г. Челябинск
03 декабря 2008 г. |
N 18АП-7968/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А, Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинской таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 октября 2008 года по делу N А76-9811/2008 (судья Катульская И.К.), при участии: от Челябинской таможни - Пономарева М.А. (доверенность от 02.07.2008 N47, служебное удостоверение), Шибаева А.С. (доверенность от 17.09.2008 N61, служебное удостоверение); от общества с ограниченной ответственностью "Галокомплект" - Альвианской Ю.В. (доверенность от 22.09.2008, паспорт), Курьянова Д.В. (доверенность от 26.06.2008, удостоверение адвоката от 25.08.2004 N1132),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Галокомплект" (далее - заявитель, общество, ООО "Галокомплект", декларант) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным требования от 11.06.2008 N 72 Челябинской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от06 октября 2008 года по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Таможенный орган не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловал его по причине несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального права.
Указанное требование об уплате таможенных платежей выставлено обществу в связи с нарушением сроков их уплаты за товары, оформленные по десяти ГТД, при проведении корректировки таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется согласно Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 (далее - Правила), в пункте 8 которых оговаривается, что первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном пунктов 10 Правил.
Основанием для перемещения товара на иностранную территорию является договоренность двух сторон, намерения которых выражается в письменной форме в виде заключения контракта, договора. ООО "Галокомлект" вывозит товар с территории России согласно контракта купли - продажи, в котором оговорено согласование стоимости товара относительно "Фиксированного торгового дня на Лондонской бирже металлов (далее - ЛБМ)" после фактической отправки товара покупателю и предоставления покупателю действительной таможенной декларации, ж/д накладной на поставляемую партию товара.
Для расчета стоимости товара подлежащей оплате используются данные ЛБМ начиная с первого торгового дня на ЛБМ, следующего после предоставления вышеперечисленных документов покупателю, и до пятого дня (включительно) торгового дня ЛБМ с даты поставки.
Возможность использования котировок мировых бирж регламентирована подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к Перечню документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации, утверждённому приказом ФТС России от 25.04.2007 N536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".
На момент подачи грузовой таможенной декларации окончательная стоимость товара, подлежащая оплате между продавцом и покупателем, не определена. Декларант предоставляет к таможенному оформлению проформу инвойс с временной ценой, не подлежащей оплате. В момент таможенного оформления должностное лицо таможенного органа в графе 43 грузовой таможенной декларации проставляет признак корректировки таможенной стоимости, предусмотренный приложением N 7 приказа ФТС России от 21.08.2007 N1003 -"2" - "таможенная стоимость не корректировалась и не принята в сроки выпуска товаров, товар выпущен без обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости".
После того как продавцом относительно условий контракта выставляется покупателю финальный инвойс (подлежащий оплате покупателем), ООО "Галокомлект" представляет в таможенные органы данный документ и все подтверждающие сведения, на основании которых произведен расчет окончательного инвойса. Таможенным органом выносится окончательное решение по таможенной стоимости. Проводится корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей относительно ранее заявленных сведений в ГТД.
В соответствии со статьей 320 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.
Согласно требованиям статьи 332 ТК РФ, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.
В силу части 3 статьи 330 ТК РФ, денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. Распоряжение об использовании денежных средств в качестве таможенных платежей осуществлено обществом только 05.06.2008, путём направления письма в адрес Челябинской таможни за N 1-05/06. Таким образом, обществом нарушен срок уплаты таможенных платежей, предусмотренный частью 2 статьи 329 ТК РФ.
Сведения, содержащиеся в требовании об уплате таможенных платежей от 11.06.2008 N 72, полностью соответствуют положениям статьи 350 ТК РФ, а именно указаны сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования.
Кроме того, приказом ГТК России от 14.08.2003 N 886, предусмотрена форма требования об уплате таможенных платежей, которой полностью соответствует требование, направленное в адрес общества. Более того, к требованию Челябинской таможни от 11.06.2008 N 72 приложен расчёт, который является неотъемлемой частью указанного требования и содержит подробную информацию о произведённых расчётах, периодах, сроках и т.д.
В соответствии с частью 2 статьи 329 ТК РФ при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Следовательно, по ГТД N N 10504080/270208/0001685, 10504080/200308/0002519, 10504080/150208/0001342, 10504080/280408/0004051, 10504080/100408/0003378, 10504080/100408/0003377, 10504080/270308/0002779, 10504080/130308/0002228, 10504080/050308/0001949, 10504080/010408/0002955 срок уплаты таможенной пошлины истек 27.02.2008, 20.03.2008, 15.02.2008, 28.04.2008, 10.04.2008, 10.04.2008, 27.03.2008, 13.03.2008, 05.03.2008, 01.04.2008 соответственно.
В результате проведения корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных поименованными ГТД, была доначислена вывозная таможенная пошлина по ним.
Письмом от 05.06.2008 N 1-05/06 ООО "Галокомплект" распорядилось списать дополнительно начисленные суммы вывозной таможенной пошлины по этим ГТД с платежных поручений NN 1182 от 30.05.2008 и 1201 от 04.06.2008.
На основании полученного распоряжения Челябинской таможней были списаны дополнительно начисленные суммы вывозной таможенной пошлины по указанным ГТД с платежных поручений N 1182 от 30.05.2008 и N 1201 от 04.06.2008.
Неизвестность цены реализации товара на момент таможенного оформления не освобождает от исполнения обязанности, предусмотренной таможенным законодательством, кроме того, в соответствии с требованиями пункта 40 Постановления Правительства от 13.08.2006 N 500, предусмотрено временное периодическое декларирование, которым ООО "Галокомплект" не воспользовалось.
Общество нарушило сроки уплаты таможенных пошлин, установленные статьей 329 ТК РФ. В связи с этим, согласно требованиям статьи 350 ТК РФ в адрес ООО "Галокомплект" выставлено требование от 11.06.2008 N 72 на сумму пени 64374,57 рублей. Пеня рассчитана в соответствии со статьей 349 ТК РФ со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители общества устно возражали против ее удовлетворения, просили решение суда оставить без изменения.
Дополнительно в судебном заседании представители заинтересованного лица указали, что в данном случае ими применен первый расчетный метод определения таможенной стоимости товаров, но суд неправильно трактует статью 329 ТК РФ, поскольку не видит разницы между импортом и экспортом товаров. Декларант сам произвел корректировку таможенной стоимости товаров по ГТД, до ее утверждения таможенным органом, а также дал поручение на списание денежных средств, поэтому требование о доначислении таможенных платежей уже невозможно было выставить. Однако, исходя из формальных требований закона, пени начислена обоснованно. Этот подход, с учетом начисленной пени, является в результате менее затратным для декларанта, тогда как в противном случае таможне придется прибегнуть к применении шестого метода расчета таможенной стоимости товаров (учитывая, что общество не использует свое право на временное декларирование).
Представители общества дополнительно пояснили, что авансовые платежи по ГТД оплатили своевременно, при установлении окончательной цены контракта заранее провели корректировку таможенной стоимости товаров, выдали разрешение на списание денежных средств. Но, корректировка в любом случае утверждается таможенным органом, что им и было сделано. Поэтому нарушений ТК РФ не допустили, в связи с чем полагают начисление пени незаконным. Временное декларирование - право, а не обязанность декларанта, которым общество не пользуется.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Галокомплект" зарегистрировано в качестве юридического лица в 1999 году (т. 1, л.д. 5).
Заявителем (продавец) заключены контракты от 15.01.2008 N 08107 и от 29.01.2008 N 08108 с "Оутокумпу Россия Ою" Финляндия (покупатель) на вывод товара - лом нержавеющей стали (т. 2, л.д. 3-26).
В феврале-марте 2008 года обществом представлены в таможенный орган для таможенного оформления вывоза товара в соответствии с указанными контрактами, десять поименованных грузовых таможенных деклараций (т. 1, л.д. 44, 51, 60, 70, 76, 81, 90, 98, 106, 114), и уплачены авансовые платежи платежными поручениями: от 12.02.2008 N 391 на сумму 5100000 руб.; от 28.01.2008 N 353 на сумму 4327000 руб.; от 28.02.2008 N 458 на сумму 3000000 руб.; от 07.03.2008 N 504 на сумму 3600000 руб.; от 17.03.2008 N 555 на сумму 8300000 руб.; от 27.03.2008 N 646 на сумму 4100000 руб.; от 02.04.2008 N 696 на сумму 4000000 руб.; от 08.04.2008 N 750 на сумму 3900000 руб.; от 25.04.2008 N 903 на сумму 1100000 руб. (т. 1, л.д. 123-131).
Общество в марте-мае 2008 года представило в таможню сопроводительными письмами документы, подтверждающие таможенную стоимость вывезенного товара, и о проведении корректировки суммы по указанным ГТД (т. 1, л.д. 50, 57-59, 66-69, 75, 80, 86-89, 95-97, 104-105, 112-113, 120-122).
В результате проведения корректировки таможенной стоимости товаров по этим ГТД (т. 1, л.д. 46, 53, 63, 71, 77, 82, 91, 100, 108, 116) вывозная таможенная пошлина доначислена по результатам контроля таможенной стоимости, что подтверждается соответствующими отметками в разделе "D" таможенного органа на формах корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС) от 05.06.2008 и 09.06.2008.
Письмом от 05.06.2008 N 1-05/06 (т. 1, л.д. 132) ООО "Галокомплект" распорядилось списать дополнительно начисленные суммы вывозной таможенной пошлины по десяти ГТД с платежных поручений от 30.05.2008 N 1182 и от 04.06.2008 N 1201 (т. 1, л.д. 133-134), что таможней сделано.
Требованием об уплате таможенных платежей от 11.06.2008 N 72 (т. 1, л.д. 8), направленным обществу письмом от 18.06.2008 N 04-37/7881 (т. 1, л.д.13) таможенный орган известил заявителя о факте задолженности по уплате пени, возникшей в связи с нарушением сроков уплаты таможенных платежей за вывезенные по ГТД товары, в связи с проведенной корректировкой их таможенной стоимости. Размер пени, согласно приложенному расчету таможенного органа, составил 64374,57 руб. (т. 1, л.д. 10-12). Обществу предписано уплатить эту задолженность не позднее 05.07.2008.
Считая названные действия таможни по выставлению требования об уплате пени незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, правильно установив фактические обстоятельства дела, исходил из несоответствия оспоренного требования положениям статьи 350 ТК РФ, отсутствия у декларанта и таможенного органа, исходя из условий контракта, возможности определения окончательной стоимости вывозимого товара до получения 09.06.2008 результатов таможенного контроля стоимости товара на основании дополнительных документов, представленных обществом по своей инициативе своевременно, уплаты обществом в необходимом размере авансовых таможенных платежей. В связи с этим суд пришел к убеждению об отсутствии со стороны ООО "Галокомплект" просрочки уплаты таможенных платежей, то есть необоснованности начисления таможней пени.
Выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно частям 1-3 статьи 350 Таможенного кодекса Российской Федерации требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с ТК РФ, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени (часть 1 статьи 349 ТК РФ).
Доводы подателя апелляционной жалобы несостоятельны в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (часть 3 статьи 330 ТК РФ).
Как видно из материалов дела, в феврале-марте 2008 года, то есть без нарушения срока, обществом представлены в таможенный орган для таможенного оформления вывоза товара в соответствии с указанными контрактами, десять поименованных грузовых таможенных деклараций (т. 1, л.д. 44, 51, 60, 70, 76, 81, 90, 98, 106, 114), и уплачены авансовые платежи платежными поручениями: от 12.02.2008 N 391 на сумму 5100000 руб.; от 28.01.2008 N 353 на сумму 4327000 руб.; от 28.02.2008 N 458 на сумму 3000000 руб.; от 07.03.2008 N 504 на сумму 3600000 руб.; от 17.03.2008 N 555 на сумму 8300000 руб.; от 27.03.2008 N 646 на сумму 4100000 руб.; от 02.04.2008 N 696 на сумму 4000000 руб.; от 08.04.2008 N 750 на сумму 3900000 руб.; от 25.04.2008 N 903 на сумму 1100000 руб. (т. 1, л.д. 123-131).
Эти действия декларанта соответствуют требованиям статьей 318, 319, 322 и части 2 статьи 329 ТК РФ, и не противоречат Правилам определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500.
В силу положений части 6 статьи 323 ТК РФ, если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей. Дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна.
Как видно из представленных ГТД, в момент таможенного оформления должностное лицо таможенного органа в графе 43 проставило в них признак корректировки таможенной стоимости, предусмотренный приложением N 7 приказа ФТС России от 21.08.2007 N 1003 -"2" -"таможенная стоимость не корректировалась и не принята в сроки выпуска товаров, товар выпущен без обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости".
Согласно положениям части З статьи 323 ТК РФ, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области финансов, в соответствии с ТК РФ. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Таким образом, из вышеприведенных положений также следует, что в силу неизвестности цены реализации товара на момент таможенного оформления таможенная стоимость товара в данном случае могла быть определена только по результатам контроля таможенной стоимости товаров на основании дополнительно представленных документов, который проведен таможенным органом, как следует из отметок на бланках КТС в разделе D "Таможенный контроль", только 09.06.2008.
Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что у таможни отсутствовали правовые основания для начисления пени и выставления соответствующего требования об их уплате.
В силу части 7 статьи 323 ТК РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (статья 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.
Позиция таможенного органа основана на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку всем обстоятельствам дела судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, а потому они отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции как необоснованные, что также соответствует сложившейся судебной практике.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика (пункт 2 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Следовательно, с Челябинской таможни в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 октября 2008 года по делу N А76-9811/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Челябинской таможни в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б.Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9811/2008
Истец: ООО "Галокомплект"
Ответчик: Челябинская таможня
Кредитор: ИФНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7968/2008