепломагистрали ЧТЭЦ-3 до существующей теплотрассы на пересечении улиц Хлебозаводской-Новостроек в Металлургическом районе г. Челябинска без проведения торгов.
Полагая, что указанные распоряжения вынесены с нарушением земельного и градостроительного законодательства, что нарушает права ООО "Автомобилист", так как в результате размещения теплотрассы в любом месте предоставленного ОАО "ТГК N 10" земельного участка, на смежный участок ООО "Автомобилист" накладывается охранная зона теплотрассы, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности, в частности строительства любых объектов недвижимости в охранной зоне теплотрассы, истец обратился с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
В соответствии м ч. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции от 24.07.2007, действующей на момент вынесения оспариваемых распоряжений), предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Согласно ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Нормы указанной статьи Земельного кодекса РФ предусматривают необходимость при осуществлении процедуры выбора земельного участка учитывать информацию о разрешенном использовании земельных участков с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (ч.5 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Материалами дела подтверждено, что по результатам осуществленного ответчиком выбора земельного участка для строительства теплотрассы охранная или санитарно-защитная зона не установлена, тогда как в соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных сетей, утв. Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, СНиП 41-02-2003 при надземной прокладке теплотрасс охранная зона, связанная с возведением жилых и общественных зданий должна быть не менее 25 метров.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком предусмотренной законом процедуры выбора земельного участка для строительства теплотрассы без установления предусмотренной нормативными актами охранной зоны, является верным.
В силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Учитывая то обстоятельство, что охранная зона теплотрассы налагается на земельный участок истца, в силу чего препятствует возведению объектов недвижимости на данном земельном участке и, тем самым, ведению истцом экономической деятельности, вывод суда о том, что оспариваемые распоряжения нарушают права и интересы ООО "Автомобилист" является верным.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что совокупность условий, необходимая для признания акта недействительным установлена.
Доводы подателей апелляционной жалобы о соблюдении порядка обращения с заявлением о выборе земельного участка в подтверждение которого ОАО "ТГК N 10" представлена копия заявления в адрес главы г. Челябинска с просьбой оформить акт выбора трассы магистрального теплопровода не влияет на законность принятого судом первой инстанции решения, т.к. не исключает нарушений закона, допущенных при производстве выбора земельного участка.
Довод жалобы о том, что нормы СНиП и Правил не распространяются на правоотношения по порядку предоставления земельных участков, является несостоятельным.
Из письменных материалов дела следует, что земельный участок предоставлялся ОАО "ТГК N 10" для строительства теплотрассы.
Типовые правила охраны коммунальных сетей, утв. Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, согласно преамбуле должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.
Довод жалобы о том, что согласование со смежным землепользователем при издании актов о предоставлении земельного участка законодательством не предусмотрена, не основан на законе.
Исходя из смысла действующего земельного законодательства (ст. 30, 31), выбор земельного участка, является неотъемлемой самостоятельной стадией процедуры предоставления земельного участка для строительства, включающую в себя получение заявления от заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, определение возможных вариантов размещения объекта, проведение процедур согласования.
Довод подателей жалобы о том, что межевание земельного участка ООО "Автомобилист" не проводилось, земельный участок не сформирован, следовательно, заключение ООО АКБ "Челябавтотранс" является недопустимым доказательством, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (п. 1 ст. 19 этого же закона).
На основании ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Таким образом, для государственной регистрации земельного участка необходимо представление таких документов, которые в соответствии с действующим законодательством позволяют индивидуализировать указанное имущество и определить его точные параметры, в том числе местонахождение на местности и территориальные границы, что устанавливается путем проведения специальных мероприятий - межевания земельного участка.
Поскольку границы земельного участка, находящегося в собственности ООО "Автомобилист", установлены геоданными, указанными в свидетельстве на право собственности на землю, то вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок определен, наложение 25 метровой охранной зоны теплотрассы на земельный участок заявителя подтверждается заключением ООО "КТБ "Челябинск-автотранс", которое не оспорено, является верным.
Довод жалобы о том, что судом допущены процессуальные нарушения, так как сведения о предстоящем строительстве теплотрассы были официально публикованы, в силу чего заявителем пропущен срок исковой давности, подлежат отклонению.
Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства органом местного самоуправления предусмотрена ч. 3 ст. 31 ЗК РФ.
Представленные ОАО "ТГК N 10" доказательства опубликования сведений в средствах массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку автором указанной статьи является К.Данилова, сведений о том, что автор статьи является уполномоченным Администрации г. Челябинска на предоставление информации не имеется. Доказательств того, что органы, разместившие информацию, являются официальными печатными органами администрации г. Челябинска не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная третьим лицом при подаче апелляционной жалобы, относится на него. Поскольку Администрации г. Челябинска уплата госпошлины при подаче апелляционной жалобы была отсрочена, то суда апелляционной инстанции считает необходимым взыскать с ответчика в пользу государства госпошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2008 по делу N А76-4641/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Челябинска, ОАО "Теплогенерирующая компания N 10", без удовлетворения.
Взыскать с Администрации г. Челябинска в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4641/2008
Истец: ООО "Автомобилист"
Ответчик: Администрация г. Челябинска
Кредитор: ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска
Третье лицо: Управленин федерального кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, ПК "Головной проектный институт "Челябинскгражданпроект", Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 10", МУП "Архитектурно-планировочный центр" администрации г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска