г. Челябинск
18 февраля 2009 г. |
N 18АП-587/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Бояршиновой Е.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Хомяковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану на решение Курганской области от 19.12.2008 по делу N 34-4859/2008 (судья Гусева О.П.), при участии: от открытого акционерного общества "РегионАвтоТранс-Курган" - Поспеловой Н.И. (доверенность от 09.01.2009 N 05), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - Ардышева Е.Г. (доверенность от 17.11.2008 N 05-13/29483), Фаворовой Т.М. (доверенность от 13.10.2008 N 05-12/26227),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РегионАвтоТран-Курган" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ОАО "РегионАвтоТранс-Курган") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по г.Кургану) от 28.08.2008 N 170 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" (л.д.2-3).
Представлены уточнение требований, в соответствии с которыми заявитель просит признать незаконными решение ИФНС России по г. Кургану от 28.08.2008 N 170 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и решение ИФНС России по г. Кургану от 28.08.2008 N 260 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части пунктов 2, 3 (л.д.130-131).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19 декабря 2008 года заявленные требования удовлетворены (л.д.147-151).
Не согласившись с решением суда первой инстанции инспекция обжаловала судебный акт в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" уплачивает лизинговые платежи по имуществу, полученному по договорам финансовой аренды, которое используется обществом для деятельности, в том числе освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в силу требований пп.1 п.2 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы налога учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Кроме того, по мнению налогового органом, проведенная им процедура принятия решения отвечает требованиям, установленным ст.ст. 100, 101 НК РФ и не нарушает права налогоплательщика. Процедура рассмотрения налоговым органом материалов налоговой проверки не содержит нормы, требующей объявления решения в день рассмотрения материалов проверки, считает, что налоговый орган решение по результатам рассмотрения налоговой проверки должен вынести в рамках общего десятидневного срока.
Налогоплательщиком отзыв не представлен.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком 25.03.2008 в налоговый орган представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2006 года (л.д. 84-89), согласно которой обществом заявлен вычет в размере 215 668 руб. по лизинговому платежу, произведенному в адрес общества с ограниченной ответственностью "МегаОйлСервис" (далее - ООО "МегаОйлСервис") по счету-фактуре от 31.08.2006 N 238.
По результатам камеральной проверки достоверности представленной декларации ИФНС России по г. Кургану составлен акт от 09.07.2008 N 1116 (л.д. 16-18), и вынесено решение от 28.08.2008 N 260 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым было предложено ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" уплатить недоимку по НДС в сумме 11 779 руб. и уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за август 2006 года в сумме 203 370 руб. (л.д. 20-25).
Решением от 28.08.2008 N 170 налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за август 2006 года в сумме 203 370 руб. (л.д. 9).
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужили выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком используется имущество, полученное по договорам лизинга (пассажирские автобусы, троллейбусы), для оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, не подлежащих в силу пп.7 п.2 ст. 149 Налогового кодекса РФ обложению НДС, поэтому право на получение соответствующего налогового вычета у ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" отсутствует.
Полагая, что решения налогового органа не соответствуют положениям законодательства о налогах и сборах и нарушают его права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными указанных решений налогового органа.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" документально подтвердило свое право на предъявление к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в т.ч. маршрутного). При этом указанные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности общества является представление автотранспортных услуг, общество имеет лицензию от 16.06.2006 N АСС-45-008598 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (л.д.7). При перевозке пассажиров городским транспортом пользуется льготой, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Наряду с деятельностью, освобожденной от уплаты НДС, общество осуществляет деятельность, не освобождаемую от НДС, что подтверждается книгой продаж.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Порядок ведения раздельного учета закреплен в Положении об учётной политике для целей налогообложения на 2006 год, утверждённом приказом генерального директора ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" от 05.09.2006 N 60 (л.д. 81). Правильность его ведения Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану подтверждена и не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что между ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" и ООО "МегаОйлСервис" были заключены договоры финансового лизинга от 10.07.2006 N 038-л/2006 и от 18.08.2006 N 040-л/2006 (л.д. 38-61), во исполнение которых заявителем были получены автобусы ПАЗ-4230-03 в количестве 34 шт. и троллейбусы ТР 5280 в количестве 10 шт. (л.д. 133-144).
Данные договоры предусматривают перечисление обществом лизингодателю единого лизингового платежа, что соответствует статье 28 Закона "О финансовой аренде (лизинге)" N 164-ФЗ от 29.10.1998 г. Договоры не устанавливают, что в составе лизинговых платежей, общество перечисляет лизингодателю выкупную цену предмета лизинга.
В соответствии со статьей 28 указанного Закона под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателю, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателя, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.
Судом установлено, что по условиям договоров имущество, полученное по договорам лизинга, находится на балансе у лизингодателя. Договорами также предусмотрено, что лизинговые платежи означают вносимую в пользу лизингодателя плату за владение и пользование предметом лизинга.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Из буквального толкования пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исключение составляют только товары, а не работы и услуги, перечисленные в п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и приобретаются в процессе осуществления этой деятельности.
Поскольку лизинговые платежи являются оплатой предоставляемой услуги, то из смысла п.п. 1 ч. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, подлежат вычету для целей налогообложения в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные в ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), при условии их принятия к учету.
В подтверждение налоговых вычетов по НДС налогоплательщиком представлены: счет-фактура от 31.08.2006 N 238 на сумму 1 413 821,66 руб., в том числе НДС - 215 567 руб. (л.д.62), договоры финансовой аренды (лизинга) от 10.07.2006 N 038-л/2006 и от 18.08.2006 N 040-л/2006 с графиками лизинговых платежей (л.д.38-61), спецификации имущества, предоставляемого в лизинг и акты передачи и приемки транспортных средств (л.д.133-144).
Кроме того, как следует из мотивировочной части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 28.08.2008 N 260 (л.д. 14), НДС по сроку уплаты 20.09.2008 в сумме 11 779 руб. на основании первичной налоговой декларации за август 2006 года был исчислен заявителем и перечислен в бюджет.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" обоснованно заявлен налоговый вычет по НДС по лизинговому платежу.
Кроме того, арбитражным судом первой инстанции установлено наличие со стороны налогового органа процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловное признание недействительным решения от 28.08.2008 N 260 в обжалуемой части, вынесенного по результатам проведенных мероприятий налогового контроля.
Статьями 22, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику декларирована защита от неправомерных действий (бездействия) налоговых органов и установлена обязанность налоговых органов соблюдать нормы налогового законодательства и иных законов Российской Федерации при осуществлении налогового контроля.
Гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
К числу таких гарантий относится регламентированная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, составной частью которой является ознакомление налогоплательщика с актом налоговой проверки (статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации), рассмотрение возражений налогоплательщика в его присутствии (пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), принятие налоговым органом обоснованного решения по результатам проверки (пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки установлена ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункта 1 которой акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
На основании представленных в материалы дела документов судом установлено, что по результатам налоговой проверки ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" составлен акт от 09.07.2008 N 1116, который вручен 24.07.2008 представителю ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" по доверенности (л.д.18), уведомлением от 28.07.2008, налогоплательщик извещен о рассмотрении материалов налоговой проверки на 15.08.2008 (л.д.128), 30.07.2008 налогоплательщиком представлены возражения на акт камеральной проверки от 09.07.2008 N 1116 (л.д.120).
Инспекцией 15.08.2008 рассмотрены возражения налогоплательщика в присутствии его представителя, составлен протокол рассмотрения возражений (л.д.123-124). Между тем, сведения о том, что по результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято какое-либо решение, в протоколе отсутствуют.
Решение N 260 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" принято инспекцией 28.08.2008 (л.д.20-25).
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об извещении налоговым органом налогоплательщика о дате принятия оспариваемого решения.
Указанные обстоятельства в соответствии п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации признаются нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, и являются самостоятельным основанием для отмены решения налогового органа в оспариваемой части, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07.
Судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.12.2008 по делу N А34-4859/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4859/2008
Истец: ОАО РегионАвтоТранс-Курган
Ответчик: ИФНС по г.Кургану